МОУ ГИМНАЗИЯ №24 г. ЛЮБЕРЦЫ
Внеклассное мероприятие
«День защиты Земли»
Выполнила:
Мусатова Анжелика Николаевна
учитель начальных классов
«День защиты Земли»
Экологический праздник
Цель: формировать представления о том, что планета Земля – большой общий дом; расширить и углубить экологические знания учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о планете Земля;
- способствовать развитию познавательных способностей детей;
- привлечь детей и их родителей к проблеме чистоты окружающей природы;
- Развивающие:
- способствовать формированию нравственных качеств;
- способствовать развитию мышления, памяти;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной планете;
- воспитывать ответственное и бережное отношение к природе;
Формирование УУД
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Делать выводы в результате совместной работы детей и воспитателя;
Регулятивные УУД
Развивать умение высказывать свое суждение на основе полученной информации;
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
Развивать умение слушать и понимать речь других;
Оформлять свои мысли в устной форме;
Учить работать в группах.
Использование ТСО: мультимедийный проектор, рисунки детей «Природа и мы»; магнитофон, аудизапись произведения П. И. Чайковского «Времена года» («Вальс цветов»), песня Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите»; песня «Не дразните собак», минусовка «Вместе весело шагать»; песня «Прости, Земля», «Большой хоровод»; фонограмма «Голоса лесных птиц»; эмблемы «День земли»; видеоролик «Сохраним природу детям»; 4 конверта с поговорками и пословицами
Оформление: плакаты «Сбережём природу вокруг нас», «Птицы – друзья садов, полей и огородов»; цветы из бумаги, зеленые и синие шары; знаки правил поведения в лесу.
Добрыня Никитич (глядя из-под ладони): Эх, полюшко-поле... Ни живо ни мертво ты стоишь, будто после побоища...
Илья Муромец: Тут что-то написано: Налево пойдешь - на химзавод попадешь... Направо пойдешь - в запретной зоне пропадешь..., прямо пойдешь - на бездорожье костей не соберешь... Ну и заехали мы!
Алеша Попович: Глядите, туча черная над полем стелется - не к добру это! Неужели силы темные на Русь напасть хотят? Защитим, братцы, землю-матушку!
Добрыня Никитич: Погоди, не горячись, Алеша! То не туча ворогов застит небо. А дым тепловой станции.
Илья Муромец: А скажи-ка, Добрыня Никитич, отчего мертво поле это?
Добрыня Никитич: Оттого, что много лет шла на этом поле битва. И звалась эта битва - битва за урожай. Всю-то ее, землю-матушку, пестицидами и нитратами замучили, а теперь вот и атомом, радиацией...
Алеша Попович: Это что же! Зря, значит, мы, богатыри, поля эти у врагов отбирали, кровушкой своей поливали?
Илья Муромец: Нет, не зря, Алеша, а ну-ка, поворачивайте своих лошадей, поедем в Министерство охраны окружающей среды, вече соберем! Видать, опять наше время пришло - богатырское!
Музыка….
Ведущий 1: … Земля? Какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы.
Ведущий 2: Земля качает на себе города. Вбирает вспышки уносящихся ввысь ракет. Но человечество в последнее время стало об этом забывать.
Ученик 2:
Мы речь свою ведем о том,
Что вся земля наш общий дом -
Наш добрый дом, просторный дом -
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля.
(Звучит траурная музыка, появляется Земля, на ней накидка с «мусором»)
Девочка:
Мадам, Вы кто? Мы Вас не звали!
Как неопрятны Вы, грязны.
О, сколько грусти и печали.
И чем же Вы огорчены?
Земля:
Узнать меня должно быть трудно
Хоть я - родимая Земля.
Такая – в праздники, такая – в будни.
Да, вами я засорена.
Услышьте вы мою молитву.
К вам обращаю я её.
Ещё немного, я погибну,
Услышьте слово вы моё.
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут.
Бутылки, банки, коробки…
Погибну скоро я с тоски.
Конфету съел – и что, малыш,
Бросаешь фантик, не глядишь?
Пуста бутылка, всё испил?
