СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 кл. литературное чтение "Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«3 кл. литературное чтение "Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности"»

Структура электронного (дистанционного) урока

Урок литературного чтения. 08.09.2023 3 кл.

Части

Содержание

Время



1

Ориентировочная частьбучающийся знакомится с целями и задачами)

- Доброе день, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке литературного чтения Продолжительность нашего урока – 40 минут. Прошу вас четко соблюдать время, отведенное на выполнение каждого задания. Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Тема урока: Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности


- Изучите цель и задачи урока.

цель: углубить знания учащихся о русском фольклоре, его малыми жанрами: пословицами, поговорками, потешками, песнями, скороговорками, загадками, играми и считалками;

Развивать память, речь, артистические способности, навыки коллективной работы;

воспитывать интерес к устному народному творчеству, русской словесности.


1 мин

2

Информационная часть (обучающийся изучает информационные материалы)

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.


Здравствуйте, гости дорогие!

Пожалуйте в гости!

Песнями да считалками побалуйте!


Давно мы вас ждём, поджидаем!

Ай да загадочки вам загадаем!

«Делу время, а потехе час!» - объявляем

И весёлый наш праздник начинаем.


Беседа

-О каких жанрах устного народного творчества вы услышали в приветствии?

- Вспомните, что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется?

-«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось.

«Народное» - сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и т.п.

«Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.

- То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.


5 мин

3

Диагностическая часть (обучающийся выполняет тестовые и практические задания)

  1. Изучение нового материала.

- Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм (т.е. любовь к Родине). Кроме того, фольклор - это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы убедитесь в этом, побывав на нашей ярмарке. Вас ждут пословицы, поговорки, считалки.


  1. «Ярмарка»

1 Прилавок «ПОСЛОВИЦЫ»

- Вспомните, что такое пословица?

Пословица – это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость.

-Давайте поиграем, выясним, какие пословицы вы знаете.


Игра «Закончи пословицу»

Без труда не вытащишь …

Поспешишь …

Волков бояться, …

Как аукнется, так и …

Мороз не велик, а …

Век живи, …

Глаза боятся, а …

Дальше в лес, …

По одёжке встречают, …

Семь раз отмерь,..


Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.


2 Прилавок «ПЕСНИ. ПОТЕШКИ. ДРАЗНИЛКИ. ШУТКИ-ПРИБАУТКИ».


Сорока, сорока где была?

Далеко: в лесу на опушке.

Кашу варила, на порог становила, деток кормила.

Гостей собирала, всех угощала.

Этому – дала, этому – дала, …

Всё раздала.

- Ребята, вспомните песенки, потешки, частушки, прибаутки. На такую тему

«Колыбельная»

Ай, баю, баю, баю, Ай, люли, люленьки

Тебе песенку спою Прилетели гуленьки.

Я про серого кота. Сели гули на кровать,

Как у серого кота Стали гули гулевать

Колыбелька золота, Стали гули ворковать,

Позолоченная, Стал ребёнок засыпать.

Периночка пуховая,

Подушечка в голове,

Баю – баюшки, баю

А я песенку спою.


Баю – баю – баюшок

Кладу Машу на пушок

На пуховую кровать

Будет Маша крепко спать.


. «Зазывалка»

- Долго не было дождя. Вянут цветы, деревья. Позови дождь.

1) Дождик - дождик, пуще! 2) Мочи, мочи, дождь,

Дам тебе гущи! На нашу рожь,

Хлеба каравай! На бабушкину пшеницу,

Хоть весь день поливай! На дедушкин ячмень.

Поливай весь день.

Гром гремучий, тресни тучи,

Дай дождя с небесной кручи.


3 Прилавок «СКОРОГОВОРКИ»


Ребята, скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям. Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки? (Их полезно говорить, чтобы речь была чёткая и красивая).

Проговори без ошибок

1) Шапка да шубка, вот и весь мишутка.

2) Проворонила ворона воронёнка.

3) На осинке росинки.

4)Сел сокол на гол ствол.

5) Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.


Вывод: Работа со скороговоркой направлена на совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции и тренировки речевого аппарата.


4 Прилавок «ЗАГАДКИ»


Загадки были на Руси в глубокой древности. Они воспринимались как игра, как умственное состязание молодёжи. Возникшие давным – давно они и современным детям помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически. Под загадкой понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который надо дать ответ. Загадки любят взрослые и дети. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадки – это история народа.

- Отгадайте загадки. Разложите их в коробочки по темам.


Загадки о неживой природе.

  1. Летит птица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

  1. Шёл долговяз в землю увяз. (Дождь)

  2. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

  3. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

Загадки о животных.

  1. Не воин, а со шпорами. (Петух)

  2. Не говорит, не поёт, А кто к хозяину идет, знать даёт. (Собака).

  3. Плавала, купалась, сухою осталась. (Утка)

  4. Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

Загадки об овощах.

  1. Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет. (Лук)

10)Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

11) Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)


Загадки об инструментах.

12) Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)

13) Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)

14) Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)


Загадки о домашней утвари.

15) Четыре брата под одной крышей сидят. (Стол)

16) Не крапива, а жжётся, не солнце, а печёт. (Печка)



Вывод: Загадки стимулируют умственную деятельность ребёнка, прививая вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире и раскрывает метафорические богатства русского языка.


5 Прилавок СКАЗКИ

- Когда вы были маленькими, мамы или бабушки, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

  1. Угадайте сказки.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростившись с зелёною кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная)


У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)


Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)


Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)


Я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане мешан,

На окошке стужен,

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл.

Чьи это слова? (Колобок)


  1. Кому принадлежат эти слова из сказки?

- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Хаврошечка)

- «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко)

- «Не пей, братец, козлёночком станешь» (Алёнушка)

- «Фу – фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

- «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

- «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

- «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Машенька)

Сегодня на уроке мы ознакомились с малыми жанрами устного народного творчества. Перечислите их.

31 минута






4

Рефлексивная часть (обучающийся заполняет рефлексивную анкету)

- Рефлексия

-Оцените нашу с вами работу на уроке.

-Всё ли у нас получилось?

-Все справились с заданиями?

-Какое у вас настроение?

1 минута

5

Домашнее задание

Возьмите в библиотеке по желанию русские народные сказки, загадки, поговорки, потешки и прочитайте их. Принесите на следующий урок эту книгу с собой.


1 минута

6

Обратная связь

- Спасибо за урок.

1 минуты