Открытие новых знаний. | Слово учителя Мировоззрение Стендаля формировалось под влиянием идей Просвещения. Узловой была для него распространенная в XVIII в. идея «естественного человека». Человек будет вести себя морально тогда, когда будет свободным в выявлении собственной неповторимости. Общество портит человека тем, что заставляет его придерживаться общественных условностей. Только те, кто живет по законам природы, могут быть образцом нравственности и благотворительности. Этот принцип предоставлял определенное единство несколько противоречивым взглядам писателя, поскольку на протяжение жизни ключевыми для Стендаля оставались понятие «свобода», «энергия», «счастье». Бесспорно, он понимал, что гармония между внешним миром и внутренними порывами человека, которого называют счастьем, есть только мечта, утопия, но все равно стремился к тому счастью, искал его, хотя чаще всего это приносило ему лишь разочарование. В душе главного героя романа Стендаля «Красное и черное» происходит борьба «природы» и «цивилизации». Давайте в этом убедимся и обратимся к страницам романа. Работа в группах. Образ Жюльена Сореля. - Охарактеризуйте поступки, тайные мысли и чувства Жюльена Сореля на разных этапах его жизненного пути: Эвристическая беседа - Проанализируем этапы жизни героя и определим: к взлету или падению они принадлежат. Жульен в должности воспитателя детей мэра города господина де Реналь. Юноша влюбляется в госпожу де Реналь. Увидев, что нравится ей, решает влюбить ее в себя и использовать это для продвижения вверх. Что это? (Падение) Жульен пытается играть роль «светского льва», но вызывает лишь смех, ведь ему не хватает опыта. Эти его попытки отпугивают госпожа де Реналь. Под влиянием темперамента юноша забывает о роли и начинает пылать искренней страстью, при этом добивается взаимности. Это что? (Взлет по авторам и падение по общечеловеческим и христианским моральным нормам.) Несмотря на романтику страстных чувств, Сорель усваивает немало «полезного» для будущих побед, учится лучше понимать окружающих. «Это воспитание любовью, которое велось женщиной совсем неопытной, было для него настоящим счастьем. Жульен непосредственно увидел общество именно таким, каким оно тогда было»: «на первый план выступали разные сложные интриги ». Это взлет или падение? (Ни то, ни другое, герой приобретает опыт.) В безансонских семинарии Жульен считает, что среди ограниченных и неразвитых семинаристов он легко станет первым учеником, говоря: «За Наполеона я был бы сержантом, а среди этих будущих кюре я буду старшим викарием». Он действительно становится первым, но не «своим», не находит уважения, ведь в глазах посредственности быть слишком умным - грех гордыни. Зря Сорель пытается стать «как все». Все равно, «и после многих месяцев неустанных усилий Жульен все еще имел вид человека, который мыслит». Как это расценивать? (Как взлет души, но падение для карьеры.) В Париже, в семье де Ла-Молей, Жульен снова действует через женщину. Его любовь уже «цивилизованное», напоминает целенаправленную осаду, нацеленную на то, чтобы сломать гордость Матильды. Разыграв свою партию как по нотам, Сорель получает все, о чем мечтал: красивую женщину, благородный титул и даже офицерский мундир. Но заплачено за это слишком дорого: Сорель уже не мечтатель, готовый умереть за книгу, а самовлюбленный эгоист. Услышав от Матильды весть о присвоении ему звания гусарского поручика, Жульен говорит себе: «Итак, роман мой завершен, и я обязан этим только самому себе. Я заставил это гордое страшилище полюбить себя. Ее отец не может жить без нее, а она - без меня ». Что это? (Падение) Именно в этот момент с Жюльеном происходит катастрофа: госпожа де Реналь пишет маркизу де Ла-Молю о том, что Сорель - бесстыдный карьерист, аморальный человек. Маркиз отказывается отдать за него свою дочь. Жульен едет в Верьеру, стреляет в госпожу де Реналь и попадает в тюрьму. Одинокие часы в тюрьме и раскаяние вернули его к «естественному состоянию». Он отказывается от помощи, от самозащиты, на суду гордо заявив: «Вы видите перед собой простолюдина, возмущенного против своего низкого происхождения ... Вот мое преступление, господа ...» Как вы это расцениваете? (Как взлет) Жизнь героя состояла из взлетов и падений, в зависимости от того, что брало верх - «естественный человек» или «цивилизованный человек». Финал произведения свидетельствует о духовном взлете Жюльена, хотя и дорогой ценой. Цитатное комментирование - Проиллюстрируйте черты характера Жульена Сореля соответствующими примерами и цитатами из текста. • Разум; • отзывчивость; • трудолюбие; • настойчивость; • честность; • покорность; • решительность; • собственное достоинство; | • искренность; • хитрость; • лицемерие; • эгоизм; • корыстолюбие; • приспособленчество; • тщеславие | Дискуссия. Проблемные вопросы: Согласны ли вы с фразой автора: «Вся его жизнь была только длинным приготовлением к несчастьям ...»