А унести не стало сил?
Услышьте голос мой родной.
Я плачу дождевой слезой.
Я задыхаюсь, не молчу –
Землетрясеньями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистой и здоровой!
Девочка:
Что это передо мной? …Это Жалобная книга…Жалобная книга Земли.
Много жалоб накопилось у природы на людей.
Воды речек замутились, пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клёны на обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет фабрик и заводов смог.
Мальчик:
В море гибнут кит и рыба, загрязняется Байкал,
И становится всё мельче, море дивное Арал.
Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Девочка: Перевернём первую страницу Жалобной книги.
Cценка “Прогулка» ( 2 «В» класс)
Вдруг из леса слышен шум и громкая музыка. На поляну вваливаются туристы(4 человека)
1 турист: Сегодня мы пришли гулять,
Благо, лес - рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад!
2 турист: Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки
Лес большой. Он все вместит!
Лес – ведь он ничей!
Разводят костер. Танцуют.
Хором: Ничей!
3 турист: Расположимся скорей
Тут уж нам не помешают,
Жги и лей, руби и бей!
4 турист: Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
1 турист: Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
2 турист: Мы – цари! Молчи, природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Сценка «Разговор цветов» (1 «Б» класс).
Ведущая. Раннее утро. Взошло солнце, его теплые ласковые лучи осветили луг, лес. На лугу растет трава-мурава. Я слышу какой-то шум. Да это кто-то разговаривает! Кто же это?
Ромашка. Доброе утро, дорогой Ландыш!
Ландыш. Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в громадные кучи и унесли.
Ромашка. Вот ужас какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состоянии. Да и вы сами выглядите не лучше.
Ландыш. А что-то я не слышу Колокольчика... Ты, Ромашка, не видела его?
Колокольчик. Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!
Ландыш. Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!
Ромашка. Какие у вас новости?
Колокольчик. Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем-то нарвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.
Ландыш. Жалко их. Эти цветы очень красивы на воде. А когда их сорвешь, красота исчезает, они быстро вянут,
Ромашка. Издавна белую кувшинку называют одолень-трава.
Колокольчик. Что же теперь будем делать?
Ландыш. Я слышал, что есть какая-то Красная книга, которая берет под охрану животных и растения.
Ромашка. Так давайте скорее пойдем к Красной книге. Может, она нас защитит.
Цветы убегают за Красной книгой..
Ведущая. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области.
Чтец 1.
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Чтец 2.
В нас молчало хозяйское «Стой!»,
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
Чтец 3.
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Е. Карасев
Чтец 4.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Р. Гамзатов
Чтец 5.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты, —
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Девочка:
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер
У меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
(П. Гнездослав)
(проецируется изображение цветов)
Мальчик: Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце. Мы сегодня говорим о том, что нужно беречь нашу Землю.
Откроем следующую страницу Жалобной книги.
Сценка «На рыбалке» ( 1 «А» класс)
Школьник: А недавно мы с ребятами ходили на рыбалку и вот что там увидели
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.(можно взять удочку и вылавливать предметы)
Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
(А. Ерошин)
Сценка «Запасы воды» (3 «А» класс)
Ведущий 1: Мы леса и поля обижаем, Стонут реки от горьких обид. И себя мы прощаем, и себя мы прощаем, А будущее нас не простит. (Звучит мелодия из фильма Терминатор-2.)
Голос за кадром: 2148 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической катастрофы запасы пресной воды уменьшились в 50 раз. В связи с этим каждый житель планеты получил специальный электронный ключ, по которому он мог получить свою суточную норму - 350 мл воды. (На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера полиции в форме (парень и девушка). На столе у них стоит ноутбук. Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому два электронных ключа (флешки). Полицейский проверяет ключи, вставляя их в ноутбук.)
Полицейский (обращаясь к раздатчику): 700 миллилитров на двоих.. (Раздатчик отмеряет воду в бидончик матери. Они с мальчиком отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду Мальчик помогает ей подняться.)
Мальчик: Мама, ты не ушиблась?
Мама: Это не важно, сынок, я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать? Как прожить сегодня без воды?
