СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7.4.2. Методика формирования временных ориентировок у воспитанников средней группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«7.4.2. Методика формирования временных ориентировок у воспитанников средней группы»

Формирование представлений о времени в средней группе



2. Особенности восприятия времени детьми 4-6 лет

4 - 6 лет Дети активно отражают в речи временные категории, однако, хуже усваивают временные термины, выражающие длительность и последовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.


  1. Методика формирования представлений о времени в средней группе

В средней группе представления о частях суток обогащаются сведениями о деятельности взрослых в разные временные отрезки суток, сведениями о явлениях живой и неживой природы в различные части суток (посредством бесед, рассказов, наблюдений, чтения и рассказывания литературных произведений, рассматривания художественных произведений, дидактических картинок, фотографий); усвоением представлений о строгой последовательности частей суток, о целостности суток (без количественной характеристики данной меры времени - 24 часа).

Осмыслению сведений о частях суток и их последовательности способствует организация

  • деятельности группировки и классификации по признаку «Что бывает утром (днём, вечером, ночью)»,

  • специальных дидактических игр («Веселые сутки», «Я начну, ты продолжай...» «Дополни сутки», «Назови соседей» (Назови соседей утра: ночь и день) и др.),

  • введение цветовых моделей частей суток (линейных, круговых)

В моделях — квадратах, кружках — обычно цветом символизируется один из значимых признаков временного отрезка (части суток, время года).

Линейная модель: кружки или квадраты разного цвета выкладываются слева направо друг за другом.. Ребенок, выкладывая отдельные элементы модели, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их (например: утро, день, вечер, ночь).

Наиболее приемлемой для осознания детьми суток как непрерывного единого целого является круговая модель (круг, разделенный на 4 сектора разного цвета).


Особую сложность для детей средней группы представляет:

  • освоение представлений о смене трех суток, выраженная словами «вчера», «сегодня, «завтра»,

  • осознание момента смены суток (ночью), которую реально они не могут увидеть,

  • относительности понятий «вчера», «сегодня, «завтра» (то, что есть сегодня, завтра уже будет пониматься как вчера),

  • понятий «было», «есть» и «будет».

В средней группе эта работа только начинается и будет иметь продолжение в старшей группе.

Реализация данной задачи возможна двумя вариантами работы:

  • постоянное повседневное исправление речи детей, объяснение правильного применения терминов, беседы с ребенком;

Например, — Что было вчера? Какое у нас сегодня занятие? Что будет завтра?

  • методика, которую можно условно назвать «3 дня». При реализации этой методики в течение года многократно выбираются три последовательно идущих дня, связанных с каким-либо значимым событием в жизни детей, и вокруг этого события (за день до него, во время, после него) планируется целенаправленная работа с использованием слов «завтра», «сегодня», «вчера». Например, в определенный день в группе будет проходить праздник осени. За день до него педагог планирует работу со словом «завтра»: постоянно использует в речи это слово, объясняет, что завтра будет праздник, используя значимость события и его эмоционально сильно окрашенное ожидание, предлагает детям нарисовать, какими они будут завтра, участвовать в украшении группы к завтрашнему дню и т. п. В день проведения праздника педагог максимально часто должен использовать слово «сегодня», подчеркивая, что праздник — сегодня, сегодня ты в роли Царицы Осени, сегодня у нас в группе гости и т. п. На следующий после праздника день планируется работа со словом «вчера» (беседа о том, что было вчера, вспоминание песен, стихов и др., которые пелись, рассказывались вчера на празднике, рисование того, что понравилось вчера на празднике и т. п.).

Данный вариант работы позволяет наполнить личным содержанием, эмоциями, личностным отношением понятия «завтра», «сегодня», «вчера», что будет способствовать их лучшему пониманию.

В средней группе продолжается работа над понятием «год». Представления о порах года расширяются посредством формирования представлений о деятельности взрослых людей в городе, селе, на приусадебных участках, дачах в разные времена года; о характерной одежде людей; о жизни животных зимой, летом, осенью, весной; о характерных явле­ниях неживой природы в разные поры года.

Данные представления формируются посредством органи­зации наблюдений, бесед, рассказов, рассматривания произ­ведений изобразительного искусства, чтения и рассказывания литературных произведений, просмотра видеозаписей, прослу­шивания аудиозаписей, организации посильного труда детей в природе, использования метода моделирования (модель года, представленная как круг, разделенный на 4 по-разному окра­шенных сектора).

Таким образом, у ребенка наиболее значимой выступает настоящая деятельность, настоящие события, формируется представление и о прошедшем, и о будущем времени. Время становится регулятором жизни воспитанника.


Литература

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988 – 303с

  2. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М., Изд. Центр «Академия», 1998 – 272с

  3. Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с

  4. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь.  Минск : Нац. ин­т образования, 2019. 

  5. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.



2