5 класс
Творческие, проектные работы
Учебная программа по технологии (обслуживающий труд) предусматривает выполнение проекта. На это отводится 10 учебных часов в 5-7 классах, т. е. 5-ь сдвоенных занятий. Из практики проведения занятий по выполнению проекта, следует выделение следующих тем:
Этапы выполнения творческого проекта
Выбор проекта
Работа над проектом
Работа над проектом
Защита проекта
В связи с тем, что в нашей школе обучение проходит к 2-х кабинетах и занятия по теме «Творческие, проектные работы» проводит преподаватель кулинарии темы проектов выполняются по разделу кулинарии. Кроме этого, в связи с большим наполнением некоторых классов учащимися, работы выполняются по-бригадно, а это означает, что группа учеников может выполнять практически только один из предложенных вариантов. Но при этом, в каждом из проектов предусмотрено выполнение индивидуально определённой части работы.
Как показал практика по выполнению проектов, большое количество теоретических занятий, вызывает у учащихся снижение интереса к данной темы. Учитывая это, проводится одно практическое занятие по теме близкой к теме проекта.
Тема заканчивается выполнением защиты проекта, которая проводиться в виде практической работы, которую учащиеся выполняют самостоятельно по-бригадно. Во время выполнения практической работы, учитель контролирует работу учащихся.
Занятие 1-2
(по проекту)
45 мин./2
Урок – беседа с элементами опроса
Творческие, проектные работы
Раздел
Теоретическая часть проекта
Тема
Этапы выполнения творческого проекта.
Национальные компоненты.
Цели: - ознакомить учащихся с направлениями, по которым можно выбрать творческий проект;
- ознакомить учащихся с критериями выбора изделий, содержанием проекта;
- ознакомить учащихся с последовательностью выполнения творческого проекта.
Методы проведения занятия: беседа с элементами опроса.
Объекты труда: -
Оборудование: учебник, проекты, презентации.
Межпредметные связи:
технологические карты
плакаты
образцы выполнения проектов
Литература
«Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.», О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая, изд. «Дрофа», § 1,2. Повторить § 3
План занятия
Организационные вопросы ……………………………………………. … 5 мин.
Повторение ……………………………………………………………….… 15 мин.
Объяснение и закрепление нового материала ………………………….… 55 мин.
Физкультурная пауза ………………………………………………………. 5 мин.
Заключительная часть и д/з ………………………………………………… 10 мин.
Вопросы повторения
личная гигиена и профилактика пищевых отравлений
проверка рецептуры проектных работ
Работа по теме занятия
В начале учебного года мы с вами говорили, что проверкой ваших знаний, умений, творческих начал должно стать выполнение творческих проектов. И здесь вам даётся широкое поле для выбора. Но, как и всякое поле имеет границы, у нас тоже они есть. Тематика проекта нами выбрана в связи с тем, что занятия проходят в кабинете кулинарии и практическая работа выполняется бригадами, т. е. несколько учащихся одновременно должны выполнять одну практическую работу. В 7-м классе по программе мы готовим изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста.
Каждый проект включает три основных компонентов.
Организационно- подготовительный этап (поисковый)
- определение проблемы;
- выбор темы проекта и обсуждение его с учителем (тема проекта совпадает ли с нашей темой, успеваем ли мы приготовить это на занятии, есть ли необходимое оборудование в классе);
- рассмотрение вариантов;
- обоснование выбора (почему выбрана именно эта рецептура, чем она привлекает)
- предварительный подсчёт себестоимости (стоимости продуктов, входящих с состав изделия, с учётом покупки их в обычных магазинах);
- подборка литературы, выбор сайтов Интернета.
Технологический этап (работа над технологической картой)
- выбор оборудования, необходимого для выполнения проекта
- рассмотрение продуктов, необходимых для практической защиты проекта (практического выполнения проекта на занятиях)
- составление последовательности приготовления
- приобретение продуктов.
Заключительный этап
- оформление проекта (см. приложение 1 «Содержание проекта»)
- защита проекта
- оценка практической части проекта
Вопросы закрепления:
Основные компоненты проекта (организационно-подготовительный, технологический, заключительный)
Содержание задачи (для чего это необходимо)
Содержание теоретической части проект
Защита проекта
Заключительная часть и д/з:
Д\З:
«Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.», О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая, изд. «Дрофа», § 1,2.