Мальчик: Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все видели, что ты упала не специально. (Они снова подходят к пункту раздачи воды.) Мама (обращаясь к девушке-полицейскому): Мисс, нельзя ли нам снова получить воду, я случайно упала и все разлила.
Девушка-полицейский: Я видела, мэм, но ничем не могу помочь. Свою норму сегодня вы уже получили. Мне очень жаль. (Мама садиться у края сцены и плачет.)
Мальчик (обращаясь к полицейскому): Простите, сэр, а почему мы не можем получить еще воды?
Полицейский: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.
Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла из кранов в каждом доме.
Полицейский: Так действительно когда-то было.
Мальчик: Так что же произошло?
Полицейский: Если хочешь, я могу рассказать. (На сцене остаются только мальчик и полицейский. На середину сцены выносят большой плакат, на котором нарисовано озеро с чистой водой.)
Полицейский: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь ее так много на планете Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению. (Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и закрашивает часть воды озера краской.)
Полицейский: На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду. (Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий и закрашивает часть воды озера краской.)
Полицейский: Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве. (Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки и закрашивает часть воды озера краской.) Полицейский: Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты. (Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и закрашивает оставшуюся часть воды озера краской.) Полицейский: Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, губя все живое на много квадратных миль вокруг. И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…
Ведущий 1: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами - преступление против человечности.
Ведущий 2: Дети, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться вашим будущим.
Школьник:Многие из нас видят горы мусора на улицах нашего города, мы хотим представить вам нашу мусорную фантазию
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Школьница: Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Школьник: Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Школьница: Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
(А. Усачёв)
Перевернём следующую страницу Жалобной книги.
Звучит русская народная песня «Во поле березонька стояла». Появляется Березка.
Березка. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости из леса. Лес - это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Вот почему так важен для человечества лес. Вот почему его надо охранять и беречь. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.
Чтец 1.
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
От черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет — я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он.
Адом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах
Как в дни большой беды
Хмельного ухарства следы.
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют.
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.
Березка. Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес.
Выходят дети, поочередно называют правила.
• Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.
• Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.
• Не разоряй муравейники. Знай, что 3—4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.
• Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.
• Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.
• Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.
• Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.
Березка. Дорогие ребята! Очень хотелось бы, чтобы вы все запомнили эти правила поведения в природе и требовали выполнения их от своих знакомых и друзей. А теперь помогите мне, ребята, отгадать лесные тайны.
— Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
— Какое дерево называют музыкальным? Из него делают пианино, гитары и другие музыкальные инструменты? (Ель)
— Какие дрова дают больше всего тепла? (Дубовые и березовые)
— Из какого дерева делают спички? (Из осины)
— Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
— Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре 10% жира)
Спасибо вам, ребята, что помогли постичь мне лесные тайны.
Ведущая. В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы - защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожают огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу землю. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.
Звучат голоса птиц.
Чтец 2.
Мы безмерно богаты,
В наших садах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах?
Пусть ответит толково —
И, гляди, удивится.
Как же фауна, дескать.
Как же наше богатство —
На полях, в перелесках.
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство. И только.
Ну дрозды, ну синички.
Где запомнишь все клички?
Просто птички и только.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Ведущий. Птицы и звери очень часто нуждаются в помощи человека. Нелегко приходится птицам зимой.
Английская сценка 3 «В» класс
Сценка «Разговор птиц на лесной поляне». (1 «В» класс)
Поляна. На сцене появляется, в страхе оглядываясь назад, Ворона и садится на пенек.
Ворона. Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы! Ох и тяжко, нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.
На сцене появляется Синица.
Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона. Кар-р-р... Еле ноги сейчас из города унесла. Вон еще отдышаться не могу. Хулиганье (грозит «крылом» в сторону воображаемого города)'. Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, а ребята снежками в меня - снежками (вздыхает)...
Синица. Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживают только девять... Бедные мои сестрички!
Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера Воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил что не знает, как пережить зиму.
Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорят, что есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало...
Ворона. Что это еще за кормушки?
Синица (показывает вдаль). Да вон, видишь!
Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу. Три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет. Ну, думаю, все — конец пришел. Гладь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки... Так и выжила в ту зиму.
Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.
Ворона. Как ты думаешь, Сорока про кормушки правду сказала?
Синица. Не знаю. Сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу.
Ворона. А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.
Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.
Ведущая. Ребята, охраняйте птиц зимой, подкармливайте их, развешивайте кормушки и не забывайте насыпать в них корм.
Исполняется песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).
Ведущий. Для птиц и зверей созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от браконьеров.
Чтец 3.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится,
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря,
Ведь небо без птиц — не небо!
А море без рыб — не море!
А земля без зверей — не земля!
Красная книга (4 «В» класс)
1 ученик: … Это было 250 лет тому назад… Экспедиция Беренга обнаружила
в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали «морскими коровами». Эти доверчивые, медлительные животные не боялись людей, близко подплывали к их лодкам, а
люди безжалостно убивали их. С каждым годом их становилось всё меньше и меньше, а затем не стало вообще. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.
2 ученик: … В одной стране жили необыкновенно красивые птицы –
странствующие голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Их было так много, что люди просто палками, цепями, ружьями ради вкусного мяса убивали их без счёта. Охота не прекратилась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя. Последнего странствующего голубя не стало 1 сентября 1914 года в Цинцинате, штат Огайо.
5 ученик: Золотая лягушка была найдена не так давно, в 1966 году, но уже
спустя пару десятков лет – безвозвратно утеряна для человечества. Дело в том, что ареал их обитания был очень узок и специфичен – это были леса на Коста-Рике. Однако глобальное потепление, причиной которого является активная деятельность человека, изменила привычные параметры воздуха этой территории. Организм золотой лягушки не выдержал этих изменений. Последняя золотая лягушка была замечена в 1989 году.
Школьник: Откроем Сказочную страничку Жалобной книги.
Сценка «Айболит « (2 «А» класс)
Действующие лица: автор, Айболит, жучок, Бармалей, ворон, божья коровка, лисички.(звучит отрывок из песни « В гостях у сказки»)
Автор: (Цивина)
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
Прилетел к нему жучок
(звучит отрывок припева песни «Больно мне больно»)
Жучок: (Евлевич)
У меня болит бочок
Был вчера я на лужайке
Там летал среди кустов
Воздух был темнее ночи
Сделать вздох, но нету мочи
Автор (Цивина)
Взял микстуру и таблетки
Стал лечить бочок жучка
Айболит ( Михайлов)
Не грусти, дружок мой милый
И не будь таким унылым
Где ж лужок тот страшный, страшный?
Где дышать очень опасно?
Жучок (Евлевич)
Через речку и лесок
Ты увидишь тот лужок
Берегись, ведь там опасность
Айболит ( Михайлов)
Для меня преграды нет
Всех спасу от разных бед!
(звучит подвижная музыка)
Автор (Цивина)
И встал Айболит
Побежал Айболит
По полям, по лесам он спешит
Вот встречает Бармалея
Бармалей (Костин)
Ха – Ха – Ха
Айболит ( Михайлов)
Это твой стоит завод?
Из трубы идёт дымок?
Бармалей (Костин)
Ну подумаешь немножко
Затуманилась дорожка
Айболит ( Михайлов)
Как ты смеешь, Бармалей!
Ты ведь губишь всех зверей
И жучков и паучков
И синичек и лисичек
( все проходят задыхаясь)
Очень много чудных птичек
Всё погибнет и ты вскоре!
Бармалей (Костин)
Страшно мне, я задыхаюсь
Всё, завод свой закрываю!
Нет, гибнуть доктор не хочу
Я природу сохраню!
Законы природы главнее всего
И сейчас всем скажу я:
Птицам – воздух!
Рыбам – воду!
Береги свою природу!
(Все герои сценки выходят с плакатами и рассказывают стихи)
Лисичка (Карган)
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Ворон ( Брагин)
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Божья коровка (Дубень)
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Лисичка (Гринько)
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Сценка «Спасите» ( 4 «В» класс)
Звучат сигналы SOS.
