Последний класс начальной школы, четвертый. Итак, что же теперь ожидается от выпускников младшего звена согласно обновляемому ФГОС? В этом материале рассмотрим четыре основных предмета: русский язык, литературное чтение, математику и окружающий мир.
Много вопросов вызывают предметные результаты выпускника. Многие родители надеялись, что аттестация будет носить какой-то дифференцированный характер для детей, которые испытывают физиологические и прочие трудности с освоением русского языка, но этого не случилось. Обновляемый ФГОС предполагает один общий стандарт для всех. И вот какие знания будут оцениваться:
-
Умение создавать соответствующие ситуации тексты с выбором адекватных языковых средств (текст поздравления, извинения, просьбы и т.д.), объемом 3-5 предложений
-
Умение строить устные монологические высказывания в таком же примерно объеме - 4-6 предложений
-
Уметь распознавать и называть типы речи: повествование, рассуждение, описание (простые, не смешанные случаи)
-
Понимать и соблюдать нормы литературного языка и уметь поправить собеседника в случае обнаружения неправильного употребления слов, неправильного ударения или неправильного построения предложений
-
При работе с текстом уметь определять тему и основную мысль и в соответствии с ними уметь самостоятельно озаглавить текст, а также уметь выделять части текста, откорректировать при необходимости их последовательность, исправить порядок предложений для восстановления логики текста, уметь составить план к заданному тексту
-
Осуществлять пересказ: подробный - устно и письменно, выборочный - устно
-
Уметь найти нужную информацию в тексте, демонстрировать навыки ознакомительного, изучающего чтения
-
Делать звуко-буквенный разбор слов
-
Знать и применять правила правописания:
- написание безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
- Знать написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (словарных слов, перечень которых дан в орфографическом словаре учебника)
-
Уметь определить лексическое значение слова в зависимости от контекста или при помощи словарей
-
Подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы
-
Понимать значение простых фразеологизмов (называть термин не обязательно)
-
Уметь распознать наиболее употребляемые суффиксы в разных частях речи
-
Уметь составлять схему строения слова и соотносить ее с составом слова
-
Уметь делать разбор слова по составу
-
Уметь соотносить слово с определенной частью речи (в рамках изученного)
-
У существительных уметь определять следующие грамматические признаки: род, склонение, число, падеж
-
У прилагательных уметь определять следующие грамматические признаки: род (в единственном числе), число, падеж
-
У глаголов уметь определять начальную форму и следующие грамматические признаки: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать)
-
У личного местоимения в начальной форме уметь определять следующие грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); а также уметь пользоваться личными местоимениями для устранения неоправданных повторов
-
Уметь распознавать наречия (простые случаи)
-
Различать предлоги и союзы (простые случаи)
-
Знать, как пишется частица не в предложении с разными частями речи
-
Классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации)
-
Различать распространенные и нераспространенные предложения
-
Распознавать предложения с однородными членами и уметь составлять предложения с однородными членами, использовать такие предложения в речи;
-
Разграничивать простые распространенные и сложные (сложносочиненные с союзами И, А, НО и бессоюзные – без называния терминов) предложения, состоящие из двух простых предложений, и осознанно использовать их в речевом общении
-
Распознавать предложения с прямой речью после слов автора
-
Правильно списывать текст объемом не более 80 слов
-
Писать подробное изложение (50–60 слов)
-
Писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов с учетом изученных правил правописания.
