Сценарий открытого классного часа, посвященного Александру Ивановичу Покрышкину
«Его именем названа наша школа».
Форма проведения мероприятия: театрализованная постановка с элементами дискуссии
Место проведения: актовый зал.
Аудитория: учащиеся 7-9 классов.
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитофон, фонограммы, кино- и видеофрагменты, радиомикрофон, выставочный стенд.
Цель:
-формирование у учащихся чувства причастности к истории своей Родины, чувства гордости за то, что школа носит имя легендарного летчика А. И. Покрышкина.
Задачи:
- активизировать интерес учащихся к героическому прошлому Родины, к истории Великой Отечественной войны;
- расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;
- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
- формировать активную жизненную позицию.
Выход ведущих.
Вед 1. Добрый день, уважаемые ученики, учителя и гости!
Вед 2. Мы поколение, которое не испытало ужасов войны и знаем о ней из уроков истории, фильмов и рассказов уважаемых нами ветеранов. И мы не позволим забыть то, что происходило более 70 лет назад.
(гимн РФ)
Вед 2. Сегодня наша встреча непростая!! Она посвящена героям нашей Родины.
Вед 1. А кто для вас является героем?
Вед 2. Нам было интересно узнать у жителей города, кого они считают героями, и мы решили взять небольшое интервью.
Внимание, на экран!
(видео «Интервью с жителями города «Кто такие герои?»)
На сцену выбегает мальчик в военной форме.
Вед 1. Саша, ты почему опоздал?
Вед 2. И в военной форме?
Вед 3. Я хочу стать лётчиком!
Вед 2. Но, ты, же говорил, что мечтаешь быть учёным.
Вед 3. Вы знаете, я вчера «сидел в интернете» и решил прочесть о человеке, чьим именем названа наша школа, об Александре Ивановиче Покрышкине.
И сегодня я хочу рассказать вам о моём герое - Александре Ивановиче, который прославил нашу страну на весь мир, на все века.
Вед 1. А вы знаете, что Александр Иванович почти наш земляк. Он тоже родом их Сибири, родился в Новосибирске.
Вед 2. Но, если б мы даже и не знали, откуда Александр Иванович родом, а судили бы только об упорстве, то и тогда непременно бы поняли, что это наш человек, настоящей сибирской закалки.
(фильм о Покрышкине)
Вед 1. Все меньше остается в живых тех, кто сражался за Родину в Великой Отечественной войне. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей, сохранять мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасов войны.
Вед 2. Мы открываем музеи, где отражена судьба героев ВОВ и тружеников тыла. Собираем информацию по крупинкам, о наших дедах и прадедах, о наших родных, которые, не жалея себя защищали нашу землю для нас. Мы считаем, что необходимо помнить героев и знать об их подвигах!
(Песня «Закаты алые»)
Вед 3. А как вы думаете? Знают ли жители нашего города о том, кто такой Покрышкин? О его великом вкладе в победу над фашистами.
( видео «Интервью с жителями города «Кто такой Покрышкин?»)
Вед 1. Жизнь – это дорога длиною в 26 тысяч 250 дней. Таков «предел человеческой жизни», как считал Аристотель. Много это или мало?
Вед 2. В рамках мироздания – ничтожно мало. Но жизнь исчисляется не только прожитыми годами, но и поступками, которые совершил человек, благими делами, которые он сделал.
Вед 3. На счету Александра Ивановича более 650 боевых вылетов, 116 уничтоженных фашистских самолетов из них 59 лично сбитых самолета. В одном из своих интервью Александр Иванович сказал: «Опыт набирался не по крупицам, как принято говорить, а по каплям крови своей и боевых друзей…».
Вед 1. Главный девиз Покрышкина: «Истребитель, ищи встречи с противником! Не спрашивай, сколько врагов, а спрашивай, где они».
( Выходит группа ребят - театрализация.)
- Начинался жизненный путь будущего аса в 1913 году в Новониколаевске (ныне Новосибирск), в многодетной семье бедных переселенцев. Начать работать ему пришлось уже с 14 лет.
- «Двенадцатилетним мальчишкой, — вспоминал потом Покрышкин, — я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди жителей города, сбежавшихся на поле и окруживших самолет, стоял и я... Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком».
- Мечта летать привела подростка в школу авиатехников, а потом и в аэроклуб.
- Затем была учеба в знаменитом Качинском училище летчиков и направление в 55-й ИАП (истребительный авиаполк), находившийся тогда недалеко от румынской границы.
-Зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней, что автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Выпустился с высшими оценками в 1939 году, и в звании лейтенанта был распределён в 55-й истребительный авиационный полк.
-Александр Иванович никогда не гнался за количеством уничтоженных немецких самолетов — личный боевой счет не был для него самоцелью. И в этом кардинальное отличие русского летчика от немцев.