1.Планета наша очень загрязнена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?
Звучат сигналы SOS.
2. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры.
Звучат сигналы SOS.
3. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 1О тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. Кроме этого, в последнее время часто случаются аварии на нефтепромыслах, пожары на кораблях, везущих нефть, в результате миллионы тонн нефти оказываются в воде.
Звучат сигналы SOS.
4.Почва образуется очень медленно - для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот ее разрушить можно очень быстро. За последние сто лет на Земле разрушена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. В результате почва оскудела, и урожаи стали значительно хуже.
Звучат сигналы SOS.
5. Усиленно идет «облысение» планеты. За последних 100 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Звучат сигналы SOS.
6.Для многих животных лес - родной дом. А лесов становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
(СОС) сигналы
Сценка «Загрязнение воздуха» (3 «Б» класс)
("Твёрдые частицы" в перепачканных и неопрятных костюмах подходят к нему, держа в руках плакаты и скандируя:)
Пыль, копоть и сажа!
Загрязнение – не преступление!
Копоть, сажа и пыль!
Охрана природы – вне закона!
Вед1, (кашляет и отмахивается от них): Итак, вы – твердые частицы.
Копоть: Да, я – Копоть, это Сажа, а это – Пыль.
Вед2: Так вы, ребята, и есть те мельчайшие частицы, из-за которых воздух выглядит задымленным?
Сажа: Да! Некоторые из нас попадают в воздух во время строительства или при добыче полезных ископаемых, или при распашке земли (Бросает в воздух щепотку пудры).
Копоть: Но больше всего нас попадает в воздух, когда что-то горит, например, бензин в двигателях автомашин, или уголь в топках электростанций, или просто дрова в печи.
Пыль: А я очень люблю забираться вам в глаза и делать так, чтобы они слезились и чесались, и чтобы в горле першило, и …
Сажа: Эй, Пыль, кончай хвастаться! Пора возвращаться. (уходят)
Вед1: А теперь я хочу представить вам Двуокись серы (поворачивается к ней и тут же зажимает нос). Насколько мне известно, вы только что прилетели с Кольского полуострова?
Д.С.: Конечно, я ни за что не упустила бы такой возможности.
Вед1: Уверен, всем интересно узнать, как вы попадаете в воздух, которым мы дышим.
Д.С.: Вы, что газет не читаете? Ведь обо мне пишут на первых страницах чуть ли не каждую неделю! В основном я появляюсь из труб электростанций, сжигающих уголь для получения электричества. Но и у вас я как дома. Половина домов на вашей станции отапливается углем. (обращается к зрителям) У кого дом отапливается углем? Аа! Родные мои! (приветливо машет им рукой).
В1: А какие пакости вы делаете?
Д.С.: Пакости – это по мне! (хихикает) Мне очень нравится делать так, чтобы людям стало трудно дышать. И даже деревья из-за меня медленнее растут. Но самая любимая моя гадость – это когда я поднимаюсь высоко в воздух и смешиваюсь с капельками воды. Тогда я превращаюсь в кислоту и проливаюсь на землю кислотным дождём. (брызгает водой в зрителей).
В1: Кислотные дожди – серьёзная проблема. Они угнетают растительность, усиливают коррозию металлов, разрушают мраморные сооружения.
Д.С.(с гордостью): Так точно! Я ведь могу преодолевать очень большие расстояния, чтобы делать свою чёрную работу.
В: Надеюсь, когда-нибудь мы от вас избавимся.
Д.С.: Где вам со мной справиться! (и улетает)
В: Что я могу сказать?! Эти загрязнители воздуха – крутые ребята. Но люди создали их, люди должны от них избавиться. И ждать нельзя – будет поздно.
Сценка «Просьба насекомых» (2 «Б» класс)
Звучит мелодия, под которую на сцене появляются бабочки и пчёлки. И рассказывают о своей просьбе:
Первая пчела:
Мы по воздуху летели
Крыльями мы все гудели.
Вдруг – труба, над нею – дым,
Оказались мы над ним.
Вторая пчела:
Заблудились мы в дыму,
Что же с нами – не пойму.
