СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Летний профильный лагерь «Исследователи XXIвека « на базе предметной лаборатории «Биология . Экология» МБОУ СОШ N135 им. академика Б.В. Литвинова

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как провести лето интересно, при этом с пользой для развития личности, и чтобы каждый день был насыщен захватывающими событиями? Как предоставить желающим возможность для получения углублённых знаний по выбранному предмету, реализации индивидуальных творческих способностей, помочь в овладении навыками учебно-исследовательской деятельности

Просмотр содержимого документа
«Летний профильный лагерь «Исследователи XXIвека « на базе предметной лаборатории «Биология . Экология» МБОУ СОШ N135 им. академика Б.В. Литвинова»

Летний профильный лагерь «Исследователи XXIвека « на базе предметной лаборатории «Биология . Экология» МБОУ СОШ N135 им. академика Б.В. Литвинова.

Емельянова Людмила Ивановна,

Черткова Юлия Алексеевна Снежинск

В современных условиях приобретает особую актуальность проблема поиска новых форм работы с одаренными детьми. В этом направлении наша школа уже имеет определённый положительный опыт. Одновременно с реализацией стандарта общего мы выстраиваем систему поиска и поддержки одарённых детей в разных направлениях, а также их сопровождения в течение всего периода обучения. Мы считаем, что для реализации интеллектуального и творческого потенциала детей необходимо создание в школе комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого  станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

В настоящее время в учебное время общеобразовательной школе сложно создать необходимые условия для формирования проектной и исследовательской деятельности, т.к. перегруженность учебных предметов требует затраты основного учебного времени на усвоение и закрепление большого количества информации и выработку навыков работы с нею. Появилось  противоречие между потребностями общества в выпускнике, обладающим проектным и исследовательским типом экологического мышления , и невозможностью в условиях классно-урочной системы формировать навыки. .Проблема - невозможность формировать проектный и исследовательский тип мышления без создания условий для развития соответствующих умений и навыков.

В 2011 году наша школа победила в конкурсном отборе приоритетного национального проекта «Образование» и получила сертификат на право покупки оборудования для лаборатории. Школа приобрела на два миллиона инструментальное и цифровое оборудование, что позволило проводить мониторинг окружающей среды на более высоком уровне. Но экологические исследования целесообразно проводить в летнее время во время работы экологического лагеря. Именно во время лагерной смены учащимся дается не только заряд бодрости и здоровья, но и дополнительные знания по биологии и экологии, который невозможно получить в условиях общеобразовательных школ

Как провести лето интересно, при этом с пользой для развития личности, и чтобы каждый день был насыщен захватывающими событиями? Как предоставить желающим возможность для получения углублённых знаний по выбранному предмету, реализации индивидуальных творческих способностей, помочь в овладении навыками учебно-исследовательской деятельности. Таким вопросом ежегодно задаются тысячи школьников и их родителей. В школе №135 имени академика Б.В. Литвинова на злободневный вопрос найден правильный ответ: с 2011г на базе школы работает профильный летний экологический лагерь «Исследователи XXI века» На подготовительном этапе ,до начала работы смены, мы создали программу лагеря и подпрограммы направлений : теоретического, практического, творческого, проектно-исследовательское, разработали индивидуальный маршруты юных исследователей на выполнение исследовательской и проектной работы.

Профильная смена лагеря органично объединила в себе каникулярный отдых, оздоровление и углубленное образование одаренных подростков. Ряд теоретических и практических занятий проводился в аудиторно - лабораторных условиях. Основной объем практических работ, составляющих полевой практикум, выполнялся во время экскурсий. Выбор условий проведения занятия зависел от содержания занятия и погодных условий. В исследовательской работе лагеря приняли участие не только юные исследователи нашей школы, но и других школ города. На базе нашей школы в предметной лаборатории «Экология. Биология» созданы необходимые условия для проведения научно-исследовательской деятельности школьников по мониторинговым исследованиям окружающей среды. Юные исследователи на универсальном оборудовании, проводили разноплановые исследования воды, почвы, воздуха, уровня радиации, освещённости .

Вся работа в экологическом лагере была построена на принципах самостоятельности, добровольности и высокой заинтересованности к работе

На организационном этапе участников лагеря ознакомили с правилами пребывания в лагере, работой с цифровым и лабораторным оборудованием, а затем в режиме «мозгового штурма» совместно с детьми были сформулированы и торжественно приняты принципы, по которым все участники должны жить, и заниматься пока будет проходить экологическая смена. Для того чтобы определить базовый уровень экологического сознания и степени практической готовности к природоохранным действиям участникам экологической смены предлагалось без указания автора заполнить анкеты:

-общую осведомленность и отношение к экологическим проблемам,

-мнение о сложившейся экологической обстановке в регионе,

- степень активности в эколого-просветительских мероприятиях и готовность к практическим действиям в помощь природе.

Как показал анализ анкет, половина опрошенных учащихся считают, что в школе получают достаточно знаний по биологии (55,6%), однако достаточно большое число детей считают, что этих знаний им недостаточно (37,5%). Оценивая экологическую ситуацию в Челябинской области, большинство респондентов настроены весьма оптимистично и считают, что «ситуацию можно исправить» (83,6%), при этом только 9,8 % считают, что «ситуация крайне тяжелая», а 6,6 % вообще не интересуются этими проблемами.