Повторить § 3
Приложение 1
Содержание проекта
Проект должен быть представлен:
1. теоретической частью
2. практической частью
Теоретическая часть имеет следующие главы:
- титульный лист (приложение 2 «Титульный лист»)
- содержание
- формулировка задачи и пути её решения
- описание состава продуктов, их свойства
- технологическая карта
- расчёт себестоимости
- экологический аспект выполняемой работы (полезные и вредные свойства продуктов, применяемых при выполнении проектной работы)
- экономический аспект выполняемой работы, расчёт себестоимости порции выполненного блюда
- выводы
- список литературы, включая перечень дисков и чатов Интернета
Приложение 2 «Титульный лист»

-
Республика Северная Осетия – Алания
Министерство образования и науки
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 47 г. Владикавказа
Проект
_____________________________________________________________________
(название проекта)
_________________________________________________________________
(Ф. И., класс, № бригады)
Руководитель проекта А. В. Туркина
г. Владикавказ
20__ г.
Занятие 3-4
(по проекту)
45 мин./2
Урок-беседа с элементами опроса
Творческие, проектные работы
Раздел
Теоретическая часть проекта
Тема
Тестирование учащихся.
Работа над проектом.
Задачи: - формирование у учащихся знания и умения по самостоятельному выполнению творческих проектов от замысла до материального воплощения;
- развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание, общеучебные умения, политехнический кругозор;
- проверка знаний учащихся тестированием.
Методы проведения занятия: беседа с элементами опроса, письменный опрос
(тестирование)
Объекты труда:
книги по кулинарии
справочные материалы
рецепты
тесты
Межпредметные связи:
биология
изо
Материально-техническое обеспечение:
словарь «Проект»
проекты, презентации
Учебная литература:
«Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.», О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая, изд. «Дрофа», § 1,2. Повторить § 3
План занятия.
Организационный момент …………………….…………………… 10 мин.
Тестирование ……………..………………………….…… …..……. 20 мин.
Работа над проектом………………………………….…………….. 40 мин.
Физкультурная пауза …………………………………….…………. 5 мин.
Заключительная часть и объяснение д/з. ………………..………… 15 мин.
Работа над проектом
Метод выполнения проекта:
теоретическая часть проекта выполняется в виде домашнего задания с обязательными консультациями учителя (рекомендуется совместная работа учащихся и родителей);
практическая часть проекта выполняется на занятии как самостоятельная работа учащихся (под контролем учителя).
Учитель рассказывает, как ведётся работа над:
теоретической частью проекта
практической частью проекта
выбор вида бутерброда и т. д.
Д\З. -
учебник по кулинарии § 1, 2; повторить § 3
работа над проектом: расписанная технологическая карта по теме «Бутерброды»
Занятие 5-6
(по проекту)
45 мин./2
Урок – практикум с элементами беседы
Творческие, проектные работы
Раздел
Теоретическая часть проекта
Тема
Работа над проектом.
Работа над проектом.
Цели занятия: - продолжение работы над проектом;
- расширение знаний учащихся в области приготовления бутербродов различного вида;
- привитие качеств аккуратности и собранности при работе с колющим и
режущим инструментом;
- практически выполнить работу по приготовлению бутербродов.
Методы проведения занятия: самостоятельная работа под руководством учителя.
Объекты труда: по технологической карте.
Межпредметные связи: биология – растительный мир
изо - оформление
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование кабинета
Набор кухонной утвари, необходимый для выполнения данной работы
Технологические карты
Литература
«Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.», О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая, изд. «Дрофа». Повторить § 7
Наглядные пособия
Проекты, выполненные учащимися
Презентации
План занятия
Организационные вопросы …………………………………………… 5 мин.
Опрос по Т.Б. и личной гигиене, домашнего задания …………….… 10 мин.
Практическая работа ………………………………………………….. 60 мин.
Работа над проектом ………………………………………………….. 10 мин.
Заключительная часть и д/з ………………………………………...… 5 мин.
Вопросы опроса
какие виды бутербродов вы знаете?
какие продукты используются для приготовления бутербродов?
какие санитарные правила следует соблюдать при приготовлении бутербродов?
Какие инструменты и приспособления используются для приготовления бутербродов?
рассмотрение технологической карты («Бутерброды из тонкого армянского лаваша»)
Массы и масляные смеси к бутербродам
Масляные смеси готовят из размягчённого (но не разогретого) сливочного масла и различных добавок: готовая горчица, консервы (желательно масляные), пряной зелени, различных сыров, варёных яичных желтков.
Масляные смеси к бутербродам являются основой для других продуктов:
горчичное масло + сельдь, колбаса, ветчина, помидоры и т. д.
зелёное масло + сельдь, колбаса, ветчина и т. д.
А вот масса для бутербродов – это самостоятельный продукт, не требующий дополнительных продуктов:
масса из сыров различного вида,
масса из ветчины и т. д.
