СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по окружающему миру. ОСЕННИЕ РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (экскурсия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по окружающему миру. ОСЕННИЕ РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (экскурсия)

Просмотр содержимого документа
«2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по окружающему миру. ОСЕННИЕ РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (экскурсия)»

У р о к 4. ОСЕННИЕ РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (экскурсия)

Цель: научить устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Ход урока

– Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Древний землепашец, наблюдая за изменениями в растительном мире, определял лучшие сроки полевых работ. По цветению одних трав и увяданию других устанавливал сроки охоты. По цвету неба и поведению птиц люди давали прогноз погоды и довольно точно предсказывали стихийные бедствия.

Такие наблюдения за явлениями живой и неживой природы, позволяющие составлять прогнозы, важные для хозяйственной деятельности людей, стали основой науки фенологии. Может, кому-то покажется странным, что в наше время – в век компьютеров, космических кораблей, сложной и точной техники – люди обращаются за прогнозами к растениям. Но ничего удивительного в этом нет. Достаточно вспомнить, что кроме очень сложной медицинской техники и большого количества искусственно приготовленных лекарств, незаменимыми для лечения человека остаются лекарственные травы, целебные воды природных источников и исцеляющий воздух курортов. Так и фенология – наука, основанная на наблюдениях за явлениями природы, – остается незаменимым подспорьем для человека.

На чем же основываются предсказания по природным приметам? Дело в том, что в природе очень многие явления связаны между собой: от холода или жары меняются сроки цветения растений, от развития растений зависит жизнь многих животных и т. д. Например, с изменениями погоды становится иным давление воздуха. Это чувствуют насекомые, и у них изменяется высота полета. Вслед за ними поднимаются или опускаются птицы, питающиеся насекомыми. Человек, наблюдая за полетом птиц, может предсказать погоду.

– Какие приметы вы знаете?

Ÿ Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

Ÿ Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Ÿ Листопад проходит скоро – зима будет холодная.

Ÿ Пока лист с вишен не опал, выпавший снег растает.

Ÿ Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.

Ÿ Несколько дней кряду видны белые облака – к похолоданию, тёмные и чёрные – к дождю.

– Рассмотрите, какие деревья вокруг вас?

– Какие кустарники вы видите и знаете?

– Как нужно охранять растения? (Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.)

– Нельзя рвать красивые травянистые растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые человек выращивает специально для этого.

– Изменились ли листья деревьев и кустарников с приходом осени? (Пожелтели листья, начали опадать; стало меньше травы, многие растения увядают.)

– Почему мы мало видим животных? (Растения живут на одном месте, а животные подвижны, к тому же часто очень ловко прячутся. Деревья, кустарники, травы образуют как бы дом для животных. Кроме того, для многих животных растения служат кормом.)

– Как нужно вести себя в лесу, парке?

– Посмотрите, стая птиц. Куда они летят? (На юг.) Почему они улетают? (Мало стало пищи.)

– Отлёт птиц – один из характерных признаков осени.

– В какое время года насекомых больше? (Насекомых много весной, а летом и осенью меньше.)

– Сейчас мы будем собирать опавшие листья. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям, пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На уроках будем играть в игру «С какого растения эти листочки?».