-Рассматривая основные экологические проблемы с точки зрения личного приоритета, большинство участников на первое место поставили «выброс вредных веществ в воздух» (33,9%), т.е. проблему непосредственно угрожающую живым организмам. На втором месте (26,2%) была обозначена проблема «исчезновения редких видов растений и животных», следующими по значимости оказались проблемы, связанные с последствиями хозяйственной деятельности человека: «сокращение природных ресурсов» (15,4%) и «увеличение количества отходов» (19,9%).

При этом 3,9% опрошенных участников считают, что одинаково важны все перечисленные проблемы.

Наиболее эффективными методами решения экологических проблем участники считают «усиление контроля за соблюдением законов об охране природы, нарушители должны привлекаться к ответственности и платить штрафы» (30,4 %), «внедрение во всех областях деятельности человека новых технологий, которые позволяют уменьшить загрязнение окружающей среды» (29,7 %), а также «уделять больше внимания воспитанию экологической культуры населения» (29,7 %). За более радикальные меры, такие, как «сокращение промышленных предприятий и размещению их за городом» проголосовало только 8,7%.

Оценивая свой вклад в охрану природы и участие в природоохранных мероприятиях, участники в большинстве своем указали на то, что они «сажают деревья» (32,8%), «стараются производить меньше мусора» (25%) и участвуют в природоохранных акциях, конкурсах и т.п.» (21,1%). Некоторые из них участвовали в экомаршах и «стараются экономить воду, тепло, электроэнергию» (9,3%). Были и такие ребята, которые до этого «не задумывались над этим» (3,1%).

Работники городского музея провели геологическую экскурсию, подростки выяснили название собранных минералов и их химический состав. Минералы определили в кабинет географии. Ибатуллин Александр Анатольевич, бывший выпускник школы, ныне преподаватель УрГПУ, учёный - бриолог провел экскурсию по экологической тропе г. Снежинска (маршрут разработан волонтерами школы в 2008 г.) Юные исследователи познакомились с флорой и фауной разных экосистем, определились с темами работ по мониторингу выбранных экосистем. Вызвал интерес у старшеклассников и туристический поход совместно с турклубом « Сталкер» школы №135.

В течение лагерной смены юные исследователи провели комплексную оценку качества воды, исследования почвы, воздуха с помощью цифрового оборудования лаборатории. В своих дневниках подростки с большим интересом описывали экскурсии в Екатеринбург и Челябинск (Дельфинарий, зоопарк, аквапарк, музей «Эксперементус».

В конце смены прошла защита концепций авторами проектов.

В лагере проходили конкурсы: «Лучший экологический плакат», «Лучшая экологическая карикатура», «Лучшая экологическая презентация». По итогам работы лагеря ,каждый подросток получил в подарок «Дневник исследователя» ,в котором был фотоотчет о его работе в лагере, рекомендации психолога, который проводил входную диагностику, написанный обучающимся отчет о своей работе, в виде эссэ. С каждым подростком был составлен индивидуальный маршрут дальнейшей работы над своим исследовательским проектом.

Мы считаем, что интерес к исследовательской работе обучающихся, после работы в лагере вырос. По результатам анкетирования, 80 % юных исследователей лагеря продолжат свои исследования и в дальнейшем. Освоив цифровое и лабораторное оборудование, они более качественно будут проводить свои исследования, и обучать начинающих исследователей работе на данном оборудовании.

Авторы работы «Исследование большого прудовика (Limnea stagnalis) на выявление патогенных паразитарных агентов (личинок - церкарий ряда видов трематод семейства Schistosomatidae, редии Fasciola hepatica) в озере Синара» представили свою работу в учебное время на региональный конкурс «Вода на земле». Они стали призерами всероссийских конкурсов «Юниор»,Юнэко» Москва. Работа «Экологическая тропа города Снежинска победила в региональном конкурсе «Отечество», в открытом Чемпионате на кубок губернатора Челябинской области по проектному управлению, победила в номинации » Лучший экологический проект», в национальном конкурсе «Природное наследие нации». Москва. Также высокую оценку эксперты муниципальных конкурсов дали следующим работам : «Изучение городских бриофлор на территории ЗАТО города Снежинска», « Растительные пигменты», «Твой след на планете».

Мы ожидаем, что работы наших исследователей будут выполнены на более высоком уровне и будут высоко оценены экспертами конкурсов, конференций, что поможет им в дальнейшем самоопределении. Мы предполагаем, что положительный опыт наших исследователей, привлечет внимание других учащихся и их родителей. Также мы надеемся на успешное сотрудничество с учеными РФЯЦ ВНИИТФ и преподавателями филиала ЮУРГУ и СФТИ НИЯУ МИФИ. Мы надеемся, что тесное сотрудничество над выполнением проектов наших учеников с учеными нашего предприятия, поможет выпускникам определиться с выбором профессий.

По итогам работы лагеря мы также подготовили сборник исследовательских работ учащихся, и макет второго методического пособия авторской группы педагогов «Школа исследователей». Первое пособие вышло в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования в 2013 году.

Мы считаем, что научно-исследовательская деятельность на базе экологического лагеря поможет учащимся

  • расширить экологические знания, полученные при изучении школьных предметов;

  • сформировать активное и ответственное отношение к окружающей среде;

  • развить творческие и коммуникативные способности;

  • приобрести навыки научного эксперимента;

педагогам :

  • выявить учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;

  • организовать активный отдых и оздоровление детей;

  • приобщить учащихся к природоохранной деятельности;

  • пробудить у учащихся интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Учитывая опыт работы лагеря, можно с уверенностью сказать, что программа работы лагеря дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни Мы предполагаем, что работа в лагере даст подросткам в дальнейшем толчок к развитию новых творческих способностей.