Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативных документах:
- фундаментального ядра содержания основного общего образования;
- Государственного стандарта основного общего образования;
- Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе./ сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011;
- Программы курса «Литература» 5-9 классы. /Авторы – составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин - М.: ООО «Русское слово - учебник» 2012 г.
- УМК для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.С. Меркина;
- «Литература. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2015.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» для 5-9 классов;
в соответствии с:
- нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Положением МБОУ «Красногвардейская СОШ № 1» «О составлении рабочих программ учебных предметов, курсов»;
- Приказом МО Оренбургской области № 01-21/ 1987 от 27.07.2016г «О формировании учебных планов ОО в Оренбургской области в 2016-2017 учебном году»;
- Учебным планом МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» на 2019-2020 учебный год.
Цели предмета «Литература»
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Задачи предмета «Литература»
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведений русской и зарубежной литературы
- обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; уважительного отношения к русской литературе;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);
- устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; - оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; - высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.
Предметные результаты
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • выразительно читать; • сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.); характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. | • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект). |
Место предмета в учебном плане
Программа составлена в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений и учебным планом школы.
3 ч в неделю, 34 учебных недели
Содержание программы учебного предмета «Литература»
Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Из литературы XVIII века.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность словаи образа, аллегория, риторическое обращение.
Из литературы XIX века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия, антитеза.
Н.В. Гоголь
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Из литературы XX века
И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
C.A. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
А.А. АХМАТОВА
Краткие сведения о поэте. Связь её судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни.
Из поэзии о Великой Отечественной войне.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Из зарубежной литературы
Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих». О детстве – с улыбкой и всерьёз. «Дары волхвов» - жанр новеллы.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Мифология | 3 |
3 | Устное народное творчество | 3 |
4 | Древнерусская литература | 3 |
5 | Русская литература XVIII века | 3 |
| М.В.Ломоносов | 3 |
6 | Литература ХIХ века | 51 |
| В.А.Жуковский | 3 |
| А.С.Пушкин | 15 |
| М.Ю.Лермонтов | 6 |
| Н.В.Гоголь | 7 |
| И.С.Тургенев | 4 |
| Н.А.Некрасов | 2 |
| Л.Н.Толстой | 4 |
| В.Г.Короленко | 6 |
| А.П.Чехов | 5 |
7 | Литература ХХ века | 26 |
| И.А.Бунин | 2 |
| А.И.Куприн | 4 |
| С.А.Есенин | 3 |
| Поэты XX века о родине, родной природе и о себе | 1 |
| М.М.Пришвин | 6 |
| Н. Рубцов | 2 |
| А.А.Ахматова | 2 |
| Поэзия Великой Отечественной войны | 2 |
| В.П.Астафьев | 4 |
8 | Зарубежная литература | 11 |
| Тысяча и одна ночь | 2 |
| Братья Гримм | 2 |
| О Генри | 4 |
| Д.Лондон | 3 |
9 | Итоговый урок | 1 |
| Итого | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Книга и ее роль в жизни человека | Сентябрь 04 | |
2 | Из греческой мифологии Мифы о героях. «Пять веков» | 05 | |
3 | Миф «Прометей». Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту | 06 | |
4 | Миф «Яблоки Гесперид». Значение древнегреческих мифов | 11 | |
5 | Из устного народного творчества Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть» | 12 | |
6 | Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 13 | |
7 | Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | 18 | |
8 | Из древнерусской литературы Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах» | 19 | |
9 | Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем» | 20 | |
10 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» | 25 | |
11 | Из русской литературы XVIII века М.В. Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 26 | |
12 | Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | 27 | |
13 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | Октябрь 02 | |
14 | Из русской литературы ХIХ века В.А. Жуковский Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | 03 | |
15 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история баллады. | 04 | |
16 | Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана». | 09 | |
17 | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. | 10 | |
18 | Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». | 11 | |
19 | Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» | 16 | |
20 | Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». | 17 | |
21 | В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер» | 18 | |
22 | Конкурс выразительного чтения | 23 | |
23 | «Чародейкою зимою...» («Зимний» цикл стихотворений в поэзии Х1Хв) | 24 | |
24 | А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы | 25 | |
25 | Ссора Дубровского с Троекуровым | Ноябрь 05 | |
26 | Отец и сын Дубровские | 06 | |
27 | Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 07 | |
28 | Дубровский и Маша Троекурова. | 08 | |
29 | Подготовка к классному сочинению №1. а) «К. Троекуров и А. Дубровский » б) «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского » в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?» | 13 | |