Минимальный показатель техники чтения в четвертом классе - 80 слов в минуту. Это минимум, верхний порог, разумеется, не ограничен. Читать нужно уметь группами слов, без пропусков и перестановок букв и слогов, соблюдая интонационные и орфоэпические нормы. Знание жанров расширяется, но не конкретизируется, предполагается, что ребенок знаком с малыми и большими формами фольклора, разными жанрами художественной литературы. Однозначно должен уметь отличать познавательные тексты от художественных. Кроме того:
-
Понимать вопросы, поставленные автором в произведении
-
Уметь сформулировать собственное отношение к героям, поступкам, описанной картине
-
Уметь сравнить свое отношение с отношением автора к описываемым событиям или картинам
-
Знать и уметь находить в тексте следующие средства художественной выразительности: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение
-
Уметь найти в тексте описание и средства изображения пейзажа и интерьера
-
Интерпретировать своими словами содержание текста, обобщать содержащуюся в нем информацию
-
Подтверждать ответ примерами из текста
-
Сравнивать героев, их поступки по предложенным критериям, а также уметь самостоятельно определять критерии для сравнения героев
-
При анализе и интерпретации стихотворного и прозаического текста уметь осознанно применять изученные литературные понятия
-
Уметь задавать вопросы к познавательным, учебным и художественным текстам
-
Уметь пересказывать художественный текст: подробно, выборочно, сжато (устно и письменно), делать пересказ, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), пересказывать текст от лица одного из персонажей
-
Составлять вопросный, номинативный, цитатный план текста с выделением эпизодов, смысловых частей
-
Уметь применять в собственной речи выразительные средства языка для передачи чувств, мыслей, оценки прочитанного
-
Составлять устно и письменно краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному образцу
-
Сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным
-
Писать сочинения на заданную тему (не менее 8 предложений) после предварительной подготовки, корректировать собственный текст с учетом правильности, выразительности письменной речи
-
Письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста
-
Находить в произведениях фольклора и художественной литературы отражение нравственных ценностей, факты бытовой и духовной культуры
-
Ориентироваться в нравственно-этических понятиях
-
Уметь читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000000 (миллиона) и, соответственно, уметь многозначные числа представлять в виде суммы разрядных слагаемых, а также находить числа, большие или меньшие от заданного в заданное количество раз или на заданное число (больше/меньше на, больше/меньше в)
-
Сложение и вычитание в пределах 100 нужно уметь выполнять устно
-
Сложение и вычитание за пределами 100 - письменно
-
Умножение на 10, 100, 1000 - устно
-
Умножение и деление на однозначное число в пределах 100 — устно
-
Умножение и деление на двузначное число в пределах 100000 — письменно
-
Осуществлять деление с остатком в пределах 1000
-
Уметь решать примеры, содержащие все четыре арифметических действия в правильном порядке в зависимости от наличия или отсутствия скобок (в пределах 10000)
-
Помнить изученные свойства арифметических действий и использовать их при вычислениях
-
Уметь прогнозировать (прикидывать) результат вычислений
-
Уметь пользоваться признаками делимости на 2, 5, 10
-
Уметь делать проверку полученного результата по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора
-
Уметь сравнивать доли одной величины, а также находить долю величины, величину по ее доле
-
Уметь находить неизвестные компоненты сложения, вычитания, умножения и деления
-
Знать и использовать при решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду)
-
Знать и использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объемом работы
-
Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета, температуру, скорость движения транспортного средства, с помощью измерительных сосудов − вместимости
-
Уметь решать текстовые задачи в несколько действий, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя при необходимости вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию
-
Уметь решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (покупки, движение, нахождение доли целого и целого по его доле, расчеты количества, расхода, изменения), находить недостающую информацию из таблиц, схем, находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки
-
Различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг
-
Уметь изображать окружность заданного радиуса
-
Уметь пользоваться циркулем
-
Различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды
-
Распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену)
-
Выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты),
-
Уметь находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трех прямоугольников (квадратов)
-
Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения;
-
Уметь приводить пример и контрпример
-
Формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) с использованием изученных связок
-
Классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным одному-двум признакам
-
Извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление)
-
Заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму
Кругозор выпускника младшей школы получается широким. Идет знакомство с историей России - событиями и персонами.
-
Уметь находить место изученных событий на «ленте времени»,
-
Уметь соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России
-
Уметь распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (по фото, по описаниям)
формы земной поверхности
равнины и горы России,
крупнейшие реки и озера России
моря, омывающие ее берега, океаны
природные зоны России
материки
Солнце и планеты Солнечной системы
-
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона
-
Группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации
-
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков или известных характерных свойств
-
Использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон)
-
Проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных зонах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда
-
Использовать различные источники для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы
-
Создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе
-
Различать полезные и вредные привычки, приводить их примеры, осознавать возможные последствия вредных привычек
-
Осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в сети Интернет (поиск и опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов)
-
Соблюдать правила безопасного поведения при планировании маршрутов и использовании объектов транспортной инфраструктуры населенного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха
-
Соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).