Долго кашляли, чихали,
Даже видеть перестали.
Третья пчела:
Здесь вопрос любому ясен:
Грязный воздух нам опасен.
Не летайте над трубой –
Вы рискуете собой! Насекомые под музыку полетели.
Первая бабочка:
Вот вылетели мы из дыму
И видим мы ещё картину.
А там внизу в траве
Лежит бумага на холме,
А рядом мусор, банки-склянки.
Первая пчела:
Ой, ой, ой, как нам быть,
Как цветы нам опылить?
Мусор там везде мешает.
Разлагаясь всем вредит. Бабочки под музыку полетели.
Вторая бабочка:
Мы пониже подлетели,
На ромашку рядом сели.
Ты, человек, спаси же нас
И выполни от нас наказ.
Третья бабочка:
Вся наша жизнь так интересна
И людям часто неизвестна:
Ведь вы живёте в городах,
А мы – в лесах, полях, садах.
Мы грязный воздух не выносим
И о защите очень просим!
Первая бабочка:
Чтоб природу сохранить
Надо бережливо жить.
Мусор в травку не бросать,
Все вместе:
Правила лесные знать!
Звучит музыка, участники кланяются и покидают сцену. Выходят дети , в руках листки бумаги.
А сейчас мы вам расскажем лесные правила Чтоб цветы в лесу цвели, Всю весну и лето Мы не будем собирать Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда Выпорхнул до срока, Мы поможем, не беда, Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор, Мы его не тронем. Вдруг понадобиться он Жителю лесному.
Зайчика и ежика — Жителей лесных Лучше вы не трогайте! Охраняйте их!
Давайте, ребята, Природу охранять! О ней ни на минуту Не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки, Это все для нас навечно!
Старая сказка на новый лад (3 «В» класс)
Автор:
На планете год от года
Человек вредит природе
И не понял он, чудак,
Что природа - не пустяк.
Он зверей и пташек
Жестоко истребляет;
Мусором, отходами
Речки засоряет.
Он привык все покорять,
И не может он понять:
Сам себе ведь он вредит!
Вот что сказка говорит:
В море остров был крутой,
Город был на нем большой
Весь в зеленых насажденьях!
Ах! Какое наслажденье
В чудных тех лесах гулять,
Чистым воздухом дышать,
По лугам, полям бродить,
Ключевой воды испить!
Море вкруг него бурлит,
Рыбой, крабами кишит.
Все в том городе богаты,
Изб нет – кругом палаты.
Правил там – премудрый царь,
Справедливый государь.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе.
Царь:
Увеличить чтоб доход,
Я решил завесть завод,
Чтоб консервы выпускать,
За границу отправлять.
И валюта день-деньской
Будет течь в казну рекой!
Автор:
Царское слово нерушимо.
Вскоре был завод воздвигнут:
Поршни новые блестят,
На трубе огни горят.
В море лодки выплывают,
Сети новые бросают,
Рыбу ловят там и тут,
На завод ее везут.
Там консервы выпускают,
За границу отправляют.
Рыбка:
Грязь же в море всю сливают.
От нее все погибает.
Если в сеть не попадешься,
Так в отходах захлебнешься.
Жить здесь стало очень худо,
Надо плыть скорей отсюда!
Автор:
Много времени проходит….
Вот к царю, гонец приходит.
Гонец:
В свете есть такое диво,
Вот идет молва правдива –
Матерьялы нынче есть,
Что не можно глаз отвесть:
И красивы, и практичны,
И легки, и нетоксичны!
Правду молвят, или лгут –
Их пластмассами зовут.
Царь:
Это диво я б хотел
Перенесть и в свой удел!
И уж выписать готов
Я заморских мастеров,
Трубы, технику….
Автор:
И вот стал работать химзавод.
Здесь пластмассы выпускают
За границу отправляют,
И валюта день – деньской
Так и льет в казну рекой!
Дни за днями – год проходит,
Вновь к царю гонец приходит.
Гонец:
Вокруг нас уж целый год
Вот о чем молва идет:
Жидкость из земли качают,
В перегонку отправляют,
Да в машины заправляют.