30 | Написание сочинения по повести А.С. Пушкина «Дубровский» | 14 | |
31 | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. | 15 | |
32 | Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» | 20 | |
33 | Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» | 21 | |
34 | М.Ю. Лермонтов «Листок». Трагическое одиночество человека в мире | 22 | |
35 | М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…» Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении | 27 | |
36 | Конкурс выразительного чтения | 28 | |
37 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба» История создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. | 29 | |
38 | «Бранное, трудное время...» Степь как образ Родины в повести Гоголя | Декабрь 04 | |
39 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь) | 05 | |
40 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя | 06 | |
41 | Классное сочинение №2 по повести «Тарас Бульба». «Тарас Бульба – патриот Русской земли» | 11 | |
42 | И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции | 12 | |
43 | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг в рассказе. Общечеловеческое в рассказе | 13 | |
44 | Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге». | 18 | |
45 | Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта | 19 | |
46 | Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…») | 20 | |
47 | Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. | 25 | |
48 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть "Детство". Взаимоотношения в семье. | 26 | |
49 | Л.Н. Толстой. «Детство». Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести. | 27 | |
50 | Анализ глав «Мамаn», «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый» | Январь 09 | |
51 | Рассказ «Бедные люди». Уроки доброты Л.Н. Толстого. | 10 | |
52 | В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. | 15 | |
53 | Повесть «В дурном обществе». Отец и сын | 16 | |
54 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». Роль дружбы в жизни героев повести | 17 | |
55 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. Система образов. | 22 | |
56 | Значение Тыбурция, Валека и Маруси в судьбе Васи и его отца в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 23 | |
57 | Рр Сочинение «Мой друг Вася (от имени Валека)». | 24 | |
58 | Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова | 29 | |
59 | Рассказ «Налим». | 30 | |
60 | «Толстый и тонкий». Чинопочитание, угодливость в рассказе | 31 | |
61 | А.П. Чехов. «Шуточка». | Февраль 05 | |
62 | Рр Можно ли назвать рассказ Чехова «Шуточка» смешным? | 06 | |
63 | И.А. Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях («Не видно птиц. Покорно чахнет…») | 07 | |
64 | И.А. Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | 12 | |
65 | А.И. Куприн. Личность писателя. | 13 | |
66 | А.И. Куприн. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе. | 14 | |
67 | А.И. Куприн. «Белый пудель». Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе | 19 | |
68 | А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема рассказа и характеристика образов. | 20 | |
69 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | 21 | |
70 | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин | 26 | |
71 | Поэты XX века о родине, родной природе и о себе | 27 | |
72 | Конкурс выразительного чтения | 28 | |
73 | М.М. Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. | Март 04 | |
74 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра. | 05 | |
75 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | 06 | |
76 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Смысл названия сказки-были | 11 | |
77 | Рр В мастерской художника М.М. Пришвина | 12 | |
78 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворени е «Звезда полей» Н.М. Рубцов. | 13 | |
79 | Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». | 18 | |
80 | А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Связь судьбы поэтессы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века | 19 | |
81 | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворени ях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» | 20 | |
82 | Конкурс выразительного чтения | Апрель 01 | |
83 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний поклон». | 02 | |
84 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. | 03 | |
85 | Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. | 08 | |
86 | Герой рассказа Санька Леонтьев | 09 | |
87 | Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». «И зачем я так сделал?» | 10 | |
88 | Из зарубежной литературы Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». | 15 | |
89 | «Сказка о Синдбаде -мореходе». История создания, тематика, проблематика | 16 | |
90 | Краткие сведения о братьях Гримм | 17 | |
91 | Сходство и различия народных и литературных сказок. | 22 | |
92 | Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | 23 | |
93 | О. Генри. Краткие сведения о писателе | 24 | |
94 | О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». | 29 | |
95 | О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих» | 30 | |
96 | О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.. | Май 07 | |
97 | Дж. Лондон. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Северные рассказы» | 08 | |
98 | Дж. Лондон «Любовь к жизни». Сюжет и основные образы | 15 | |
100 | Дж. Лондон «Любовь к жизни». Смысл названия. | 16 | |
101 | Контрольная работа за год | 17 | |
102 | Рекомендация книг для летнего чтения | 22 | |
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
Контрольный работа за год
Итоговая контрольная работа по литературе
I вариант
Соотнесите названия произведений и авторов.
А) «Тучи» а) Л.Н. Толстой
Б) «Бирюк» б) А.С. Пушкин
В) «Зимнее утро» в) М.Ю. Лермонтов
Г) «Светлана» г) Н.В. Гоголь
Д) «Бедные люди» д) И.С. Тургенев
Е) «Тарас Бульба» е) В.А. Жуковский
Ж) «Толстый и тонкий» ж) А.И. Куприн
З) «Конь с розовой гривой» з) М.М. Пришвин
И) «Кладовая солнца» и) А.П. Чехов
К) «Тапёр» к) В.П. Астафьев
2. Соотнесите героев и произведения.