О бутербродах можно говорить очень много и долго, у каждой хозяйки есть свои любимые бутерброды, которые она готовит не только для своей семьи, но и для гостей.
Можно дать классификацию бутербродов, но она будет условной и не полной
(примерная классификация).
Бутерброды: открытые и закрытые.
Бутерброды: холодные и горячие.
Бутерброды: обычные и сладкие.
Бутерброды: на свежем хлебе и на подсушенном.
Практическая работа
подготовка продуктов:
оформление бутербродов
тепловая обработка бутербродов (если предусмотрено по технологической карте)
Заключительная часть и д/з.
уборка рабочего места, кабинета
утилизация пищевых отходов
оценка работы и выставление отметок
Д/З.
черновик проекта:
титульный лист
содержание
задачи
пути решения задач
экологический аспект выполняемой работы
экономический аспект выполняемой работы, расчёт себестоимости порции выполненного блюда
список литературы, включая перечень программ и сайтов Интернета
Занятие 7-8
(по проекту)
45 мин./2
Урок – беседа, с элементами опроса
Творческие, проектные работы
Раздел
Теоретическая часть проекта
Тема
Работа над проектом.
Работа над проектом.
Цели: - продолжить работу над проектом;
- развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание, общеучебные умения;
- воспитывать ответственное отношение к результатам своего труда, коллективизм.
Методы проведения занятия: беседа с элементами опроса.
Объекты труда: -
Оборудование: -
Межпредметные связи: биология – растительный мир
изо – оформление проекта
Материально-техническое обеспечение
технологические карты
образцы выполнения проектов
Литература
«Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.», О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая, изд. «Дрофа». Повторить § 1, 2, 3
План занятия
Организационные вопросы ……………………………………………. … 5 мин.
Объяснение и закрепление нового материала ………………………….… 70 мин.
Физкультурная пауза ………………………………………………………. 5 мин.
Заключительная часть и д/з ………………………………………………… 10 мин.
Работа над проектом
рассмотрение экологической стороны выполняемого проекта (продуктов, входящих в работу)
рассмотрение вопросов, входящих в теоретическую часть проекта
выбор вида бутерброда (продолжение) для выполнения проектной работы
Д\З
продукты для приготовления бутербродов (практической части проекта)
теоретическая часть продуктов
средства уборки (полотенца)
Занятие 9-10
(по проекту)
45 мин./2
Урок – практикум
Творческие, проектные работы
Раздел
Практическая часть проекта
Тема
Защита проекта
Практическая работа № 8
«Мой любимый бутерброд»
Цели: - формирование знаний и умений по самостоятельному выполнению творческих проектов от замысла до материального воплощения;
- развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание, общеучебные умения;
- воспитывать ответственное отношение к результатам своего труда, коллективизм.
Объекты труда: по технологическим картам, разработанных самими учащимися.
Межпредметные связи: биология – мир растений
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование кабинета
Набор кухонной утвари, необходимой для выполнения данной работы
Технологические карты
Наглядные пособия.
Плакаты «Бутерброды»
«Приготовление традиционных бутербродов»
Макеты бутербродов
Словарь «Нетрадиционные бутерброды»
Литература.
«Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.», О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая, изд. «Дрофа». Тема «Проект»
Учащиеся самостоятельно подбирают и прорабатывают литературу по данной теме.
План занятия.
Организационные вопросы ……………………………………….… 5 мин.
Объяснение оценочной таблицы ………………………….……… … 10 мин.
Выполнение практической части проекта …………………………… 65 мин.
Заключительная часть и д/з …………………………………………. … 10 мин
Объяснение оценочной таблицы
Сложность работы - (0-5) б: необходимо учитывать объём подготовительной работы, проведённой учащимися дома (тепловая обработка применяемых продуктов), время, затраченное на подготовку, нарезку продуктов и непосредственно на сборку (оформление) самих бутербродов: (0 б – традиционные бутерброды; 5 б – бутерброды многослойные и оригинальной формы).
Время работы - (0-5) б: выполнение работы должно уложиться в 65 мин. Если рабочее место сдаётся после окончания занятия – идёт снижение баллов.
Чистота работы - (0-5) б: оценивается чистота рабочего места во время выполнения работы, сдача рабочего места в конце занятия, а так же приготовление бутербродов с учётом санитарно-гигиенических требований к приготовлению пищи (каждое замечание во время выполнения практической работы ведёт к снижению количества баллов).
