СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальная методическая служба на современном этапе.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть среди педагогических профессий особая. Это профессия методиста. Методист – педагог–профессионал, учитель учителей. Его миссия - взращивание педагога, сопровождение на длинной дистанции становления от новичка до мастера – профессионала, это бескорыстное служение образованию. Без внутреннего принятия этих смыслов нельзя стать настоящим методистом, ваятелем нового поколения педагогов.             Муниципальная методическая служба – организационная структура в муниципальной системе образования, объединяющая субъектов образовательной деятельности и реализующая функции их методической поддержки, сопровождения в целях обеспечения новых образовательных результатов. Цель ММС – создание условий для повышения профессионально-личностного саморазвития педагога, готовности к инновациям (к освоению новых и разработке авторских программ и технологий), созданию индивидуально-авторской педагогической или методической системы. Основная цель МР – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития в контексте профессионального стандарта «Педагог». Профессиональное развитие педагога – предмет деятельности методических служб всех уровней, ибо предстоит разубедить пессимистов всех рангов, начиная с академика М.Поташника, который остро заметил: «С тем багажом, которым владеет массовый российский учитель, новые стандарты осилить невозможно, так как они требуют другого уровня интеллекта, эрудиции, общей культуры». Возражать непросто, так как исследования многих ученых-практиков Е.А. Ямбурга, Т.В. Черниковой, И.А. Колесниковой, К.М. Ушаковой, Д.В. Григорьева созвучны с этим мнением. Низкая мотивация, невладение гуманитарными, личностно-ориентированными технологиями, недостаточность знаний о психологическом развитии человека и особенностях поколения ZET, неадекватная самооценка, синдром эмоционального сгорания и профессионального выгорания, низкий уровень профессиональной рефлексии, отсутствие концептуальности в профессиональной деятельности, неумение переформулировать информацию учебного предмета в продуктивно-проектные задания, слабая способность работать в команде и нести ответственность за общие результаты педколлектива и, может быть, самое главное и нужное – неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития. В аспекте последних документов основные направления деятельности обозначены достаточно четко. Основные направления деятельности ММС:

• Аналитическая

• Информационная

• Организационно-методическая

• Консультативная и современные:

• Научное обеспечение развития системы образования;

• Информационно-технологическое обеспечение

 

Функции МС

 Учебная

 Консультативная

 Экспертная

 Проектировочная

 Информационная

 Исследовательская

 Внедренческая

Основная цель ММС - профессиональный рост педагога, его профессиональная готовность к реализации ФГОС.

Средствами профессионального развития педагога являются обучение, общение, самообразование и практика. Эти источники квалификации педагога представляют собой замкнутый цикл. Методическая служба – это система. Понятие «система» означает, что не любой набор, не любой перечень методических мероприятий как он ни был велик, образует систему. Система имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности должны быть такие показатели профессионального роста, которые не могла бы дать ни одна из составляющих систему частей, взятая сама по себе в отдельности. Это объясняет причину какой-либо эффективности методической работы в районе, школах, когда мероприятий проводится много, а профессионального роста как не было, так и нет.

Чтобы включить эти средства в формирование новых компетенций педагога, надо, прежде всего, преодолеть внутреннее сопротивление педагогов по принятию новых смыслов педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС. Суть их проста.

1. Главный субъект деятельности – это ребенок.

2. Акцент сделан на развитие ребенка, его самости, реализации «Я – концепция», обеспечение индивидуального максимума развития.

3. Образовательный процесс (деятельность) строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.

4. Результат деятельности – ребенок, человек. Мир детства находится в процессе качественных изменений, сформировался ребенок поколения ZET. Этому поколению свойственны: индивидуальность и уникальность (они создают мир под себя), ценность личностных чувств, опыта; инфантилизм и самодостаточность, для них нет авторитетов, у них изменились ценностные ориентации. Для поколения ZET не актуальна старая школа, ибо она не учит мыслить и действовать, а как волшебный горшочек вариант никому не нужную кашу.

5. Проектная и исследовательская деятельность, как и в целом технологичность, заявлены как норма, как обязательный компонент в реализации системно-деятельностного подхода и организации образовательной деятельности.

