Сценарий занятия
п а т р иот и зм
День учителя
8–9 классы
гражданственность
30 сентября 2024
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8–9 классов по теме
«ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ»
Цели занятия : развитие представлений обучающихся о роли учителя в жизни человека и общества. Воспитание уважительного отношения к педагогическому труду.
Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность.
Основные смыслы:
Учитель — проводник будущего. Профессия учителя является одной из
самых важных в обществе. Во все времена труд учителя высоко ценился и продолжает оставаться важным. Основная задача учителя – служение образованию и воспитание молодого поколения. На протяжении всей истории учителя играли важную роль в формировании будущих поколений и развитии нашей страны.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоролики,
- презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель . Дорогие ребята! До того, как мы начнём наш разговор, посвящённый Дню учителя, давайте вспомним, чем знаменателен сегодняшний день. Какое важное событие произошло в нашей стране 30 сентября 2022 года?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, ровно два года назад в результате референдума
произошло воссоединение Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей с Российской Федерацией.
Жители Донбасса, Запорожской и Херсонской областей практически единогласно проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации.
Этот день для всей нашей страны – символ восстановления исторической
справедливости, возврата исконных русских земель, незыблемости суверенитета нашей страны.
Частью большой и дружной российской семьи стали миллионы людей, горячо любящих Россию, прошедшие через тяжёлые испытания, но сохранившие свой родной язык, традиционные российские ценности.
Сейчас в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и
Херсонской областях идёт активное восстановление и развитие инфраструктуры: отремонтировано более тысячи школ, идёт строительство новых школ, детских садов, спортивных площадок, строятся новые дома, восстанавливаются дороги, совершенствуется система здравоохранения.
Методический комментарий (для педагогов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей). Говоря о результатах референдума, важно подчеркнуть, что осознанный выбор был сделан родителями, бабушками, дедушками обучающихся.
Важно отметить, что для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей 30 сентября – день возращения на свою историческую Родину. Более
200 лет Херсон, Запорожье, Луганск и Донецк входили в состав Российского государства и только 30 лет существовали отдельно.
Учитель также может обратить внимание детей на конкретные изменения, произошедшие в их регионе, школе, за последние 2 года .
Учитель. И сегодня мы все вместе в преддверии Дня учителя говорим о важности, ценности и особой миссии этой профессии.
День учителя – это возможность ещё раз поблагодарить людей, которые нас чему-то научили.
А сейчас с поздравлением ко всем учителям страны – Ника Жукова.
Демонстрация видеосюжета от Ники Жуковой. Часть 2. Основная
Учитель . Ребята, я тоже когда-то был(а) ученицей (учеником), как и вы,
школьные годы позади, но до сих пор я с особой теплотой вспоминаю учителя
… ( предмет, который вёл учитель ). Почему я храню в своём сердце имя этого учителя, хочу с вами поделиться.
Методический комментарий . Желательно не просто рассказать о первом или любимом учителе, но и поделиться какой-то историей, которая поможет понять ребятам, почему имя этого учителя особо дорого. Героем рассказа может стать человек, который повлиял на решение посвятить свою жизнь педагогической деятельности.
Учитель. Ребята, а что рассказывали вам родители, бабушки, дедушки о своих учителях? Были ли в их жизни педагоги, которые повлияли на выбор их жизненного пути, будущей профессии? Поддерживают ли они отношения с кем-то из своих бывших учителей?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий . Если обучающиеся затрудняются ответить на данные вопросы, то можно предложить им пообщаться с родителями на эту тему дома.
Учитель. Ребята, школы на Руси возникли очень давно, исторические эпохи сменяли друг друга, менялось и школьное образование, но неизменным оставалось одно, в класс к детям всегда входил учитель.
О традициях школы и учительства в России сегодня расскажет нам Владимир Ростиславович Мединский, помощник Президента Российской
Федерации, Председатель Российского военно-исторического общества, автор книг и учебников по истории России.
Демонстрация видеообращения федерального спикера.
Учитель. Ребята, вы согласны с Владимиром Ростиславовичем Мединским, что искусственный интеллект никогда не сможет заменить учителя?