Валеологическая оценка (внешний вид и вкусовые качества):
Внешний вид (оформление бутерброда) – (0-5) б (0 б – бутерброды не привлекательны, 5 б – бутерброды красиво оформлены). Внешний вид должен привлекать к себе внимание (радовать глаза, вызывать аппетит). Посуда (тарелка, блюдо) с оформленными бутербродами должна быть опрятной.
Вкусовые качества бутербродов на занятии оценить не всегда представляется возможным. Учитель может дать только предположительную оценку.
Максимальное количество заработанных баллов: 25 баллов
Учитель может добавлять (поощряя) или снимать (наказывая) 1 балл для всех членов бригады одновременно или индивидуально, подводя итоги практической работы.
Валеологическая оценка приготовленного блюда (бутербродов) делается учащимися всего класса вместе с учителем.
(25 – 21) б - «отлично»
(20 – 16) б - «хорошо»
(15 – 10) б - «удовлетворительно»
9 б и менее - «неудовлетворительно»
отказ выполнить работ - «отрицательно»
Оценочная таблица
№ бриг. | Название работы | Сложность работы (б) | Время работы (б) | Чистота работы (б) | Валеологическая оценка внешнего вида (б) | Валеологическая оценка вкусовых качеств (б) | Общее количест-во баллов | Отметка | Примечание |
| | 0-5 | 0-5 | 0-5 | 0-5 | 0-5 | 0-25 | | |
1 2 3 4 | | | | | | | | | |
Практическая часть.
Подготовка средств уборки
Мытьё рук
Подготовка набора кухонной утвари, необходимой для выполнения практической части проекта
Приготовление бутербродов
Валеологическая оценка учащимися и учителем приготовленных бутербродов
Заполнение оценочной таблицы
Выставление отметки
Уборка рабочего места, кабинета кулинарии
Утилизация пищевых отходов (выполняет дежурная бригада)
Заключительная часть и д/з.
Объяснение домашнего задания на следующее занятие
Заполнение оценочной таблицы и выставление отметки за практическую часть проектной работы
Теоретическая часть проекта оценивается во внеурочное время, отметка объявляется на следующем занятии
Д/З.
Повторить технику безопасности
В зависимости от темы следующего занятия
Тест 1 (общий)
Состав пищи:________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Наиболее распространённые витамины:__________________________________
Отметьте знаком «+» правильные ответы:
Рациональное питание включает в себя:
а) режим питания
б) пищевой рацион
в) состав пищи
г) условия приёма пищи
Отметь порядок выполнения сервировки стола:
а) разложить салфетки
б) накрыть стол скатертью
в) расставить стеклянную посуду
г) расставить приборы для специй
д) сервировать стол тарелками
Отметьте знаком «+» блюда, которые подают на завтрак:
а) каша
б) борщ
в) омлет
г) торт
д) мороженое
6. В растворе солёной воды свежее яйцо:
а) всплывает
б) стоит вертикально
в) лежит на дне
7. Найдите соответствие признаков доброкачественности и положения яйца в жидкости:
Признаки доброкачественности | Положение яйца в жидкости |
свежее недельной давности не свежее | а) всплывает б) лежит на дне в) стоит вертикально |
8. Определите время варки яиц:
а) всмятку 1) 7-10 мин.
б) «в мешочек» 2) 2 мин.
в) вкрутую 3) 4-5 мин.
9. Для чего необходим Вит. С: ____________
Тест 1 (общий)
Состав пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода и т. д.
Наиболее распространённые витамины: А, В, Д, Е и т. д.
Отметьте знаком «+» правильные ответы.
Рациональное питание включает в себя:
+ а) режим питания
+ б) пищевой рацион
в) состав пищи
+ г) условия приёма пищи
Отметь порядок выполнения сервировки стола:
4 а) разложить салфетки
1 б) накрыть стол скатертью
3 в) расставить стеклянную посуду
5 г) расставить приборы для специй
2 д) сервировать стол тарелками
Отметьте знаком «+» блюда, которые подают на завтрак:
+а) каша
б) борщ
+в) омлет
г) торт
д) мороженое
6. В растворе солёной воды свежее яйцо:
а) всплывает
б) стоит вертикально
+ в) лежит на дне
7. Найдите соответствие признаков доброкачественности и положения яйца в жидкости:
Признаки доброкачественности | Положение яйца в жидкости |
свежее недельной давности не свежее | а) всплывает б) лежит на дне в) стоит вертикально |
1б, 2в, 3а
8. Определите время варки яиц:
а) всмятку 1) 7-10 мин.
б) «в мешочек» 2) 2 мин.
в) вкрутую 3) 4-5 мин.
2а, 3б. 1в
9. Для чего необходим Вит. С: повышает сопротивляемость организма к заболеваниям.
19