СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к управлению образовательным процессом на основе концептуальных идей новой философии образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние два десятилетия в школьном образовании произошли существенные изменения в структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах. Перестройка школьного образования обусловлена, прежде всего, формированием новой философии образования, которая с необходимостью влечет за собой переход к новой управленческой парадигме. Новая парадигма основана на применении разных подходов к управлению образованием.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к управлению образовательным процессом на основе концептуальных идей новой философии образования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области



Кафедра «Управления и качества образования»








ПРОЕКТ


Тема: Современные подходы к управлению образовательным процессом на основе концептуальных идей новой философии образования







Слушатели: Герасимова И.Г., заместитель директора по инновациям Гимназия №1, г.Шахтинск

Тукмакова О.В., заместитель директора по УВР Гимназия №1, г.Шахтинск

Цей Л.Ю., заместитель директора по УВР ОШ №3 г.Шахтинск

Антощук Л.А. заместитель директора по инновациям Гимназия №5, г.Шахтинск


Руководитель:

Ахметкаримова Г.С.,

ст. преподаватель

(Ф.И.О. преподавателя, должность)

Дата сдачи работы 08.04.2016г



Караганда 2016

Содержание

  1. Введение

  2. Основная часть. Планирование и управление проектом.

  3. Заключение

  4. Литература



Введение


В последние два десятилетия в школьном образовании произошли существенные изменения в структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах. Перестройка школьного образования обусловлена, прежде всего, формированием новой философии образования, которая с необходимостью влечет за собой переход к новой управленческой парадигме. Новая парадигма основана на применении разных подходов к управлению образованием. С помощью этого разнообразия возможно осуществление изменений в характере учебного труда обучающихся, учебно-воспитательной работе педагога, деятельности руководителя образовательного учреждения. Рассматривая логику управления педагогическими системами и образовательными процессами с позиции современных подходов, в первую очередь выделим функциональный подход, согласно которому управление деятельностью других рассматривается как процесс, представляющий собой совокупность непрерывных взаимосвязанных видов деятельности. Виды деятельности, которые осуществляет управляющий субъект, называют управленческими функциями (М.Альберт, Ю.А.Конаржевский, В.С.Лазарев, М.Х.Мескон, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, А.Файоль, Ф.Хедоури, Т.К.Чекмарева, В.А.Якунин). Каждая такая функция в свою очередь является процессом, поскольку состоит из серии взаимосвязанных действий.

Необходимо отметить, что функциональный подход к управлению педагогическими системами и образовательными процессами позволил практикам целостно представить свою деятельность в виде управленческого цикла, осознать сущность и технологию составляющих ее видов.

Актуальность: сегодня разработка проблем управления в педагогике немыслима без методологии системного подхода. Если мы признаем школу и образовательный процесс системами, то управление ими тоже обязательно должно носить системный характер. Считается, что применение данного подхода снижает случайность и стихийность в управлении.

Цель: совершенствование системы управления на основе реализации идей новой философии образования для повышения качества образовательного процесса.


Идея: Принятие управленческих решений на основе новых философских идей «Мәнгілік ел», инклюзивный подход в образовании, трехъязычие, развитие функциональной грамотности, …


Замысел:

  1. Проведен проблемно-ориентированный анализ системы управления образовательным процессом

  2. Разработана новая модель системы управления образовательным процессом.

  3. Осуществлен мониторинг эффективности новой модели системы управления

  4. Представлены Рекомендации по внедрению новой модели системы управления

Задачи:

  1. Изучение и оценка нормативно-правовой базы, определяющие концептуальные идеи новой философии образования.

  2. Изучение состояния системы управления образовательным процессом школы и определение проблем.

  3. Разработка новой модели системы управления образовательным процессом на основе концептуальных идей новой философии образования.

  4. Мониторинг эффективности новой модели системы управления образовательным процессом.


Ожидаемые результаты:


Разработанная модель системы управления образовательным процессом позволит достичь следующих результатов:

90% педагогов используют новые подходы к обучению.

70% учащихся вовлечено в творческую, интеллектуальную деятельность.

40% учащихся вовлечены в патриотическое движение «Жас үлан».

Внедрение инклюзивного образования.

Повышение качества знаний на4-8%.











