Тема «Сера, как элемент и как простое вещество, некоторые соединения серы».
Девиз:
«Жить – значит узнавать»
Мотивационно-ориентированный этап. Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем изучать химические элементы и их соединения. Я не сомневаюсь в том, что вас сегодня ждут открытия ибо по словам Пиаже: « Узнавать и понять что-то – значит открывать вновь».
Урок наш посвящен одному из самых интересных элементов, вещества, образованные им, известны с глубокой древности. В средние века считали, что ОН – обязательная составная часть всех веществ. Через несколько минут, когда вы прочтете тексты, выданные вам, вы скажете что это за элемент.
Работа с текстами
. Вариант 1
Около 680 г. н. э. в морском бою против арабов византийцы впервые применили новое ужасное оружие – «греческий огонь». Галеры византийцев выбрасывали на неприятельские корабли заранее подожженную смесь из пифонов – установок, подобных огнеметам. Корабли пылали, как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь горела на морских волнах, прилипала к корпусам кораблей и одежде людей.
В 941 г. под стенами Царьграда «греческим огнем» был уничтожен флот киевского князя Игоря. Строки летописи в переводе на современный язык звучат так: «Словно молнию, которая в небе, греки имеют у себя и пускают ее, сжигая нас, поэтому мы не одолели их».
В состав «греческого огня» входили битум или нефть, а также неметалл Э. Этот неметалл на воздухе горит красивым сине-голубым пламенем, выделяя удушливый и едкий газ.
Вариант 2
Химик синтезировал оранжево-желтые кристаллы нитрида неметалла состава Э4N4 и приступил к изучению его свойств. Поручив лаборанту растереть кристаллы в порошок, он вышел из лаборатории. Лаборант решил, что лучше всего измельчать вещество ударами пестика. Недолго думая, он так и сделал. Раздался взрыв, а самого «умельца» обсыпало с ног до головы желтым порошком. Собрав этот порошок, лаборант скрыл от химика происшествие. Удивленный химик обнаружил, что свойства нитрида ничем не отличаются от свойств исходного вещества Э. Какое вещество в данном случае скрывается за символом Э?
Слушание учащихся. Мнения.
Итак, элемент, который мы сегодня изучаем – действительно СЕРА.
Тема «Сера, как элемент и как простое вещество, некоторые соединения серы».
Начнем с элемента, с его характеристики по известному плану.
Работа с текстами. Перед вами – тексты, работая с ними вы получите представление об элементе «сера» (опыт и навыки у вас есть).
Тест
В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА СЕРА НАХОДИТСЯ В
третьем периоде, IV группе
б) третьем периоде, V группе
в) третьем периоде, VI группе
г) втором периоде, VI группе
2. СТРОЕНИЕ ВНЕШНЕГО ЭЛЕКТРОННОГО СЛОЯ АТОМА СЕРЫ
а) 3p43d0 б) 3s23p5 в) 3s23d4 г) 3s23p43d0
3. МАКСИМАЛЬНАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ АТОМА СЕРЫ В СОЕДИНЕНИЯХ РАВНА
а) II б) V в) IV г) VI
4. В СОЕДИНЕНИЯХ СЕРА ПРОЯВЛЯЕТ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ
а) -2; +4; +6 в) +3; +4; +6
б) -2; +3; +4 г) -4; -2; +4; +6
5. СЕРА ЯВЛЯЕТСЯ
а) металлом в) переходным элементом
б) неметаллом
6. ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО СЕРА ЯВЛЯЕТСЯ
а) окислителем б) восстановителем
в) и окислителем и восстановителем
7. В ПРИРОДЕ СЕРА ВСТРЕЧАЕТСЯ В ФОРМЕ
а) сульфатов б) сульфидов
в) самородная г) всех перечисленных соединений
8. Установите соответствие.
ФОРМУЛА ОКСИДА
SO2
SO3
НАЗВАНИЕ
а) сернистый газ
б) серный ангидрид
СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ СЕРЫ
А) +4
Б) +6
Проверяем свои ответы. (самопроверка, ответы и нормы оценки на доске).
У кого 5? Слушаем…
Итак, характеристику элемента мы дали. Далее – простое вещество сера. Помните ли вы, что сера как элемент существует в виде нескольких аллотропных модификаций? Но каких?
Работа с учебником (стр. 130-131)
(на доске - ромбическая моно
пластическая
Аллотропные модификации – взаимопревращаемы.
Слушая дополнительные сообщения, ставим стрелки взаимопревращений и указываем условия.
На столах – образцы кристаллической серы (смесь ромбической и моно, пластической).
Рассмотрите их и еще раз отметьте разные физические свойства. А химические свойства – одинаковы. Изучим их. Начнем с физико-химических –растворения в воде. Работа (опыт лабораторный)
Ну, а теперь – химические, не забывая, что сера, как элемент в простом веществе имеет 0 степень окисления – а это промежуточное значение → проявление и окислительных и восстановительных свойств. Изучите химические свойства серы по учебнику (стр)
Работаем, заполняя таблицу. Вносим уравнения реакций, где сера – окислитель в одну сторону, восстановитель – в другую
сера – окислитель сера – восстановитель
н.у.
S + Hq → S + O2
S + H2 →
S + Na →
S + Aq
(хожу по классу)
Записать на доске уравнение реакции взаимодействия Hq и S. Рассмотреть реакцию как окислительно-восстановительную, доказывая определенное вами свойство серы. (дополнительные сведения о реакции) – демеркуризация. (Авдеева)
В одном из стихотворений Пушкин упомянул о продуктах еще двух реакций, уравнения которых я увидела в ваших тетрадях:
«Тогда услышал я ( о диво ) запах скверный.
Как будто тухлое разбилося яйцо.
Иль карантинный страж курил жаровней серной,
Я нос себе зажав, отворотил лицо…»
О каких соединениях речь?
Об H2S . Роль серы в образовании такая же как в реакциях с металлами.
О SO2. Записать уравнение реакции, рассмотреть как ОВ. Я проведу эту реакцию, а Глеб подготовил сообщение о SO2.
Значение серы. Осетрова (стр.133)
Я (доп.) при недостатке – хрупкость и ломкость костей, выпадение волос. чтобы не происходило того, о чем услышали – надо употреблять продукты богатые элементом (памятка, прочесть).
Обобщение. Итог.
стр. 21 №2 – 2012
Дома (в классе при наличии времени)
я узнал…
я удивился…
я хотел бы…