СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература. Урок №2. 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература. Урок №2. 7 класс»

01.04. (Первое апреля)



Тема: Контрольное сочинение №2. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»



Сочинение вы пишите на двойных листочках, которые подписываете по следующему образцу:

Контрольное сочинение по литературе №2

«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

ученика (цы) 7 – А(Б) класса

МБОУ СОШ №13 г. Симферополя

Фамилия, имя



Объем сочинения: полторы-две страницы!



Прежде чем приступить к написанию сочинения, нужно определить, к какому типу текста будет относится ваше сочинение. Конечно, это будет сочинение-рассуждение, в  котором вы должны ответить на поставленный в названии вопрос, опираясь на произведения, которые читали и анализировали на уроках литературы.

Давайте вспомним, что такое рассуждение.

Рассуждение - тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Структура сочинения-рассуждения:

1.Вступление.

2.Тезис – основная мысль, которая требует опровержения или доказательства.

3. Доказательства – аргументы, в качестве которых используются факты, ссылки на авторитеты.

4. Вывод (заключение на основе сказанного)

Чтобы написать сочинение на заданную тему, нужно четко понимать смысл темы. Для этого нужно знать лексическое значение слов «сочувствие» и «сострадание».

Обратимся к Толковому словарю И. С. Ожегова:

«СОЧУВСТВИЕ, -я, ср. 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. С. чужому горю. 2. Одобрительное, благожелательное отношение. Его поддерживало с. сына.»

«СОСТРАДАНИЕ, -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания.»

Что можно написать во вступлении? Можно порассуждать о жизни, о дефиците в ней сочувствия и сострадания.

Тезис – это ваш ответ на вопрос, сформулированный в названии темы.

Аргументы – это ваша основная часть. Мы пишем сочинение по литературе, поэтому в своих аргументах вы должны опираться на произведения, которые мы проходили. Давайте вспомним рассказы, стихотворения, которые могут служить убедительным аргументом того, что многие авторы в своем творчестве бьют тревогу, напоминая людям о человечности, доброте, сострадании, которые все реже встречаются в нашей жизни.

1. Рассказ Л. Андреева «Кусака»

2. Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

3. Рассказ А. Платонова «Юшка».

Вспоминая прочитанные произведения, вы должны определить их основную тему, идею, раскрыть их проблематику, подобрать цитатный материал, и не забыть, что в рассуждении должно присутствовать ваше отношение к прочитанному.  

Тема, объединяющая эти произведения, имеет нравственный аспект. Авторы поднимают вопрос жестокости окружающего мира, равнодушия людей. В своих произведениях они заставляют задуматься о человечном отношении ко всем: людям, животным, растениям.

В выводе сочинения вы возвращаетесь к тезису. Заканчивая сочинения, вы можете ответить на вопросы:

- Чему научили вас прочитанные произведения?

- Помогает ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие?

- Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему?

К своему сочинению вы можете подобрать эпиграф.

Эпиграф — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю понять содержание текста.

В эпиграфе может быть подчеркнута тема, идея, сформулирована эстетическая задача, эпиграф может раскрыть смысл заглавия и содержать авторскую оценку произведения.

Пример №1:

Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?

Спешите делать добро,

пока не стало поздно.



Гааз

Пример № 2:

Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Но нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.



Ф.И. Тютчев



Обратите внимание, как оформляется эпиграф: в правой стороне страницы, без кавычек. Автор высказывания пишется ниже, без скобок.

В сочинении по литературе обязательно используйте цитаты из произведений, которые вы приводите в качестве аргумента рассуждения. Не забывайте, что цитаты пишутся в кавычках!

Надеюсь, вы помните, что за списанное из интернет-источников сочинение оценка будет неудовлетворительная!

Желаю успехов!