Я думаю, вы согласитесь, что этой фразой английский философ определил практически все виды работы с текстом: чтение, беседа, запись.
Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело меня к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем использования различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания.
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни.
Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять знания на практике для решения проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем, быть коммуникабельным.
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией. На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:
1. Учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;
2. Не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
3. Не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
4. Не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.
Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель:
Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.
Для реализации этой цели необходимо научить школьников:
- выделять в тексте главные положения и мысли;
- составлять различные виды планов;
- развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
- конспектировать и реферировать текст;
- на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
- составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.
Необходимы умения не только владеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. Решать данные проблемы позволяет технология развития критического мышления, в основе которой лежит система работы с текстом.