I. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем | – с. 39. Мы начинаем работу над разделом «Слово в языке и речи». Прочитайте тему урока. Что означают слова, составляющие название темы? – Верно. Вот основные вопросы, которые мы рассмотрим на уроке (задачи урока записываются на доске или проецируются при помощи проектора на интерактивную доску): • Лексическое значение слова. – Что значит определить лексическое значение слова? • Работа с толковыми словарями. – В каких словарях можно узнать о лексическом значении слова? – В учебнике на с. 152–153 есть толковый словарь. • Однозначные и многозначные слова. – Какие слова называются однозначными? А многозначными? – На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? | – «Лексическое значение слова. Как определить лексическое значение слова?». Однозначные и многозначные слова. Ответы учащихся. – Это значит сказать, что оно обозначает. – В толковых словарях русского языка дается объяснение лексических значений слов. |
. III. Повторение изученного мате- риала. 1. Работа по учебнику, с. 40–41, упр. 65 | Работа со схемой с целью актуализации знаний о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах. | – Рассмотрите схему в учебнике на с. 41. Рассмотрите иллюстрации и прочитайте слова – названия каждой иллюстрации. – Вспомните! То, что обозначает слово, является его лексическим значением, которое можно определить по толковому словарю. Объясните лексическое значение слова «грач». Грач – перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива. – Объясните лексическое значение слова «гитара».Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в форме восьмерки. – Объясните лексическое значение слова «парта». Парта – школьный стол с наклонной доской, соединенный со скамьей. – Объясните лексическое значение слова«глобус». Глобус – наглядное пособие – модель земного шара, обычно вращающаяся на подставке. – Сколько значений у данных слов? Как называются такие слова? – Прочитайте ниже многозначные слова. Почему им дали такое название? – Какие лексические значения имеет слово «листок»? – В толковом словаре, чтобы найти лексическое значение слова «листок», нужно искать слово «лист». Лист – 1. Орган воздушного питания и газообмена растений в виде тонкой, обычно зеленой пластинки. 2. Тонкий плоский кусок, пласт какого-нибудь материала. 3. Единица исчисления печатного текста. 4. Документ, удостоверяющий какое-нибудь право или содержащий какие-нибудь предписания. – Назовите примеры однозначных и многозначных слов. – О словах-синонимах и словах-антонимах мы будем вести речь на следующем уроке. Составьте предложение с одним из данных в схеме слов Физкультминутка Глазки видят все вокруг, обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано – где окно, а где кино. Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг | Выполняют задание. Ответы учащихся. Выполняют задание. Ответы учащихся. – Одно. – Однозначные. Выполняют задание. – Эти слова имеют несколько значений. Ответы учащихся. Выполняют задания. |
2. Работа по учебнику, с. 42, упр. 67 | Работа с толковым словарем. Словарная работа | – Найдите упр. 67. Найдите в толковом словаре, размещенном в учебнике, лексические значения слов: «герб», «журавль», «заря», «альбом». Обратите внимание, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Прочитайте однозначные слова. – Какие лексические значения имеют слова «журавль» и «заря»? – Выпишите из словаря толкование слова «альбом». – А вы знаете, что в латинском языке значение слова «альбом» отличалось от современного? Раньше слово «альбом» означало «белая доска», на этой доске писали сообщения. Потом этим словом стали называть тетрадь с белыми страницами. И сейчас название осталось прежним, хотя теперь альбомы бывают и не с белыми страницами. – Прочитайте это слово про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? Слово «альбом» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически. – Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. | Выполняют задания. – Герб, альбом. Отвечают на вопрос. Выполняют задание. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. – «Безударная гласная в корне слова». Выполняют задания |
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Над какой темой работали на уроке? Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: учебник, с. 41, упр. 66 | Отвечают на вопросы |