Весенний оздоровительный лагерь «Алые паруса»
при МБОУ СОШ №11 имени А. А. Абрамова
Программа летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«ЛЕТНИЕ ЗАБАВЫ»
2017 г.
Информационная карта программы
Полное название программы | Программа пришкольного оздоровительного лагеря « Алые паруса» с дневным пребыванием детей – «Летние забавы» |
Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период |
Направление деятельности | Физическое, духовное, патриотическое развитие детей средствами игры, познавательной и трудовой деятельности. |
Краткое содержание программы | Программа содержит мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь «Алые паруса» с дневным пребыванием детей |
Количество, возраст учащихся | 20 человек, с 7 до 13 лет |
Сроки проведения | 19.07.17-25.07.2017 |
Смена | 3 |
Пояснительная записка
Каникулы для детей – это разрядка, накопившейся напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Вся воспитательная работа в пришкольном лагере направлена на реализацию программы «Летниезабавы».
Цели и задачи программы
Целью пришкольного оздоровительного лагеря является:
1. Создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся,
2. Формирование общей культуры и навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1. Организация разнообразной досуговой деятельности.
2. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива,
привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
4. Утверждение в сознании школьников нравственных и культурных ценностей
5. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
6. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений культуры и др.
Принципы работы пришкольного лагеря
Программа опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к
человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в пришкольном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках весеннего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Объективные факторы работы
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делает пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Чёткий режим жизнедеятельности – рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Направления деятельности пришкольного лагеря:
• Физкультурно-оздоровительное;
• Экологическое;
• Художественно – эстетическое;
• Интеллектуальное;
• Трудовое;
• Нравственно-патриотическое;
• Предупреждение ЧС в пришкольном лагере и охрана жизни детей;
• Работа по сплочению временного коллектива детей.
Содержание программы
(по направлениям деятельности пришкольного лагеря)
1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение детей в различные формы физкультурно- оздоровительной работы; выработка и укрепление гигиенических навыков; расширение знаний об охране здоровья, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником в начале и в конце смены;
- утренняя гимнастика (проводится ежедневно в течение 15 минут;
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий: подвижных игр на свежем воздухе, эстафет, «Веселых стартов», дней здоровья.
2. Экологическая деятельность.
Целями данного направления являются:
- воспитание бережного отношения к природе,
- повышение уровня экологической культуры детей.
В программу пришкольного лагеря включены следующие мероприятия экологической
направленности:
- экологический десант,
- «Экологическое ассорти»
участие в экологических акциях .
3. Художественно – эстетическая деятельность
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Цели художественно-эстетического направления:
- пробуждать в детях чувство прекрасного;
- формировать навыки культурного поведения и общения;
- прививать детям эстетический вкус;
- развитие креативности детей.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
- посещение школьного музея; поселковой и школьной библиотек,
- просмотр и обсуждение мультфильмов и детских фильмов,
- конкурсы исполнительского мастерства («Лучшая пародия», «Минута славы» и т.п.), детского творчества,
- организация выставок творческих работ («Знакомьтесь – это мы!» и т.п.), конкурсы стенгазет, рисунков),
- игровые творческие программы,
- творческие игры («День рекордов»),
- оформление уголка лагеря, «экрана» дня – стенда, отображающего жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период,
Интеллектуальная деятельность.
Целями данного направления являются:
- расширение кругозора детей,
- повышение уровня интеллектуального развития детей.
В программе пришкольного лагеря предусмотрено проведение следующих мероприятий интеллектуальной направленности:
- час загадок, кроссвордов, ребусов,
- конкурс – игра «Весёлые минутки»,
- конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»,
- интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,
- итоговая выставка поделок, рисунков,
- посещение библиотек (школьной, поселковой).
5. Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
- бытовой самообслуживающий труд;
- общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на закрепеленной за школой территории.
6. Нравственно-патриотическая деятельность
Целями данного направления являются:
- пробуждение в детях чувства любви к родине, семье;
- формирование уважительного отношения к памятникам истории и развитие интереса к изучению истории родного края;
- формирование толерантности, развитие дружеских отношений внутри временного коллектива.
Основные формы работы:
- беседа «Символика Российской Федерации»,
- тематические викторины и игровые программы,
- конкурсы исполнительского мастерства,
7. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в пришкольном лагере и охране жизни детей.
Целью данного направления является обучение детей правилам безопасного поведения и охрана жизни детей в пришкольном лагере. В связи с этим в пришкольном лагере планируется проведение следующих инструктажей с детьми:
- «Общие правила поведения в лагере»,
- «Правила пожарной безопасности»,
- «Правила поведения детей при прогулках и походах»,
- «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий и подвижных игр»;
- «Правила безопасности при терактах»,
Кроме того, в течение смены воспитатели самостоятельно либо с работника проводят беседы: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «Как беречь глаза?». Рекомендуется проведение в занимательной форме бесед по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Правила поведения при пожаре», «Меры доврачебной помощи».
8. Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- огонёк «Расскажи мне о себе» ( в начале лагерной смены); «Расскажи мне обо мне ( в конце лагерной смены);
- игры на сплочение коллектива: «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Сладкое дерево»
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Приложения
Режим дня.
9.00-9.15 - начало работы лагеря; индивидуальный прием детей;
09.15– 09.30 - зарядка;
09. 30–10.00 – линейка;
10.00–10.30 – завтрак;
10.30-11.00 – трудовой десант;
11.00–12.00 – организация и проведение коллективных творческих дел, прогулки;
12.00 –13.00– спортивные мероприятия;
13.00-13.30 - киносеанс;
13.30.14.00 – обед;
14.00 - 14.30 – прогулка на свежем воздухе
14.30 – 14.50 – линейка, подведение итогов;
14.50-15.00 - уход детей домой.
Законы и правила лагеря
Закон хозяина.
Лагерь - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и
покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час.
Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и
способности.
Речевки:
На зарядку
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
На завтрак.
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
На обед
Собирайся, детвора!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб
И садись-ка за обед!
До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
Что голодный хор поет,
Когда повар есть зовет?
- Дети, дети!
- Да, да, да!
- Есть хотите?
- Да-а! Да-а! Да-а!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.