Основная часть

Эффективная и качественная деятельность современного образовательного учреждения возможно только при планировании собственного перспективного развития в соответствии с ведущими запросами общества, государства. В таких условиях, необходимым выступает принятие за основу развития образовательного учреждения какого-либо методологического подхода. В работах указывается, что исторический анализ развития науки управления позволяет выявить три наиболее общих подхода в теории управления — процессный, системный и ситуационный. Процессный подход рассматривает управление как процесс, серию непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что состоит из серии взаимосвязанных действий. Анализ литературы позволяет выделить следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров или заключение сделок и другие. Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на рассмотрение целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. При системном подходе специфика объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей отношений между ключевыми элементами. В соответствии с этим подходом руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Его центральным моментом является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Он пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. При этом на первый план выдвигаются проблемы гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Таким образом, развитие науки управления предлагает разные подходы и содержание управленческой деятельности. Остановимся на некоторых подходах управления развитием образовательного учреждения. К распространенному подходу управления образовательным учреждением следует отнести системный подход. В работе указывается, что образовательное учреждение представляет собой целостную социально-педагогическую систему, управление ею требует адекватного, системного подхода. Они рассматривают образовательное учреждение как социально-педагогическую систему в нескольких аспектах: системно-структурном, системно-функциональном, историческом, системно-коммуникативном, информационном и управленческом. К системообразующим относятся все связи управления: субординационные (по вертикали), координационные (по горизонтали), связи преемственности (между звеньями школы, учителями, учениками и т. д.). На основе системного подхода, построены и другие подходы к управлению образовательным учреждением. В работе указывается, что в качестве основных подходов к управлению развитием образовательного учреждения могут выступать следующие: системно-деятельностный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи ее целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем разного уровня. Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта в деятельности любой социально-педагогической системы. Коммуникативно-диалогический подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых результатов. Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности. Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей ближайшего развития. В исследовании [3] обоснован интегративно-вариативный подход к управлению развитием образовательного учреждения, который предполагает построение системы управления на основе выбора вариантов интеграции между элементами ее внутренней и внешней среды для нахождения оптимального пути реализации цели и соблюдения права субъектов (детей, родителей, педагогов) на выбор вариантов деятельности для обеспечения ее разнообразия, разноуровневости, интегративности, преемственности в рамках системы. Педагогический аспект интегративно-вариативного подхода предполагает реализацию этого подхода на уровне управляемой подсистемы управления — объекта управления — педагогический системы образовательного учреждения. Управленческий аспект предполагает реализацию этого подхода на уровне управляющей подсистемы — субъекта управления. На уровне педагогической подсистемы учреждения создание вариантов интеграции должно определяться следующими факторами: потребностями детей, выраженными в социальном заказе; направленностями образования; образовательными программами; уровнями их освоения; формами организации деятельности; ожидаемыми результатами. Можно выделить несколько оснований для выбора вариантов интеграции: социальный заказ на дополнительное образование, в том числе интересы и потребности детей; цели образования детей, а также приоритеты деятельности образовательного учреждения. Выбор вариантов интеграции может определяться также уровнями реализации интегративно-вариативного подхода к управлению учреждения. Можно выделить уровни по разным основаниям: по субъектам деятельности, по образовательным пространствам, по внутреннему и внешнему управляющему воздействию и др. Кроме подходов к управленческой деятельности большое внимание следует уделить принципам управления развития образовательного учреждения. В исследованиях выделены принципы управления качеством образовательного учреждения дополнительного образования детей, а именно: комплексности — анализ качества условий, качества процесса, качества результатов; объективности — все то, что в педагогической деятельности может быть измерено, должно быть измерено объективно; преемственности соответствие качества для различных уровней реализуемых образовательных программ; перспективности — направленность на решение актуальных задач развития образования; тотальности — вовлеченность в процесс управления всех; оптимальности — необходимости и достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей; уровневости — принятие решений на максимально низком уровне и передача проблемы вверх при невозможности решения на данном уровне; рефлексивности — в основе анализа деятельности на всех уровнях управления качеством лежит самооценка, самоанализ самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. В качестве современных принципов управления, в работе отмечаются такие, как лояльность к работающим, ответственность — обязательное условие успешного управления, коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали, атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих, своевременная реакция на изменения в окружающей среде, честное отношение и доверие к людям, этика и другие. Специализация управленческого труда: разделение труда по функциям управления (учебно-воспитательная работа, воспитательная работа, научно-методическая, инновационная исследовательская, виды (направления) деятельности образовательного учреждения). Субъекты управления развитием образовательного учреждения: координационный совет по развитию, педагогический совет, творческие объединения, заместители директора, педагогический состав. Функция управления: управление стратегиями развития образовательного учреждения. Степень участия педагогов в управлении: процесс выявления и решения проблем полностью осуществляется на коллегиальной основе педагогическом коллективом.