Ответы обучающихся.
Учитель. Готовясь к этому занятию, мы задали нейросети такой вопрос:
«Какими суперспособностями будет обладать учитель будущего?». Давайте посмотрим на предложенные варианты и попробуем предположить, зачем, с
точки зрения искусственного интеллекта, учителю такая суперспособность.
Презентация «Суперспособности учителя будущего».
Сначала демонстрируется слайд с названием суперспособности, затем
организовывается обсуждение зачем, с точки зрения ИИ, учителю будущего такая способность, далее демонстрируется слайд с областью применения этой способности по версии нейросети.
- Телепатические способности.
С помощью этой способности учитель сможет передавать знания ученикам силой мысли без использования слов.
- Способность перевоплощаться в разных людей.
С помощью этой способности учитель сможет на уроках истории создать атмосферу изучаемой эпохи, общаясь с учениками от лица её ярких представителей.
- Способность замедлять и ускорять время.
Эта способность нужна учителю для того, чтобы успевать делать всё запланированное и даже больше.
- Способность рисовать в воздухе.
Эта способность будет сохранять чистоту в классе (мел не будет сыпаться на пол), экономить электроэнергию (если в классе интерактивная доска).
Учитель. Ребята, хотели бы вы, чтобы ваши учителя обладали такими суперспособностями? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Достаточно ли, на ваш взгляд, овладеть только теми навыками, которые предложила нейросеть, чтобы быть учителем? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Чему не сможет, на ваш взгляд, никогда научить человека искусственный интеллект?
Ответы обучающихся ( любить, дружить, сопереживать, заботиться, трудиться, уметь проигрывать и побеждать, признавать свои ошибки,
находить решения в сложных ситуациях и т. д.).
Учитель. Ребята, а как вам кажется, сложно или легко быть учителем?
Ответы обучающихся.
Учитель. Предлагаю каждому из вас на несколько минут представить себя учителем начальных классов и найти решение в ситуации, которая произошла с вашими учениками.
Выполнение задания можно организовать в форме групповой работы.
Учитель. У одного из ваших учеников на перемене пропала ценная
вещь. Вы понимаете, что кто-то из ребят не смог справиться с соблазном и взял её себе. Вам нужно решить три задачи:
- Вернуть пропавшую вещь владельцу.
- Не испортить отношения между учениками.
- Помочь ребёнку, который взял чужую вещь, понять, что так делать нельзя.
Подумайте несколько минут и предложите свои решения.
Обмен идеями, решениями.
Учитель. Ребята, сложная оказалась задача у учителя? Предлагаю познакомиться с одним из вариантов её решения.
Демонстрация видеоролика «Притча об учителе».
Однажды мужчина случайно встретился с учителем, у которого учился в младших классах. Они разговорились.
Молодой человек рассказал, что тоже стал учителем. И всё из-за одной истории, которая изменила его жизнь.
«В третьем классе я увидел у одноклассника часы, такие, о которых
всегда мечтал, и на перемене незаметно вытащил их из его рюкзака. Под
конец урока одноклассник в слезах подошел к вам и рассказал о пропаже. Сначала вы попросили того, кто взял часы, вернуть их владельцу. Мне было стыдно, но желание оставить часы себе было еще сильнее, потому я упорно молчал. Тогда вы попросили нас встать возле учительского стола, закрыть глаза и выложить все вещи из карманов. Чувство стыда, которое я испытал в тот момент я запомнил навсегда. Потом вы просто вернули часы однокласснику, ни сказав другим – и мне тоже – ни слова. И даже не поговорили со мной после. Теперь я понимаю, почему вы это сделали: чтобы
не унизить меня перед классом, не выставить вором и лжецом, сохранить мое достоинство. Вы ведь, встретив меня, вспомнили этот случай?»
Но учитель только покачал головой и ответил: «Я тоже в тот момент закрыл глаза».
Учитель. Ребята, какие эмоции вызвал у вас этот сюжет? Поделитесь, пожалуйста.
Ответы обучающихся.