Это диво там и тут
Черным золотом зовут.
Автор:
И, весь остров сотрясая,
Появилась буровая.
Нефть из недр Земли качают,
За границу отправляют.
И валюта день – деньской
Так и льет в казну рекой.
Царь доходы все считает,
За хозяйством наблюдает.
Тут бы сказку и закончить.
Только царь встревожен очень.
Месяц в думу погружен,
Он забыл покой и сон.
Мглой окутан чудный остров,
Стало жить на нем непросто.
Чахнут рощи день за днем,
Грязью залит водоем.
Кислый дождь стучит по крыше,
Пенья птиц давно не слышно.
Все живое пропадает….
В общем, остров погибает.
Царь:
Чтобы остров мой спасти,
Я к мудрецу решил пойти.
Что мне делать? Как мне быть?
Мудрец:
Остров чтоб не погубить,
Буровую ты закрой,
Очистные здесь построй,
Вылов рыбы ограничь,
Площадь леса увеличь.
Хвойных больше посади,
Да за выбросом следи,
Чтобы воздух и вода
Были чистыми всегда.
Автор:
Сказка – ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
Он летит над всей планетой:
«Береги Землю эту!»
Он кричит всему народу:
«Надо всем беречь природу»
Коль беречь ее не будем –
Сами мы себя погубим.
Школьница: Откроем последнюю страницу нашей жалобной книги.
Выступление 4 класса «Б»
« Как сохранится на Земле?» ( Резниченко Анастасия, 2 «А» )
Давайте сохраним
Ромашку на лугу
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О,как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стержнях- осетра
Касатку в небесах,
В таёжных дебря- тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
На век объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Планета наша весьма заражена, но мы ещё не осознали всей опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы-то пока на ней кое-как живём, но смогут ли жить наши дети?
Те, кому небезразлична судьба Земли, пытаются помочь ей, 22 апреля объявлен Всемирным Днём Земли. В 1994 г., во время сбора подписей россиян в защиту природы множество отрезков материи с подписями были пронесены по всей стране. Из этих кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе ответственно. Это самый большой флаг, его площадь 660 кв. метров.(Звучит куплет из песни Д. Маликова "Изумрудный город".)
Нам тоже небезразлична судьба планеты, и поэтому мы попытались сделать такой же флаг, правда в миниатюре. Это работы, выполненные каждым классом, которые затем мы объединили в один большой флаг, символизирующий наше единство в заботе о будущем Земли. И мы все давайте объединимся, возьмемся за руки во время торжественного вноса нашего флага. Очень хочется, чтобы наша Земля была так же сказочно красива, как изумрудный город.
(Поднятие флага под музыку песни "Изумрудный город".) Вот он, наш флаг! На этих отрезках ткани все богатство вашего воображения. Спасибо, ребята!
Все ваши мечты - о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!
Экологические частушки. (3»В» класс)
Мы – любители природы,
За неё горой стоим,
Сохраним её на годы,
На столетия сохраним.
Всё, что мы, ребята, сможем
В мире вредного найти,
Мы в контейнеры заложим
И счастливого пути.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе –
Но со знанием и умом.
Глобус
Я обнял глобус – шар земной. Один над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги». В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр». Не растопчи ты нас, не жги, Зимой и летом береги». Журчит глубокая река, Свои лаская берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги». И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещай нам и не лги. Как старший брат нас береги». Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной. И вдруг шепнул я: «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
Список использованной литературы.
«Внеклассные мероприятия: 3 класс» О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, А.В. Кочергина. – 3-е изд., М.: ВАКО, 2007.
«Планета заболела» //«Начальная школа» № 1 – 2007.
«Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2010.
«Внеклассные мероприятия: 4 класс», Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2008.
«Я иду на урок в начальную школу», «Первое сентября», Москва, 2000.
«Я познаю мир» Детская энциклопедия/ Культура. – Москва, АСТ, 1996.
http://ppt4web.ru/ehkologija/den-zemli1.html
http:// festival.1september.ru/articles/530640/
http://www.openclass.ru/node/341970
25