( звучит музыкальная заставка «Ахтунг! Покрышкин в небе»)
-Гитлеровцы организовали настоящую охоту на Покрышкина: устраивали засады и ловушки, не жалели подставлять самолёты-приманки, чтобы завлечь его под хитро подставленный удар. Покрышкин заменял позывные, бортовые номера, но ничего не помогало. Его знали по подчерку полёта.
-Тебя враги со страхом узнавали,
Друзья любили за девиз в боях,
С которым венценосно побеждали
Привычно совмещая смерть и страх.
-В эфир слова неслись с предупрежденьем:
«Покрышкин – в небе! Берегись беды!»
И ты своим напористым стремленьем,
Упорно подтверждал различные ходы.
-Твоя стратегия и тактика сраженья
Всегда имели в жизни перевес
И ты навязывал свой стиль предвосхищенья
На каждом вираже, витке небес…
Вед 1. Покрышкин сформулировал собственные взгляды на наступательный воздушный бой одной фразой: "Высота — скорость — маневр — огонь!". Эта формула принесла многим советским летчикам успех в воздушных боях.
Вед 2. Александр Иванович Покрышкин за период с 22 июня 1941 года по 20 декабря 1943 года официально имел 550 боевых вылетов, 137 воздушных боёв и 53 лично сбитых самолёта.
Вед 3. По данным исследователя О. В. Левченко, только за 1943 год Покрышкин сбил 61 самолёт и 6 подбил! Но многие сбитые, как говорил сам лётчик, "ушли в счёт войны".
Вед 1. Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет).
Вед 2. В очерке «Хозяин неба - Александр Покрышкин» фронтовые корреспонденты А. Малышко и А. Верхолетов писали: «Разве он стреляет? - говорят о нем друзья. - Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь».
Вед 3. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное – атаку ведущего немецких групп.
Вед 1. Жизнь – это долгая дорога под звездами, путь, на котором у каждого человека может быть путеводная звезда.
Вед 2.Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени.
Вед 3. Награждён орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами - высокое признание благодарной Родины.
(видеофильм о Покрышкине)
Вед 3. После войны учёба в Академии имени М. В. Фрунзе. . В 1948 году он закончил учёбу, получив золотую медаль и диплом с отличием.
ВЕД 2. Не случайно с 1946 года и до конца своей жизни Александр Иванович Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Вед 1.Послевоенная судьба Александра Ивановича тоже складывалась нелегко. Свое первое генеральское звание Покрышкин получил только в 1953 году. А звание маршала авиации ему присвоили в 1972-м, причем довеском к званию была должность председателя центрального комитета ДОСААФ.
Вед2.Александр Иванович пользовался у подчинённых огромным авторитетом и любовью. Научившись летать сам, он настойчиво и умело учил своих подчинённых. Те, кто постиг и освоил его новшества, становились асами.
Вед 3. Его ученики – это тридцать Героев Советского Союза!
Вед 2. Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Голос за кадром: В 1986 году Мария Кузьминична Покрышкина, получила письмо, написанное утром 22 июня, в 45-ю годовщину начала войны. Автором письма был Борис Иванович Колесников, боевой товарищ Александра Ивановича по 1941 - 1942 годам, лётчик - истребитель братских 4-го, а затем 170-го полков. С Покрышкиным после 1943 года Колесникову встретиться не пришлось, он воевал на других фронтах, был награждён несколькими боевыми орденами. После войны получил тяжёлые травмы при аварии на аэродроме, стал инвалидом, напоминать о себе товарищу, ставшему трижды Героем, не стал. Написал его жене, которую увидел уже после смерти Александра Ивановича в одной из телепередач.
(выходит девушка -начинает читать письмо)
-"Для нас, тех, кто дрался в небе войны, вопрос "кто чего стоит" решался просто: война была жестокая, кровавая, и она как на ладони, несравненно яснее, чем в обычной жизни, высвечивала внутреннее содержание человека и прямо отвечала на этот вопрос. Для нас, лётчиков, было ясно, чего стоит Саша Покрышкин, когда он ещё не был прославлен, знаменит, а был равным среди равных, внимательным и заботливым о более молодых. Мы видели его надёжность в любом боевом вылете, самоотверженность, настойчивость и всегда были уверены в том, что в бою Саша никого и никогда не бросит, не подведёт, как бы ни было сложно и тяжело. Это для лётчиков главное, и в этом весь Покрышкин! С Кубани Покрышкин сделал такой рывок, что и я удивляюсь, сколько у него осталось сил, боевого задора. И ещё за что я его очень ценю - став командиром полка, дивизии, он продолжал летать, драться, показывая личный пример своим лётчикам в боях, и в этом он ни с кем не сравним.Саша был художником особого лётного рисунка воздушного боя и точного молниеносного огня. И я вправе назвать его лётчиком - истребителем № 1.