6. Каждому педагогу необходимо изменить ролевой репертуар и философски определить свою позицию.

Ориентиры, смыслы профессиональной деятельности определены во многих документах, они требуют качественных изменений в деятельности ММС, прежде всего в целеполагании. Определение проблемного поля, профессионального состояния педагогического сообщества обеспечат результаты только при заинтересованности двух управляющих систем: управления образованием, методкабинета и администрации школ. Коллективная заинтересованность, коллективная ответственность в развитии каждого педагога: возрастного, сомневающиеся, тревожного и начинающегося, не совсем мотивированного на результаты общего труда, а порой безответственного (мы работаем с расслоѐнным педагогическим сообществом), а главное – честность – вот что составляет ценностно-управленческое поле деятельности двухуровневой муниципальной методической службы.

Устанавливая связь между компонентами системы (т.е. субъектами деятельности) на основе проблемно-ориентированного анализа, определения затруднений педагогов, постановки целей и задач, муниципальная методическая служба формирует банк заказа от ОО с одной стороны, а с другой, определяет муниципальное задание институциональной методической службе.

Важная задача - создание мотивационного поля развития как педагогических коллективов, так и индивидуального развития педагога. По лестнице, ведущей вверх, мы ведем своих педагогов. Вспомним слова мудрого Т.Померанца, философа, ученого: «Высока лестница Якова, но с каждой ступени видны звезды». На первоначальном этапе определения целей на основе диагностике, мы продумываем такие нужные для деятельности современной методической службы, как методическое сопровождение, методическое обеспечение, методический аудит. Методический аудит – комплексный анализ коллективного результата методической работы в ОО и определения достижений отдельных педагогов. Особого внимания заслуживает моделирование ММС. В практике, как мы знаем, существуют линейные, линейно-функциональные и матричные модели. Для создания любой модели необходимо знание основ андрагогики. Основные идеи обновленной модели ММС.

1. Понимание ММС как системы взаимодействия всех подструктур.

2. Организация МС на условиях сетевого взаимодействия.

3. Научно-методическая поддержка инновационной деятельности.

4. Построение деятельности МС по принципу тьюториального сопровождения.

5. Создание разноуровневой муниципальной МС.

6. Использование технологии педагогического проектирования.

7. Реализация новых подходов к повышению квалификации педкадров.

8. Формирование экспертного сообщества, проведение методического аудита.

9. Организация методического консалтинга.

10. Повышение квалификации педагогов сельской школы на основе применения ИКТ.

Наиболее перспективными для формирования адаптивной системы управления является матричная структура, в которой созданные проектные команды, проблемные и творческие группы взаимодействуют с разными уровнями и функциональными структурами порождают сети горизонтальных коммуникаций. Организующим и координирующим звеном в многоуровневой системе МС является управления образования, целью деятельности которого является создание единогометодического пространства как открытой развивающейся образовательной системы, обеспечивается непрерывное развитие профессионализма педагогов, позиционирование ОО на муниципальном и краевом уровнях.

У каждого управления образования  есть своя стратегия управления. Это может быть программно–целевая, содержательно-деятельностная, проектная стратегия, каждая из которых по-своему активизирует профессионально-личностную позицию методистов в отношении взращивания педагогов новой эпохи. Крайне сложно определить критерии и показатели эффективности МС, они неотделимы от результативности и эффективности муниципальной системы образования, и все же главная оценка – педагог-личность нового времени. «Стандарт требует от каждого учителя осознанного и, главное, самостоятельного преобразования себя и своей деятельности. Он позволяет и мотивирует, и понуждает учителя подняться из положения конвейерного работника-специалиста, действующего по обезличенной предметной программе – инструкции, до состояния мастера профессионала, свободного в выборе целей и средств обучения, воспитания и развития каждого ребѐнка, профессионального педагога, ограниченного в своей деятельности лишь требованиями своей профессии и законом» (М.М. Поташник). Эти слова М.М. Поташника о роли педагога в реализации ФГОС особо значимы. Они являются своеобразным ориентиром в деятельности муниципальной методической службы.

Просмотр содержимого документа
«Муниципальная методическая служба на современном этапе.»

Муниципальная методическая служба на современном этапе.