А) Троекуров а) «Белый пудель»
Б) Николенька б) «Кладовая солнца»
В) Маруся в) «Дубровский»
Г) Мартын Лодыжкин г) «Детство»
Д) Настя д) «В дурном обществе»
3. Укажите авторов стихотворных отрывков и названия стихотворений.
А) Вся комната янтарным блеском Б) Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Озарена. Весёлым треском Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Трещит затопленная печь. Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
В) Под ним струя светлей лазури, Г) Утро туманное, утро седое,
Над ним луч солнца золотой… Нивы печальные, снегом покрытые,
. Нехотя вспомнишь и время былое,
Д) Жди меня, и я вернусь, Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
4. Как в литературоведении называется образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными: «воробышки пугливые», «ветер буйный», «во тьме печальной»?
5. Как в литературоведении называется повторение одинаковых или похожих согласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи: «В сто сорок солнц закат пылал…»
6. Как в литературоведении называется противопоставление образов, картин, слов?
7. Как в литературоведении называется созвучие окончаний стихотворных строк:«чудесный – прелестный, бежит - звенит»?
8. Расположите в правильном порядке элементы композиции: завязка, экспозиция, кульминация, развитие сюжета, развязка.
9. Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
«Речка за мною туманная / Будет бежать и бежать».
10. Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
11. Запишите названия стихотворных размеров.
А) Трёхсложный размер с ударением на втором слоге.
Б) Двусложный размер с ударением на первом слоге.
В) Трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
Г) Двусложный размер с ударением на втором слоге.
Д) Трёхсложный размер с ударением на третьем слоге.
12. Определите стихотворный размер каждого отрывка.
А) Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом …
(И. Козлов)
Б) Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
(М.Ю. Лермонтов)
В) Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой …
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые…
(Ф. Тютчев)
Г) Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
(Н. Некрасов)
Д) Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
(А. Толстой)
42 - 38 правильных ответов – «5»
37 - 33 правильных ответа – «4»
32 – 26 правильных ответов – «3»
Итоговая контрольная работа по литературе
II вариант
Соотнесите названия произведений и авторов.
А) «Парус» а) Л.Н. Толстой
Б) «В дороге» б) А.С. Пушкин
В) «Деревня» в) М.Ю. Лермонтов
Г) «В дурном обществе» г) Н.В. Гоголь
Д) «Детство» д) И.С. Тургенев
Е) «Тарас Бульба» е) В.Г. Короленко
Ж) «Налим» ж) А.И. Куприн
З) «Конь с розовой гривой» з) В.П. Астафьев
И) «Лапти» и) А.П. Чехов
К) «Белый пудель» к) И.А. Бунин
2. Соотнесите героев и произведения.
А) Шабашкин а) «Белый пудель»
Б) Нафанаил б) «Кладовая солнца»
В) Тыбурций в) «Дубровский»
Г) Арто г) «Толстый и тонкий»
Д) Митраша д) «В дурном обществе»
3. Укажите авторов стихотворных отрывков и названия стихотворений.
А) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Б) До вечера она их ласкала,
На мутном небе мгла носилась; Причёсывая языком,
Луна, как бледное пятно, И струился снежок подталый
Сквозь тучи мрачные желтела… Под тёплым её животом.
В) Его зарыли в шар земной, Г) Белеет парус одинокий
А был он лишь солдат, В тумане моря голубом!..
Всего, друзья, солдат простой, Что ищет он в стране далёкой?
Без званий и наград. Что кинул он в краю родном?
Д) Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней.
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
4. Как в литературоведении называется образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными: «воробышки пугливые», «ветер буйный», «во тьме печальной»?
5. Как в литературоведении называется повторение одинаковых или похожих согласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи: «В сто сорок солнц закат пылал…»
6. Как в литературоведении называется противопоставление образов, картин, слов?
7. Как в литературоведении называется созвучие окончаний стихотворных строк:«чудесный – прелестный, бежит - звенит»?
8. Расположите в правильном порядке элементы композиции: завязка, экспозиция, кульминация, развитие сюжета, развязка.
9. Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…».
10. Назовите средство выразительности, использованное автором в следующем отрывке:
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы…
11. Запиши названия стихотворных размеров.
А) Трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
Б) Двусложный размер с ударением на втором слоге.
В) Трёхсложный размер с ударением на третьем слоге.
Г) Двусложный размер с ударением на первом слоге.
Д) Трёхсложный размер с ударением на втором слоге.
12. Определи стихотворный размер каждого отрывка.
А) Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна …
Грустную думу наводит она.
(Н.А. Некрасов)
Б) Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф. Тютчев)
В) Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)
Г) Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди …
(К. Симонов)
Д) Виноградную косточку в тёплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь своё сердце настрою…
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
(Б. Окуджава)