Урок 1. | Тема. Русская литература ХХ века после 1917 года и начала ХХI века: Писатель и время. Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Историко-литературное обоснование основных периодов. |
Цели: | ознакомить учащихся с литературой, изучаемой в 11-м классе; показать основные тенденции развития русской литературы ХХ века, ее значение в мировом литературном процессе; выявить уровень литературного развития учащихся; формировать гуманистические ценности в духовном развитии учащихся; воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию. |
Прогнозируемые результаты: | учащиеся знают периодизацию, общую характеристику и своеобразие русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление об основных тенденциях в литературе XX вв.; определяют значение русской литературы в развитии мирового литературного процесса; учащиеся составляют опорную схему - конспект темы урока, участвуют в беседе, используя собственные знания; анализируют, классифицируют ключевые события и проблемы русской культуры XX в. |
Оборудование: | позитивный ролик, учебник, раздаточный материал (таблица), рисунки для рефлексии, стикеры |
Ход урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Постановка целей и задач урока. | Позитивный настрой. Целеполагание. - Определите ключевые слова в теме урока. Исходя из предложенной темы и выбранных ключевых слов, сформулируйте цель урока. | Просмотр позитивного ролика Определяют ключевые слова темы. Формулируют цель урока. |
Работа по теме урока. Составление опорной схемы-конспекта. | Понятия «советская литература» и «русская литература». - С октябрьской революции 1917 года до распада Советского Союза (1990-1991 гг.) литература определялась как «советская». Учебник же носит название «Русская литература». В чем вы видите разницу между данными понятиями? Взгляды на художественное творчество. - Несмотря на то, что Россия стала тоталитарным государством на долгие годы, существовали различные взгляды на художественное творчество. Каковы были данные взгляды? Кто стал ярким выразителем данных художественных концепций? Антикультурная революция. – Какие факты истории вы можете привести, свидетельствующие об антикультурной революции в России ХХ века? Периодизация русской литературы (в основе сквозная проблема: «художник и власть») Предлагает заполнить таблицу на основе материала учебника. Осуществляет проверку записей, вносит коррективы. | Задание 1. Обсуждение проблемного вопроса. Чтение учебника, стр. 3 Составление опорной схемы-конспекта Советская | литература | Русская | Исторически связанное с периодом единовластия коммунистов; Должно соответствовать коммунистической идеологии. Россия – тоталитарное государство! | Противостояние и сосуществование Сложный драматический характер | Вольнолюбивая, реалистическая, стоявшая на стороне «униженных и оскорбленных», не идущая на сделку с совестью | Задание 2. Чтение учебника, стр. 4-5 Составление опорной схемы-конспекта Ленин | | Валерий Брюсов | 1905 г. – статья «Партийная организация и партийная литература»: строгое подчинение литературы политике; художник должен творить «по указке партии»; отвергается всякое инакомыслие. | Взгляды «полярны» Антикультурная революция | Свобода слова неразрывно связана со свободой суждения и уважением к чужому мнению, убеждению. | Задание 3. Делают записи в тетради: Разрушение храмов; Строительство лагерей ГУЛАГа (Соловки); Запрет буржуазной и либерально-демократической печати; Расстреляны или высланы из России философы, писатели, ученые - эмиграция, диссидентство и др. формы оппозиции Задание 4. Чтение учебника, стр. 6. Заполнение таблицы. Период | Краткая характеристика | Революция и литература (1905-1929 гг.) | | Художник и власть (1930-е – середина 1950 гг.) | | Приспособление советских ценностей к общечеловеческим (1956-конец 1980-х) | | Отечественный постмодернизм | | |
Подведение итогов урока. | Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. | Учащиеся выбирают рисунок, приклеивают на него стикер. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Делают пояснения к своему выбору (несколько учащихся заслушать) |
Домашнее задание. | Конспект урока «Литературная визитка» о жизни и творчестве В. В. Маяковского Чтение поэма «Облако в штанах» | |