Не могу, не хочу преуменьшать заслуги других лётчиков и даже свои в полётах и Победе, но Сашин вклад я ценю особенно высоко, он сделал больше каждого из нас. Вернись к нам наша молодость, и, я не сомневаюсь, все мы - Саша Покрышкин, Толя Морозов и все дорогие для меня ребята профессию лётчика - истребителя не поменяли бы ни на какую другую, хотя лётная работа со многими поступила жестоко. Но были молодость, энтузиазм, стремление к необычному, стремление к небу, его просторам. Закончил писать и вспомнил - завтра 22 июня. В день 45-летия этой чёрной даты я написал Вам своё первое письмо. От всей души желаю, чтобы для Ваших внуков не повторилось то, что испытали мы и наше поколение".
Вед 1. Победа! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Именно столько продолжалась Великая Отечественная война. Мы с вами должны беречь мирное небо, бороться за спокойную жизнь, творя добро на нашей земле
Вед 2. За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Вед 3. В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.
(Минута молчания)
Вед 1. А.И. Покрышкин – выдающийся человек в истории Новосибирска. Он является Почётным гражданином города Новосибирска. Училище, в котором учился Покрышкин – переименовано в его честь.
Вед2. К 85 летию Покрышкина в училище был открыт музей имени Александра Ивановича Покрышкина.
Вед 3. В 1949 году на Красном проспекте в Новосибирске установлен бронзовый бюст-монумент. Мемориальные доски установленны на здании ПТУ (улица Станционная, дом 30), в котором в 1930-1932 годах учился А.И.Покрышкин, и на здании заводоуправления завода "Сибсельмаш".
Вед 1. На площади Победы установлен памятник А.И. Покрышкину.
Памятники Покрышкину установлены и В Ростове-на-Дону.
Вед 3. Прошло 102 года со дня рождения великого героя, но память о нём жива.
(видеоролики: Поздравление Путина и кадры из празднования 100-летнего юбилея А.И. Покрышкина в Новосибирске)
Вед 2. Слово предоставляется нашему учителю истории Эседовой Аиде Аллахвердиевне.
(выступление учителя истории)
Вед 1. Мир - это утро, полное света и надежд.
Мир - это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Мир - это гул тракторов и комбайнов.
Мир - это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце!
Вед 2. Надеемся, что наша встреча не прошла даром. Помните, какой ценой завоёвано наше счастье!
Вед 3. Знайте, чьим именем названа наша школа и гордитесь, что вы учитесь в ней.
Вед 1. Пусть ваш дом всегда будет полон любви и душевной теплоты! А я предлагаю напоследок всем вместе исполнить песню, которая стала символом Победы для всех русских людей, конечно же, это "День Победы!".
Анализ внеклассного мероприятия
практикант Номеровская Ирина Леонидовна
Дата проведения мероприятия: 28.10.2017
Название мероприятия: открытый классный час «Его именем названа наша школа!»
Состав участников: учащиеся 7-9 классов, педагоги и работники школы.
Форма мероприятия: театрализованное выступление с элементами дискуссии.
Место проведения: актовый зал.
Данное мероприятие посвящено жизни и деятельности легендарного лётчика, трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, чьим именем названа наша школа. Мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы МБОУ «Школа № 3 им. А.И. Покрышкина», уровню развития данного коллектива, возрастным особенностям учащихся.
Учащиеся 9 «А» класса под руководством практиканта Номеровской И.Л. подготовили содержательный материал о жизни и деятельности А.И. Покрышкина. Материал включал историческую справку, факты, события, газетные печатные материалы (воспоминания сослуживцев, родных), стихи, музыку, видеофильмы. К этому мероприятию велась большая подготовительная работа. Взаимодействие взрослых и детей активное; проявляется и на подготовительном этапе, и во время проведения мероприятия.
В основу построения данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач воспитания: формирование патриотизма и твердой гражданской позиции обучающихся. Материал стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как любовь и уважение к своему народу, бережное отношение к ветеранам, способствует нравственно-патриотическому воспитанию.
При проведении данного мероприятия удачными оказались следующие моменты:
- форма проведения: был отобран краткий, но в тоже время глубокий материал;
- был соблюден регламент выступления ;
- задействовали аудиовизуальные средства наглядности: подготовлена презентация и видеоролики:
- использовались костюмы;
- грамотно продуманы вопросы;
-интересно разработана акция.
Минусы мероприятия:
- не все ребята охотно отвечают на вопросы.
Результативность мероприятия: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме. Цель мероприятия достигнута, все поставленные задачи удалось реализовать, учащиеся и педагоги школы ушли с чувством удовлетворенности.
Рекомендации по проведению мероприятия: необходимо приглашать на мероприятия не только педагогов школы, но и родителей.
Заместитель директора по ВР: Шадрина М.Г.
Классный руководитель 9 «А» класса: Швец Е.В.