? Выскажите собственные соображения по этому поводу. Объясните, почему герой, потерявший все, чего он добивался, ожидающий смерти на гильотине, чувствует себя счастливым? В чем заключается сущность внутренней драмы главного героя (учитывая авторский замысел романа)? (В борьбе «естественного человека» с «цивилизацией»; невозможности людям низкого состояния сохранить и проявить свою индивидуальность в тогдашнем обществе.) Комментарий учителя. Образ Жюльена Сореля представлен Стендалем в развитии, в столкновении героя с социальными условиями жизни, в которых он, утверждая собственную личность, прокладывал себе путь с теми людьми, в руках которых была власть, в борьбе с самим собой. В центре внимания писателя - диалектика духовных движений Жюльена, противоречивость и неоднозначность его поведения, сложность психологических коллизий, вытекающие из этой внутренней борьбы, где в поединке сталкивались ум и сердце, благородство и благоразумие игрока, который решил для достижения цели поставить на карту все, прибегая даже к компромиссу с собственной совестью. Жульен - честолюбец. Но это не просто черта его характера. Известно, что значение французского слова «честолюбец» широкое: с одной стороны - это черта характера, а с другой - и желание славы, и стремление, и целеустремленность. Честолюбие Жюльена Сореля - стимул и двигатель всех его поступков. Юноша умный, образованный, отчаянный, мужественный, целеустремленный. Гордый индивидуализм Жюльена, его самобытная натура, обостренная чувствительность и чувство собственного достоинства является формой сопротивления враждебной обществу. Он, как и его кумир Наполеон, разрабатывает стратегии преодоления все новых и новых вершин, стремясь доказать самому себе, что он не является ничтожеством. Стендаль раскрывает мир мыслей и переживаний Жюльена Сореля, делая читателя свидетелем его внутренних монологов, полных надежды, боли, сомнений, любви, ненависти, и больше всего неудержимого желания достичь цели. Герой предстает во всей совокупности и противоречивости своих добродетелей и пороков. Пафос романа и заключается в перипетиях трагического единоборства Жюльена с самим собой, в противоречии между высоким (натура Жюльена) и низменным (его тактикой, продиктованной общественными отношениями). Последние страницы жизни Жюльена - это идейная и художественная кульминация романа. С большой реалистичной силой автор раскрывает душевные и нравственные переживания героя, который на пороге смерти, подытоживая свою жизнь, делает окончательный выбор. Жульен сбросил маску - и вот он лицом к лицу с собственной совестью и перед лицом судей такой, как есть на самом деле. В реальном свете предстает перед ним все то, ради чего он, насилуя себя, пытался выбраться наверх. Заключительным аккордом звучит речь Жюльена на суде. Это смелый обвинительный акт против общества, основанного на фальши и лжи. Долгий внутренний монолог героя за решеткой является как бы продолжением выступления на суде. В конце концов, Жульен приходит к философскому выводу: правды в обществе не существует. Он разочаровался во всем, даже в религии. Единственное, что держит его, - это любовь к госпоже де Реналь. Все моральные и физические силы героя направлены на то, чтобы не потерять силы духа, быть достойным, когда пойдет на казнь. И в этот страшный день он чувствует себя сильным и мужественным. Но Жюльен Сорель НЕ революционер, такой, как например Пьетро Миссирилли, герой новеллы «Ванина Ванини». Для него главным является «слава для себя», а не свобода для всех. Жульен смог приспособиться к общественным отношениям, которые искалечили его натуру. | Работает 3 группы, каждая из которых характеризует главного героя в определенный этап его жизненного пути. Обсуждают этапы жизни героя, которые называет учитель, определяя, к взлету или падению они относятся, аргументируют свою точку зрения, делают вывод на основании всего сказанного. Иллюстрируют примерами из романа черты характера главного героя. Обсуждают предложенные вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируют ее. |