Ход урока
Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки-на макушке,
Глазки-широко раскрыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Упражнение со скороговоркой:
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
(Медленное чтение, убыстряя темп, грустно, весело)
Молодцы!
-C каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
-Перечислите литературные жанры, которые нам известны! (сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка, стихотворение)
- А на какие две группы можно разделить все произведения? (авторские и народные)
Упражнение для развития сознательного чтения: -Какое слово лишнее?
Баран, индюк, корова, лошадь.
Еж, белка, жук, медведь.
Бегемот, слон, жираф, кошка
. -Почему людям нравиться читать произведения о животных? -Для чего нам нужно знать о жизни животных?
Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать.
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать
-Какие произведения о животных вы можете назвать? (Давайте дружить Мазнин, Коваль «Бабочка»).
-К какому жанру относится каждое названное произведение? (Сказки, стихотворения, рассказы)
-Как вы уже догадались, мы продолжаем знакомится с рассказами о животных.
-Ребята, прежде чем мы начнем, кто нибудь приготовил пересказ рассказа «Бабочка»?
Работа по теме урока:
Чтение учителем загадок:
1. Зеленые мы, как трава, Наша песенка: «Ква-ква».
2.Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома – длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту.
-Какие слова вам помогли найти отгадки?
-Что вы узнали о птице из загадки?
-Сейчас вы познакомитесь со сказкой С.Михалкова «Аист и лягушки». (Чтение сказки учителем)
- Посмотрите в тексты. Какие слова, были непонятны, какие слова вы подчеркнули?
понапрасну» - напрасно, зря
возразить» - заявить о своём несогласии
рассердиться» - быть в раздражении, гневе по отношению к кому-
-Кто начал спор? (лягушка)
-В тексте ничего не сказано о причине спора. А можете вы её определить по иллюстрации? (лягушка позавидовала большому, сильному, спокойному на вид аисту).
Проблема спора «Кто красивее?»
-Какие знаки стоят в конце предложений-реплик? (восклицательные знаки)
-Выясняя, кто лучше, герои волнуются, громко разговаривают, кричат. Аист вначале говорит спокойно, уверенно, с достоинством.
- Как ведет себя лягушка? (дразнит аиста, сравнивает себя и птицу и указывает, чего у аиста нет: «Я квакать умею»
-Как лягушка высказывает неуважение к собеседнику? (Подумаешь, клюв, на что он нужен!». Докричалась, додразнилась лягушка, дохвасталась до того, что рассердила аиста и он проглотил её).
Работа над выразительным чтением.
-Кто из героев сказки прав, как вы думаете? (Каждый в споре по-своему прав: у каждого есть достоинства, но есть и недостатки. Лягушке не хватило скромности, а аисту – терпения).
Работа над заголовком сказки. -Почему сказка называется «Аисты и лягушки», ведь героев всего двое? (эта сказка – обращение ко всем, кто любит спорить).
Работа над идеей произведения. - Какой спор затеяли животные? (Кто лучше?)
- Лягушка права в том, что ног у нее больше, что она квакает и ныряет. Но и аист прав, когда говорит, что ему нужны его две высокие ноги – ходить по болоту помогают, что он летает, что у него длинный клюв. Но вот здесь стоит оговориться: скажи пораньше аист, зачем ему клюв, может конец сказки был бы другим. Как вы думаете?
- Прочитайте последнее предложение. Найдите важное, ключевое слово в этом предложении, которое объясняет поведение аиста. (понапрасну) Как вы понимаете это слово? (зря, бесполезно)
Спор стал ссорой, так как он неразрешим. Помните об этом.
Чтение пословиц: Не спорь понапрасну с большим и сильным.
Прав тот, кто сильнее и умнее.
Знай свое место и не считай себя лучше других.
Есть закон природы: аисты питаются лягушками.
Вывод: Это сказка – притча, то есть произведение, призванное дать моральный урок.
-В каком из данных вариантов, по вашему мнению, заключен идейный смысл сказки? Свой ответ обоснуйте.
