Летний сад Санкт-Петербурга
Автор: Смирнова И.Ю.
Заведующая библиотекой
с.Новый Порт, 2016 г .
Подвижник русской культуры -академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв 1906-1999
«Сад — попытка создания идеального мира
взаимоотношений человека с природой. Поэтому
сад представлялся как в христианском мире, так
и в мусульманском раем на земле, Эдемом. Это
микромир в его идеальном выражении» (1991 г.)
Д.С.Лихачев писал:
- «Сохранение культурной среды — задача не менее важная,
чем сохранение окружающей природы».
- «Отношение природы и человека— это отношение двух культур,
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и
очень осторожным собственником».
История садово-паркового искусства, по Д. С. Лихачеву, —
это история великих стилей: Древней Руси и западного
Средневековья, Ренессанса, Барокко, Рококо, Романтизма.
«Соответственно своему назначению —
воздействовать на все органы чувств — сады
всегда были в известном роде «синтезом различных искусств»
С высоты птичьего полета
Со стороны Михайловского замка
Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция,
и для его постройки была выделена часть острова Усадица:
для устройства летней резиденции Пётр I выбрал «обжитую
и выгодно расположенную мызу на этом месте, где располагалось
имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу—
небольшой домик с хозяйственным двором и садом».
После строительства первого деревянного Летнего дворца Петра I в 1709 году сад
стал местом проведения праздников, гуляний, ассамблей, балов и фейерверков.
Попасть сюда можно было только по личному приглашению императора.
Коронный фонтан
Б.Ф.Растрелли
Архитектор А.Шлютер
Ж.Б.Леблон
Доменико Трезини
Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит
голландскому садовнику Яну Роозену (1713 - 1714 гг.). В 1717 году
царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего
Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством,
вникая во все хозяйственные мелочи.
Лебяжья канавка(Лебяжий канал) — канал соединяющий реки Неву и Мойку
между Летним садом (остров Летний Сад) и Марсовым полем (1-й Адмиралтейский остров).
Прорытв 1711—1719 годах. Название канала связано с тем, что в XVIII веке
в него переселились лебеди из соседних прудов.
Карпиев пруд
Карпиев пруд. В этом пруду когда – то жили белые лебеди. Иногда их и сейчас можно увидеть.
Создание нынешнего Летнего сада во многом связано с именем французского
архитектора Ж. Б. Леблона, он приехал в Петербург в 1716 году, и при нем сад
приобрел классический регулярный внешний вид: прямые аллеи, боскеты,
большой партер, лабиринты, шпалеры и фонтаны. Для создания напора воды
для многочисленных фонтанов создали специальный механизм на конной тяге
(позже его заменят паровым), а воду брали из реки Безымянный Ерик —
после этого она и стала именоваться Фонтанкой.
Архитектор Иван Матвеевич Угрюмов (Иван Матвеев)
А.Д.Меньшиков
В 1707 году Матвеев умирает, и организацию всех работ
и наблюдение за строительством в свое отсутствие Петр поручает А. В. Кикину,
а с 1709 года - А. Д. Меншикову.
Летний дворец Петра I
1710–1714, 1720-е годы, архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Н. Микетти, М. Г. Земцов. Построен по типу образцового дома для именитых в стиле петровского барокко. Фасады дворца украшены фризом, рустами и барельефами, в аллегорической форме прославляющими победу России в Северной войне (скульптор А. Шлютер). Сохранились анфиладное расположение комнат на обоих этажах и богатая внутренняя отделка. Ныне во дворце размещен историко-бытовой мемориальный музей.
Спальня Петра I
Марсово поле это одна из самых больших площадей Санкт-Петербурга.
В.Кучумов. «Петр I осматривает статую Венеры в Летнем дворце» (1916 г., х.м.)
Грот, затем «Кофейный домик» в Летнем саду
1710-е гг., архитектор Д. Шлютеp, Г. И. Маттарнови;
1826 г., К. И. Росси, скульптор В. И. Демут-Малиновский.
Дворцовая набережная
Вид на Летний сад со стороны Невы.
Решетка Летнего сада
1771–1784, архитекторы
Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров.
Вход в Летний сад
со стороны
Дворцовой набережной
Железо, покорясь влиянию огня, Здесь лёгкостью дивит в прозрачности ограды, За коей прячется и смотрит сад прохлады. Полтавская рука сей разводила сад!
П.Вяземский
Железная кованая ограда опирается на гранитные
столбы-колонны, увенчанные вазами и урнами.
Ограда Летнего сада со стороны реки Фонтанки
Основная часть скульптур приобретена в Италии
при Петре I. Аллегорические фигуры, бюсты,
статуи античных и мифологических героев составляют
единый ансамбль, дополненный в 1839 г.
порфировой вазой из Швеции, установленной на
берегу Карпиева пруда.
Эту вазу подарил шведский король Карл XI императору Николаю I.
Чернецов Г.. И.А.Крылов, А.С.Пушкин,
Жуковский и Гнедич в Летнем саду
«Чайный домик» в Летнем саду
1827 г., архитектор Л. И. Шарлемань .
Памятник баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду
1855 г., скульптор П. К. Клодт, художник А. А. Агин.
На перекрестке реки Фонтанки и реки
Мойки – памятник Чижику-пыжику
В южной части расположен Карпиев
пруд. На берегу стоит огромная
Эльфдаленская ваза.Позади
Михайловский замок, где сейчас
хранятся оригиналы античных
Скульптур.
1 Летний дворец Петра I
2 Кофейный домик
10 Зона Wi-Fi
19 Памятник И.А. Крылову
11 Малая оранжерея
3 Чайный домик
20 Ваза Эльфдальского парфира
4 Боскет "Менажерийный пруд"
12 Красный сад
5 Боскет "Французский партер"
21 Карпиев пруд
13 Фонтан на Царицыной площадке
6 Боскет "Крестовое гульбище"
14 Гербовой фонтан
22 Туалеты
23 Хозяйственный двор
15 Фонтан на третьей площадке
7 Боскет "Птичий двор"
24 Невская ограда
8 Парадный партер
16 Фонтан "Пирамида"
9 Зеленые кабинеты
25 Ограда Шарлеманя
17 Коронный фонтан
26 Берсо
18 Фонтан в Красном саду
27 Гаванец
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