Гайнуллина Лилия Фаимовна, методист по начальному обучению

МКУ «Управление образования Буинского муниципального района РТ»


Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.

К.Д. Ушинский

Есть среди педагогических профессий особая. Это профессия методиста. Методист – педагог–профессионал, учитель учителей. Его миссия - взращивание педагога, сопровождение на длинной дистанции становления от новичка до мастера – профессионала, это бескорыстное служение образованию. Без внутреннего принятия этих смыслов нельзя стать настоящим методистом, ваятелем нового поколения педагогов. Муниципальная методическая служба – организационная структура в муниципальной системе образования, объединяющая субъектов образовательной деятельности и реализующая функции их методической поддержки, сопровождения в целях обеспечения новых образовательных результатов. Цель ММС – создание условий для повышения профессионально-личностного саморазвития педагога, готовности к инновациям (к освоению новых и разработке авторских программ и технологий), созданию индивидуально-авторской педагогической или методической системы. Основная цель МР – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития в контексте профессионального стандарта «Педагог». Профессиональное развитие педагога – предмет деятельности методических служб всех уровней, ибо предстоит разубедить пессимистов всех рангов, начиная с академика М.Поташника, который остро заметил: «С тем багажом, которым владеет массовый российский учитель, новые стандарты осилить невозможно, так как они требуют другого уровня интеллекта, эрудиции, общей культуры». Возражать непросто, так как исследования многих ученых-практиков Е.А. Ямбурга, Т.В. Черниковой, И.А. Колесниковой, К.М. Ушаковой, Д.В. Григорьева созвучны с этим мнением. Низкая мотивация, невладение гуманитарными, личностно-ориентированными технологиями, недостаточность знаний о психологическом развитии человека и особенностях поколения ZET, неадекватная самооценка, синдром эмоционального сгорания и профессионального выгорания, низкий уровень профессиональной рефлексии, отсутствие концептуальности в профессиональной деятельности, неумение переформулировать информацию учебного предмета в продуктивно-проектные задания, слабая способность работать в команде и нести ответственность за общие результаты педколлектива и, может быть, самое главное и нужное – неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития. В аспекте последних документов основные направления деятельности обозначены достаточно четко. Основные направления деятельности ММС:

• Аналитическая

• Информационная

• Организационно-методическая

• Консультативная и современные:

• Научное обеспечение развития системы образования;

• Информационно-технологическое обеспечение


Функции МС

 Учебная

 Консультативная

 Экспертная

 Проектировочная

 Информационная

 Исследовательская

 Внедренческая

Основная цель ММС - профессиональный рост педагога, его профессиональная готовность к реализации ФГОС.

Средствами профессионального развития педагога являются обучение, общение, самообразование и практика. Эти источники квалификации педагога представляют собой замкнутый цикл. Методическая служба – это система. Понятие «система» означает, что не любой набор, не любой перечень методических мероприятий как он ни был велик, образует систему. Система имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности должны быть такие показатели профессионального роста, которые не могла бы дать ни одна из составляющих систему частей, взятая сама по себе в отдельности. Это объясняет причину какой-либо эффективности методической работы в районе, школах, когда мероприятий проводится много, а профессионального роста как не было, так и нет.

Чтобы включить эти средства в формирование новых компетенций педагога, надо, прежде всего, преодолеть внутреннее сопротивление педагогов по принятию новых смыслов педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС. Суть их проста.

1. Главный субъект деятельности – это ребенок.

2. Акцент сделан на развитие ребенка, его самости, реализации «Я – концепция», обеспечение индивидуального максимума развития.

3. Образовательный процесс (деятельность) строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.

4. Результат деятельности – ребенок, человек. Мир детства находится в процессе качественных изменений, сформировался ребенок поколения ZET. Этому поколению свойственны: индивидуальность и уникальность (они создают мир под себя), ценность личностных чувств, опыта; инфантилизм и самодостаточность, для них нет авторитетов, у них изменились ценностные ориентации. Для поколения ZET не актуальна старая школа, ибо она не учит мыслить и действовать, а как волшебный горшочек вариант никому не нужную кашу.