Учитель. Могли бы вы назвать этого учителя – учителем с большой буквы? Объясните почему.
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вы понимаете фразу – учитель всегда стоит между прошлым и будущем? В чём основное значение профессии учителя для общества, его настоящего и будущего?
Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Принято считать, что профессия учителя – одна из самых сложных, потому что требует умения найти подход к каждому ученику, заинтересовать, научить, помочь. Особенность профессии учителя и в том, что
необходимо постоянно учиться самому, чтобы идти в ногу со временем, в том, что эта профессия не начинается со школьным звонком на урок и не заканчивается со звонком с урока, учитель – это работа в режиме 24/7.
Но знаете, несмотря на то, что всё так и есть, я считаю, что если любишь свою работу, то какой бы сложной она ни была, тебе она будет даваться легко и приносить удовольствие.
Демонстрация видеосюжета «Работать учителем – счастье».
Учитель. Ребята, а знаете, какая награда в профессии учителя главная?
Ответы обучающихся.
Учитель. Это успехи учеников!
Ребята, спасибо вам за то, что вы у нас есть! Без вас просто бы не было профессии учителя, а без вашего желания познавать новое, мечтать, творить,
без ваших разных и сложных характеров, без ваших побед и неудач, без ваших ссор и примирений профессия учителя не была бы такой невероятно интересной. Только благодаря вам, это самая лучшая профессия на земле!
Очень вас всех люблю!
Учитель. Считаю, что наш разговор о Дне учителя, не может быть полным, если мы не вспомним о главных наших учителях, от которых мы получаем самые-самые первые знания об этом мире, от которых мы впервые узнаём, что такое хорошо, а что такое плохо – о наших родителях! Давайте не забудем в День учителя и им сказать большое спасибо!
ПОСТРАЗГОВОР
- Экскурсии в педагогические вузы и колледжи региона.
- Организация внутришкольной, районной, городской, региональной акции СКАЖИ «СПАСИБО» УЧИТЕЛЮ.
- Посещение школьных и региональных педагогических музеев, в том числе виртуальных.
- Знакомство с биографией выдающихся отечественных педагогов, которые внесли значительный вклад в развитие образования и науки (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и др.).
- Встречи с выдающимися педагогами, наставниками, воспитателями региона, в том числе из числа родителей.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Об щ е с т в оз н а ни е. Т емы « Че л о ве к в ми р е к у л ь т у р ы. О бр аз о ва н и е. Лич н о с т ная и об щ е ств е н ная зн а чи м о сть об р а з о ва н ия в с о временн о м
обществе. Образование в Российской Федерации».
История России. Темы «Культурное пространство XVI–XVII: развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском
приказах».
Литература. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». А. С. Пушкин. Стихотворения о Царскосельском лицее, например, «В начале жизни школу помню я…». И. С. Тургенев. Биография (писатель основал крестьянскую
школу в селе Спасское).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогические вузы России:
https://edu.gov.ru/activity/main_activities/teacher_education/pedagogical_universit ies_list/ .
Фильм Движения Первых «Зарница» https://disk.yandex.ru/d/aps-
HoOSguDkyQ/PERVYE_ZARNICA_20240819_WEB.mp4 .
Ф и ль м Дв и ж е ния П е р в ы х « Д е н ь уч и те л я » , cdn.edsoo.ru/media/video/adviseroneducation-59-dop.mp4 .
https://razgovor-
Материалы ко Дню учителя, https://www.culture.ru/s/den-uchitelya/ Х у д о ж е ств е н ные ф и ль мы: « Д о ж и в ё м до по н е дел ьн и к а », « Б о ль шая
перемена», «Весна на Заречной улице», «Ключ без права передачи» и пр.
Книги об учителях: В. Распутин, «Уроки французского», А. Лиханов,
«Благие намерения», Г. Полонский, «Доживём до понедельника».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность школьным учителям за самоотверженный труд.
Благодарность родителям за поддержку в учебном процессе и за помощь в получении дополнительного образования. Благодарность школьным тренерам, руководителям клубов, советникам по воспитанию за расширение мировоззрения и за поддержку саморазвития.