СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что должен знать ученик 4 класса по основным предметам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что должен знать ученик 4 класса по основным предметам»


ЧТО ТЕПЕРЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РОССИЙСКИЙ ЧЕТВЕРОКЛАССНИК ПО ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Последний класс начальной школы, четвертый. Итак, что же теперь ожидается от выпускников младшего звена согласно обновляемому ФГОС? В этом материале рассмотрим четыре основных предмета: русский язык, литературное чтение, математику и окружающий мир.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Много вопросов вызывают предметные результаты выпускника. Многие родители надеялись, что аттестация будет носить какой-то дифференцированный характер для детей, которые испытывают физиологические и прочие трудности с освоением русского языка, но этого не случилось. Обновляемый ФГОС предполагает один общий стандарт для всех. И вот какие знания будут оцениваться:

  • Умение создавать соответствующие ситуации тексты с выбором адекватных языковых средств (текст поздравления, извинения, просьбы и т.д.), объемом 3-5 предложений

  • Умение строить устные монологические высказывания в таком же примерно объеме - 4-6 предложений

  • Уметь распознавать и называть типы речи: повествование, рассуждение, описание (простые, не смешанные случаи)

  • Понимать и соблюдать нормы литературного языка и уметь поправить собеседника в случае обнаружения неправильного употребления слов, неправильного ударения или неправильного построения предложений

  • При работе с текстом уметь определять тему и основную мысль и в соответствии с ними уметь самостоятельно озаглавить текст, а также уметь выделять части текста, откорректировать при необходимости их последовательность, исправить порядок предложений для восстановления логики текста, уметь составить план к заданному тексту

  • Осуществлять пересказ: подробный - устно и письменно, выборочный - устно

  • Уметь найти нужную информацию в тексте, демонстрировать навыки ознакомительного, изучающего чтения

  • Делать звуко-буквенный разбор слов

  • Знать и применять правила правописания:

- написание безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

- раздельное написание частицы не с глаголами;

- написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

- наличие или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на -ться и -тся;

- написание безударных личных окончаний глаголов

- Знать написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (словарных слов, перечень которых дан в орфографическом словаре учебника)

- Уметь находить и исправлять ошибки и описки в собственном тексте

  • Уметь определить лексическое значение слова в зависимости от контекста или при помощи словарей

  • Подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы

  • Понимать значение простых фразеологизмов (называть термин не обязательно)

  • Уметь распознать наиболее употребляемые суффиксы в разных частях речи

  • Уметь составлять схему строения слова и соотносить ее с составом слова

  • Уметь делать разбор слова по составу

  • Уметь соотносить слово с определенной частью речи (в рамках изученного)

  • У существительных уметь определять следующие грамматические признаки: род, склонение, число, падеж

  • У прилагательных уметь определять следующие грамматические признаки: род (в единственном числе), число, падеж

  • У глаголов уметь определять начальную форму и следующие грамматические признаки: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать)

  • У личного местоимения в начальной форме уметь определять следующие грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); а также уметь пользоваться личными местоимениями для устранения неоправданных повторов

  • Уметь распознавать наречия (простые случаи)

  • Различать предлоги и союзы (простые случаи)

  • Знать, как пишется частица не в предложении с разными частями речи

  • Классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации)

  • Различать распространенные и нераспространенные предложения

  • Распознавать предложения с однородными членами и уметь составлять предложения с однородными членами, использовать такие предложения в речи;

  • Разграничивать простые распространенные и сложные (сложносочиненные с союзами И, А, НО и бессоюзные – без называния терминов) предложения, состоящие из двух простых предложений, и осознанно использовать их в речевом общении

  • Распознавать предложения с прямой речью после слов автора

  • Правильно списывать текст объемом не более 80 слов

  • Писать подробное изложение (50–60 слов)

  • Писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов с учетом изученных правил правописания.





ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Минимальный показатель техники чтения в четвертом классе - 80 слов в минуту. Это минимум, верхний порог, разумеется, не ограничен. Читать нужно уметь группами слов, без пропусков и перестановок букв и слогов, соблюдая интонационные и орфоэпические нормы. Знание жанров расширяется, но не конкретизируется, предполагается, что ребенок знаком с малыми и большими формами фольклора, разными жанрами художественной литературы. Однозначно должен уметь отличать познавательные тексты от художественных. Кроме того:

  • Понимать вопросы, поставленные автором в произведении

  • Уметь сформулировать собственное отношение к героям, поступкам, описанной картине

  • Уметь сравнить свое отношение с отношением автора к описываемым событиям или картинам

  • Знать и уметь находить в тексте следующие средства художественной выразительности: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение

  • Уметь найти в тексте описание и средства изображения пейзажа и интерьера

  • Интерпретировать своими словами содержание текста, обобщать содержащуюся в нем информацию

  • Подтверждать ответ примерами из текста

  • Сравнивать героев, их поступки по предложенным критериям, а также уметь самостоятельно определять критерии для сравнения героев

