«Повесть временных лет» — основной источник сведений о прошлом Русской земли.
Летописи —
погодные записи.
Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения.
Житие — описание жизни святого.
Поучение — жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях.
Сказание — повествовательное произведение исторического или легендарного содержания.
Энциклопедический словарь
Кульминация
«Сказания о Кожемяке» — единоборство физическое.
Кульминация «Сказания о белгородском киселе» — борьба ума и находчивости с глупостью.
Сюжет «Сказания о Кожемяке» близок к сюжетам героических народных былин.
Сюжет «Сказания о белгородском киселе»
близок к сюжетам народных сказок.
Не только князья, но и простые люди славятся в летописи «Повесть временных лет».
Князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги.
Владимир Святославович
(978–1015 гг.)
Печенеги — кочевники-скотоводы, населявшие заволжские степи в VII – IX веках.
Энциклопедический словарь
Русская дружина
Печенеги
«Выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».
Печенеги привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень «велик и страшен».
«И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста».
Юноша вырывает у разъярённого быка бок с кожей.
«И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста».
«Схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их».
Ремесленник-кожемяка – ремесленник,
выделывающий сыромятные кожи.
Летописец прославляет величие простого русского человека-труженика, его любовь к родной земле.
В юноше воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.
Гипербола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения,
с целью усиления выразительности
и подчёркивания сказанной мысли.
Белгород
Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси.
Печенеги — кочевники-скотоводы, населявшие заволжские степи в VII–IX веках.
Корчáга в Киевской Руси X–XII вв. — глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
Восвояси —
к себе домой.
Содержание сказания напоминает сказку
Подошли печенеги к Белгороду и « не давали выйти из города, и был в городе сильный голод...
И затянулась осада города ».
«И собрали вече в городе, и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; всё равно помираем уже от голода».
Один старец посоветовал «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей».
«Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то, что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане».
Русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.
Фраза «Мы имеем питание от земли» имеет глубокий смысл: наша земля нас питает силой, она нас защищает. Такой народ непобедим.
А пословица «Хитрость силу борет» очень точно формулирует основную мысль сказания.
Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории.
«Чем яснее мы видим прошлое, тем чётче прозреваем будущее.
Корни современности глубоко уходят в родную почву».
Д.С. Лихачёв