5. Проектная и исследовательская деятельность, как и в целом технологичность, заявлены как норма, как обязательный компонент в реализации системно-деятельностного подхода и организации образовательной деятельности.

6. Каждому педагогу необходимо изменить ролевой репертуар и философски определить свою позицию.

Ориентиры, смыслы профессиональной деятельности определены во многих документах, они требуют качественных изменений в деятельности ММС, прежде всего в целеполагании. Определение проблемного поля, профессионального состояния педагогического сообщества обеспечат результаты только при заинтересованности двух управляющих систем: управления образованием, методкабинета и администрации школ. Коллективная заинтересованность, коллективная ответственность в развитии каждого педагога: возрастного, сомневающиеся, тревожного и начинающегося, не совсем мотивированного на результаты общего труда, а порой безответственного (мы работаем с расслоѐнным педагогическим сообществом), а главное – честность – вот что составляет ценностно-управленческое поле деятельности двухуровневой муниципальной методической службы.

Устанавливая связь между компонентами системы (т.е. субъектами деятельности) на основе проблемно-ориентированного анализа, определения затруднений педагогов, постановки целей и задач, муниципальная методическая служба формирует банк заказа от ОО с одной стороны, а с другой, определяет муниципальное задание институциональной методической службе.

Важная задача - создание мотивационного поля развития как педагогических коллективов, так и индивидуального развития педагога. По лестнице, ведущей вверх, мы ведем своих педагогов. Вспомним слова мудрого Т.Померанца, философа, ученого: «Высока лестница Якова, но с каждой ступени видны звезды». На первоначальном этапе определения целей на основе диагностике, мы продумываем такие нужные для деятельности современной методической службы, как методическое сопровождение, методическое обеспечение, методический аудит. Методический аудит – комплексный анализ коллективного результата методической работы в ОО и определения достижений отдельных педагогов. Особого внимания заслуживает моделирование ММС. В практике, как мы знаем, существуют линейные, линейно-функциональные и матричные модели. Для создания любой модели необходимо знание основ андрагогики. Основные идеи обновленной модели ММС.

1. Понимание ММС как системы взаимодействия всех подструктур.

2. Организация МС на условиях сетевого взаимодействия.

3. Научно-методическая поддержка инновационной деятельности.

4. Построение деятельности МС по принципу тьюториального сопровождения.

5. Создание разноуровневой муниципальной МС.

6. Использование технологии педагогического проектирования.

7. Реализация новых подходов к повышению квалификации педкадров.

8. Формирование экспертного сообщества, проведение методического аудита.

9. Организация методического консалтинга.

10. Повышение квалификации педагогов сельской школы на основе применения ИКТ.

Наиболее перспективными для формирования адаптивной системы управления является матричная структура, в которой созданные проектные команды, проблемные и творческие группы взаимодействуют с разными уровнями и функциональными структурами порождают сети горизонтальных коммуникаций. Организующим и координирующим звеном в многоуровневой системе МС является управления образования, целью деятельности которого является создание единогометодического пространства как открытой развивающейся образовательной системы, обеспечивается непрерывное развитие профессионализма педагогов, позиционирование ОО на муниципальном и краевом уровнях.

У каждого управления образования есть своя стратегия управления. Это может быть программно–целевая, содержательно-деятельностная, проектная стратегия, каждая из которых по-своему активизирует профессионально-личностную позицию методистов в отношении взращивания педагогов новой эпохи. Крайне сложно определить критерии и показатели эффективности МС, они неотделимы от результативности и эффективности муниципальной системы образования, и все же главная оценка – педагог-личность нового времени. «Стандарт требует от каждого учителя осознанного и, главное, самостоятельного преобразования себя и своей деятельности. Он позволяет и мотивирует, и понуждает учителя подняться из положения конвейерного работника-специалиста, действующего по обезличенной предметной программе – инструкции, до состояния мастера профессионала, свободного в выборе целей и средств обучения, воспитания и развития каждого ребѐнка, профессионального педагога, ограниченного в своей деятельности лишь требованиями своей профессии и законом» (М.М. Поташник). Эти слова М.М. Поташника о роли педагога в реализации ФГОС особо значимы. Они являются своеобразным ориентиром в деятельности муниципальной методической службы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!