  • При анализе и интерпретации стихотворного и прозаического текста уметь осознанно применять изученные литературные понятия

  • Уметь задавать вопросы к познавательным, учебным и художественным текстам

  • Уметь пересказывать художественный текст: подробно, выборочно, сжато (устно и письменно), делать пересказ, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), пересказывать текст от лица одного из персонажей

  • Составлять вопросный, номинативный, цитатный план текста с выделением эпизодов, смысловых частей

  • Уметь применять в собственной речи выразительные средства языка для передачи чувств, мыслей, оценки прочитанного

  • Составлять устно и письменно краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному образцу

  • Сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным

  • Писать сочинения на заданную тему (не менее 8 предложений) после предварительной подготовки, корректировать собственный текст с учетом правильности, выразительности письменной речи

  • Письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста

  • Находить в произведениях фольклора и художественной литературы отражение нравственных ценностей, факты бытовой и духовной культуры

  • Ориентироваться в нравственно-этических понятиях





Круг детского чтения для всех классов начальной школы:

  • произведениях устного народного творчества,

  • художественных произведениях выдающихся представителей отечественной литературы (А. С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока),

  • произведениях отечественной литературы XX–XXI веков (с учетом многонационального характера России),

  • а также зарубежной литературы, доступных для восприятия младшими школьниками.

МАТЕМАТИКА

  • Уметь читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000000 (миллиона) и, соответственно, уметь многозначные числа представлять в виде суммы разрядных слагаемых, а также находить числа, большие или меньшие от заданного в заданное количество раз или на заданное число (больше/меньше на, больше/меньше в)

  • Сложение и вычитание в пределах 100 нужно уметь выполнять устно

  • Сложение и вычитание за пределами 100 - письменно

  • Умножение на 10, 100, 1000 - устно

  • Умножение и деление на однозначное число в пределах 100 — устно

  • Умножение и деление на двузначное число в пределах 100000 — письменно

  • Осуществлять деление с остатком в пределах 1000

  • Уметь решать примеры, содержащие все четыре арифметических действия в правильном порядке в зависимости от наличия или отсутствия скобок (в пределах 10000)

  • Помнить изученные свойства арифметических действий и использовать их при вычислениях

  • Уметь прогнозировать (прикидывать) результат вычислений

  • Уметь пользоваться признаками делимости на 2, 5, 10

  • Уметь делать проверку полученного результата по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора

  • Уметь сравнивать доли одной величины, а также находить долю величины, величину по ее доле

  • Уметь находить неизвестные компоненты сложения, вычитания, умножения и деления

  • Знать и использовать при решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду)

  • Знать и использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объемом работы

  • Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета, температуру, скорость движения транспортного средства, с помощью измерительных сосудов − вместимости

  • Уметь решать текстовые задачи в несколько действий, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя при необходимости вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию

  • Уметь решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (покупки, движение, нахождение доли целого и целого по его доле, расчеты количества, расхода, изменения), находить недостающую информацию из таблиц, схем, находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки

  • Различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг

  • Уметь изображать окружность заданного радиуса

  • Уметь пользоваться циркулем

  • Различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды

  • Распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену)

  • Выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты),

  • Уметь находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трех прямоугольников (квадратов)

  • Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения;

  • Уметь приводить пример и контрпример

  • Формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) с использованием изученных связок

  • Классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным одному-двум признакам

  • Извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление)

  • Заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Кругозор выпускника младшей школы получается широким. Идет знакомство с историей России - событиями и персонами.

Знать государственные праздники России

  • Знать наиболее важные события основных периодов истории России

  • Знать наиболее известных российских исторических деятелей разных периодов истории и знаменитых современников

  • Знать о достопримечательностях столицы России и родного края

  • Знать о наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России и за рубежом

  • Знать о полномочиях Президента Российской Федерации

  • Знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации

  • Уметь работать с картами, показывать
    на физической карте - изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России);
    на политической карте – субъекты Российской Федерации и города России;
    на исторической карте – места изученных исторических событий

  • Уметь находить место изученных событий на «ленте времени»,

  • Уметь соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России

  • Уметь распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (по фото, по описаниям)
    формы земной поверхности
    равнины и горы России,
    крупнейшие реки и озера России
    моря, омывающие ее берега, океаны
    природные зоны России
    материки
    Солнце и планеты Солнечной системы

  • Описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона

  • Группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации

  • Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков или известных характерных свойств

  • Использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон)

  • Проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных зонах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда

  • Использовать различные источники для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы

  • Создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе

  • Различать полезные и вредные привычки, приводить их примеры, осознавать возможные последствия вредных привычек

  • Осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в сети Интернет (поиск и опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов)

  • Соблюдать правила безопасного поведения при планировании маршрутов и использовании объектов транспортной инфраструктуры населенного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха

  • Соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).














Олимпиады для детей Время Знаний






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!