СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс. Определенный интеграл.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

" Свои способности человек может узнать , только попытавшись приложить их."

Римский философ Синека Младший.

Просмотр содержимого документа
«11 класс. Определенный интеграл.»

КОУ ВО «ЦЛПДО» Разработка уроков-консультаций по математике "Первообразная. Определенный интеграл. Применение интеграла". 11-й класс. Разработала Л.И. Гоптарь. -Воронеж- 2020 г.

Тип урока:

урок оценки и коррекции знаний; повторения, обобщения,

формирования знаний, умений, навыков.

Цели урока:

Обучающие:

повторить теоретический материал; отработать навыки нахождения первообразных, вычисления интегралов и площадей криволинейных трапеций.

Развивающие:

развивать навыки самостоятельного мышления, интеллектуальные навыки, внимание, память.

Воспитательные:

воспитание математической культуры учащихся, повышение интереса к изучаемому материалу.


Ход урока.

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Устная работа.

  4. Тренировочные упражнения.

  5. Диагностика усвоения системы знаний с последующей взаимопроверкой.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Дополнительное задание по карточкам.


  1. Сообщение учащимся темы и цели урока.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Решаем самостоятельно по карточкам.


  1. Докажите, что функция F(х) = 3х4 есть первообразная для функции f(х) = 12х3 на R.

РЕШЕНИЕ:

По определению первообразной F`(х) = f (х). Значит, F`(х) = (3х4)` = 3•4•х3 = 12х3

f (х) для всех х R





  1. Вычислите интеграл

РЕШЕНИЕ:

= 4(sin - sin ) = 4• = 2.


3. Вычислите площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями у = х + 3, у = 0, х = 1 и х = 3.

РЕШЕНИЕ:

Нарисуем линии, заданные уравнениями и заштрихуем криволинейную трапецию, площадь которой будем находить.

SАВСД=


Ответ: 10.



4. (дополнительное задание для сильных учащихся). Фигура, ограниченная линиями у = -2х + 8, х = -1, у = 0, делится линией у = х2 – 4х + 5 на две части. Найдите площадь каждой части.


Решение:

Рассмотрим функцию у = х2 – 4х +5.

у = х2 – 4х +5 = (х2 – 4х + 4) – 4 + 5 = (х – 2)2 + 1, т.е. графиком данной функции является парабола с вершиной К(2; 1).

S?АВС= .

SАВКМЕ=

S1 = SАВКМЕ + S?ЕМС, S1 =

S2 = S?АВС – S1, S2 = = .

Ответ: и .


Повторение теоретического материала.

Учащиеся задают вопрос и называют ученика, который будет отвечать на этот вопрос.

Если ученик ответил правильно, то он должен задать свой вопрос и т.д.

Если ответ не будет получен, то отвечать придётся тому ученику, который задавал вопрос.

Учащиеся должны следить за тем, чтобы один и тот же вопрос не повторялся два раза и отвечающие тоже.

Перечень возможных вопросов:

  • Сформулируйте признак постоянства функции.

  • Сформулируйте основное свойство первообразной.

  • В чём заключается геометрический смысл основного свойства первообразной?

  • Сколько правил нахождения первообразных ты знаешь? Назови их.

  • Дайте определение криволинейной трапеции.

  • Сформулируйте теорему о площади криволинейной трапеции.

  • Что называют интегралом?

  • Запишите на доске формулу Ньютона-Лейбница и дайте объяснение каждой буквы.

  • Где можно использовать применения интеграла?

  • В чём заключается геометрический смысл интеграла?

IV. Устная работа.

  1. Какие из функций , , , являются первообразными для функции ?



  1. Найдите общий вид первообразных для функций:

а) у =7,5; б) ; в) .



  1. Скажите, как найти с помощью интеграла площадь фигуры Ф?



4. Представьте площадь заштрихованной фигуры как сумму или разность площадей Криволинейных трапеций, ограниченных графиками известных вам линий.

б) (SBMC = SEBMCD – SEBCD )






в)

(SBMC=SABCD – SABMCD)


г)

(SBMCE = SABMCED – SABED)


д)

(SOMCN = SOMCD – SONCD)


V. Тренировочные упражнения (в форме теста)

Вычислить интеграл:

а) . Ответы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) .

б) . Ответы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) .



Выберите, для какой из функций функция F(х) = 2х + х3 является первообразной:

а) f (х) = 2 + х3;

б) f (х) = 2 + 3х2.



VI. Самостоятельная работа .

“5” – за верно решённые 1, 2 и 3б) задания

“4” - за верно решённые 1, 2 и 3а) задания

“3” - за верно решённые 1 и 2 задания


Вариант – 1

1° . Найдите общий вид первообразных для функций

а) ; б) .

2° . Вычислите интеграл: а) ; б) .


3. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:

а) у = х2+1, у = 0, х = - 1, х = 2.

б) у = 4 – х2 и у = х + 2.

 


Вариант – 2

1° . Найдите общий вид первообразных для функций

а) ; б) .


2° . Вычислите интеграл: а) ; б) .


3. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:

а) у = х2 + 2 , у = 0, х = - 1, х = 2.

б) у = 4 – х2 и у = 2 – х .

 



 VII. Итог урока, выставление оценок.

VIII. Задание индивидуальное по карточкам.

Раздать карточки с индивидуальным заданием (4-ое задание для более подготовленных учащихся).

  1. Найти общий вид первообразных для функции у = .

  2. Вычислите интеграл

  3. Вычислите площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями у = cos x, у =0,

х = , х = .

  1. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями у = х2 – 1 и у = 1 – х2 .



Большое спасибо за урок.