Планирование и управление проектом


Этапы реализации проекта

Подцель

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты

Подготовительный

Изучение и оценка нормативно-правовой базы, определяющие концептуальные идеи новой философии образования.


1.1. Изучение нормативных документов МОН РК, содержащих концептуальные основы новой философии образования.

1.2. Издание приказа о создании целевых микрогрупп по реализации проекта

2.1. Определение стратегических ориентиров в образовательной политике.

2.2. Создание планов работы руководителями микрогрупп.




Стратегические направления совершенствования системы управления образовательным процессом.

Критерии показателей качества образовательной деятельности по направлениям

Изучение состояния системы управления образовательным процессом школы и определение проблем.

1.Анализ состояния системы управления образовательным процессом школы

2.Определение проблем.

3. Выбор инструментариев для создания модели.

4. Разработка новой модели системы управления

5. Разработка критериев оценки эффективности новой модели



1.Проблемно-ориентированный, SWOT-анализ состояния системы управления.

2. Стратегические направления совершенствования системы управления образовательным процессом в школе. 3.Новая модель системы управления образовательным процессом

Внедренческий

Апробация новой модели системы управления образовательным процессом на основе концептуальных идей новой философии образования.

  1. Изучение новых подходов к обучению, активных методов обучения (коучинги, семинары, мастер-классы, тренинги, подход LS, менторинг).

  2. Проведение серии открытых уроков, участие в вебинарах, проведение вебинаров, предметных недель.

  3. Участие в проектной деятельности, олимпиадах, международных конкурсах.

  4. Система воспитательной работы на основе общенациональной идеи «Мәңгілік ел».

  5. Включение учащихся с особыми потребностями в образовательный процесс.

  6. Обобщение методического опыта.

  7. Административные срезы, ВШК.

  8. Критериальное оценивание деятельности педагогов, предметных кафедр, школы в целом.

  9. Обсуждение предварительных результатов в целевых микрогруппах.



90% педагогов используют новые подходы к обучению.

70% учащихся вовлечено в творческую, интеллектуальную деятельность.

40% учащихся вовлечены в патриотическое движение «Жас үлан».

Внедрение инклюзивного образования.

Повышение качества знаний на4-8%.

Заключительный

Мониторинг эффективности новой модели системы управления образовательным процессом.


1.Сбор и обработка результатов для определения эффективности новой модели системы управления.

2.Обсуждение эффективности новой модели системы управления на педагогическом совете.

3.Разработка выводов и рекомендаций по внедрению новой модели системы управления.




Выводы и рекомендации по внедрению новой модели системы управления




Модель системы управления образовательным процессом

Оборудование:

  • Предметные кабинеты, в том числе новой модификации;

  • Интерактивное оборудование (доски, подиум, проекторы, компьютеры, копировальная техника);

  • Аудио-видео аппаратура;

  • Доступ к интернету;

Материалы:

  • Учебно-методическая, научная, художественная литература;

  • Бумага, канцтовары, мел;

  • Краска, маркеры, флипчарты;

  • Бланки (грамоты, дипломы, сертификаты);

Выпускник - социально активная личность, законопослушный гражданин, уважающий общенациональные ценности единства, мира и согласия, обладающий качествами:

• воспитанность;

• коммуникативность;

• адаптивность;

• знание английского и государственного языка, основ информационно-поисковой грамотности для самостоятельного учения и непрерывного образования;

• стремление и готовность к саморазвитию и самореализации;

• здоровый образ жизни;

• умения работы в команде, быть лидерами и исполнителями в различных ситуациях делового и межличностного общения;

• толерантность и развитые чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

• готовность к творческой деятельности;

• умения ответственного выбора в образовательных и жизненных ситуациях;

• социальный оптимизм и социальная мобильность, готовность к преодолению трудностей в профессиональной и жизненной карьере.




Результаты:

  • Высокий уровень сдачи ЕНТ;

  • Языковые результаты (успешное участие в программах FLEX, Ielts);

  • Самоопределение 100%;

  • Участие в дебатах;

Среда:

  • Информационно-образовательная среда;

  • Безопасная;

  • Благоприятная;

  • Здоровьесберегающая;

  • Школьная культура.