-Какой совет вы бы дали лягушке? (Не спорить, а спрятаться получше, нырнуть поглубже, раз умеешь, да посидеть тихонько. Не спорь с тем, кто может съесть тебя. Надо знать законы природы.)
- Как вы думаете, к какому литературному жанру относится это произведение?
- Это сказка.
- Что же сказочного в этом произведении?
- Дети делятся своим мнением. Животные разговаривают, ведут себя как люди.
- Вспомните, какие бывают виды сказок и скажите, какая это сказка?
- Авторская, сказка о животных.
- Какие качества своих персонажей осуждает писатель?
- Автор осуждает неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство.
-Кто автор этой замечательной сказки-притчи? С.В. Михалков так писал о своем творчестве:
Пером – оружием своим, что я в руке держу,
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат, служу.
Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.
Физкультминутка
У лягушек на болоте
Ходит аист длинноногий
Сделал шаг потом другой
Замер, словно постовой.
Ногу правую согнул,
Шею влево повернул,
Посмотрел перед собой ,
Сделал шаг, потом – другой .
Тут лягушки испугались
И вприпрыжку разбежались,
Аист бросился бежать
И лягушек догонять.
Продолжение работы по теме урока:
- Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком будет следующее произведение:
Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать подает.
Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)
-Кто его автор, прочитайте на стр.50 (Евгений Чарушин).
-Все детство писателя было связано с животными. Его родители любили природу, подбирали и лечили больных собак, кошек, держали дома различные породы домашней птицы. Евгений во всем помогал родителям, наблюдал за жизнью животных и много читал. Он сам лечил и воспитывал птиц, зверюшек, наблюдал за их повадками. В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – его движения, мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые вовсе не понимают животного».
Вот таким человеком был Евгений Иванович Чарушин. И, конечно, все его рассказы связаны с жизнью природы и её обитателями.
Прогнозирование содержания.
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу.
- Кто изображён на ней?
- Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ?
- Прочитайте заглавие рассказа. Как зовут героя ? Это человек?
Словарная работа.
- В этом рассказе есть трудночитаемые слова.
- Повторяйте за мной.
Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня
По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне
Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается
По-драть-ся – подраться – подраться с тигром
Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним
(Чтение учителем рассказа)
-Понравился вам рассказ Е.Чарушина «Томкины сны»?
-Давайте перечитаем 2 часть и найдём ответ в тексте.
-Как реагировал Томка на зайца? На козу? На тигра?
-Как мы поняли, что это ему снится? (от Никиты)
-А как сам Никита понял, что это снится Томке? (наблюдал, угадывал, фантазировал)
- А можно увидеть чужие сны?
- А Никита увидел, значит, он какой мальчишка? (фантазёр)
- Как Никита относится к Томке? (любит, заботится, переживает за него, волнуется, жалеет)
- Как мы это поняли? (Хотел спасти от тигра)
- Какое по жанру произведение мы читали? (рассказ)
- Почему? (говорится о реальном событии, Состоит из частей, мало героев)
-Действительно это рассказ и в нём Чарушин описывает события из жизни своего сына Никиты и себя.
-Прочитайте запись на доске: «Собака – друг человека»
Вы согласны? -Собака живет рядом с человеком шесть тысячелетий. Издавна она помогала ему в жизни, в труде, на войне. У Александра Македонского имелось воинское подразделение собак. В сражение собаки вступали закованными в доспехи. В Индии собаки шли в бой с горящими факелами, укрепленными на их спинах. В послеблокадном Ленинграде состоялась удивительная выставка собак.
Итак, Никита наблюдает за спящим Томкой…
- Как мог Никита догадаться, что снится Томке? Для того, чтобы фантазии были интересными, нужно уметь наблюдать за повадками животного.
Подведение итогов:
-Итак, давайте подведём итог.
С какими рассказами работали на уроке?
Понравились ли они вам?
Чему они учат? (быть скромными, не хвастать, уметь дружить…)
- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок?
- Спасибо за активную работу на уроке.
Домашнее задание: 48-49, 50-52 перечитать рассказы.