Методы:

  • Компьютерные технологии: Локальная сеть;Білімал;Сетевое сообщество;Облако;

  • Работа предметных кафедр;

  • Педсовет, методсовет;

  • Родительский комитет и попечительский совет;

  • Система ВШК (мониторинг, анализ, рекомендации)

Люди:

  • Директор школы, администрация;

  • Методисты и консультанты-координаторы УМЦ, ЦПМ, Орлеу;

  • Учителя-предметники и учителя начальной школы;

  • Представители ВУЗов, колледжей;

  • Учащиеся гимназии;

  • Техперсонал.

Обратная связь:

  • Достижения учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, международных проектах);

  • Достижения педагогов (повышение квалификации, категории, предметной компетентности);

  • Рейтинг школы по качеству сдачи ЕНТ, ВОУД



Процесс:

1. Личностный уровень:

  • Направления системы воспитательной работы на основе общенациональной идеи «Мәңгілік ел»;

  • Дополнительное образование;

2. Системно-деятельностный уровень:

  • Планирование деятельности и делегирование полномочий;

  • Разработка критериев управления процессом;

  • Система обучения: трехъязычие, инклюзивное образование, активные методы обучения, новые подходы в обучении в контексте обновленного содержания образования;

  • Работа психологической службы;

  • Профориентационная работа;

3. Предметный уровень:

  • Организация вебинаров, недели языков,

  • Работа с молодыми специалистами;

  • Работа с одаренными детьми;

  • Осуществление дифференцированного подхода;

  • Критериальное оценивание.



Заключение

Системный подход в управлении школой – это прежде всего видение объекта и процесса управления как системы, т.е. осознанное, мысленно-конкретное представление школы и процесса управления ею как сложных, целостных, динамических систем.

Каждый руководитель школы – это в первую очередь создатель и конструктор систем: системы организационных отношений в педагогическом и ученическом коллективах, системы управления формированием качества знаний, системы обобщения и распространения передового педагогического опыта, системы работы с родителями, системы воспитательной работы и т.д. – эти и многие другие должны не просто называться системами, а создаваться, формироваться, развиваться руководителем школы.

Системный подход в управлении образовательным учреждением находит свое выражение в том, что невозможно совершенствовать какое-то одно звено или улучшать какую-то одну сторону учебно-воспитательного процесса, забывая при этом о других звеньях и других сторонах. Так, модернизация содержания образования, переход на новые учебные программы требуют переподготовки руководителя, учителей, совершенствования методов обучения, укрепления учебно-материальной базы школ и т. д.

Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление.

Успех управления школой при системном подходе зависит от:

  1. планирования работы школы, правильной постановки целей, их ранжирования по степени важности;

  2. расстановка кадров, распределения обязанностей, установления связей между подсистемами и дирижирования этими связями;

  3. налаживания системы внутришкольной информации и эффективности обратной связи;

  4. глубины и всесторонности педагогического контроля, анализа и своевременной помощи в целях предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков;

  5. создания материально-технической базы для нормального протекания учебно-воспитательного процесса;

  6. наличия необходимого психологического климата в коллективе;

  7. квалификации и опыта руководителей школы и учителей и системы повышения их мастерства.

Управление инновационным процессом многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации. Можно с полным основанием сказать, что инновационная деятельность является стержневой задачей выживания организации, залогом ее успеха в борьбе за прибыль.  

 Инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно, ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям, появляются авторские концепции, новые модели школ; разрабатываются программы развития ОУ; активно обновляется содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход ОУ из режима функционирования в режим развития и саморазвития.



Список литературы:

1.Гузева, Г. И. Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей: Дис. к.п.н.: 13.00.01: Волгоград, 2002.

2.Гущина, С. В. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников (Муниципальный аспект): Дис. к.п.н.: 13.00.01: Челябинск, 2000.

3.Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: Дис. д.п.н.: 13.00.01 Ярославль, 2006.

4. Кеспиков, В. Н. Теория и практика целеполагающей деятельности руководителя образования: Монография. — Челябинск, 1998.

5.Султанова, Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Дис. к.п.н.: 13.00.01 Ижевск, 2005.

6. Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н. П. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. Т. И. Шамовой. — М., 2002.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!