СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6. Разработка технологической карты фрагмента внеклассного (урочного, внеурочного) занятия с использованием современной образовательной технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«6. Разработка технологической карты фрагмента внеклассного (урочного, внеурочного) занятия с использованием современной образовательной технологии»


Описание технологии:

Объективным источником методики КТД следует считать исследования профессора Игоря Петровича Иванова, его соратников и последователей, а первоисточником – идеи и конструктивные методические находки теории и практики Антона Семеновича Макаренко.

«Коммунарская методика – это система коллективного творческого воспитания. Это, по сути, методика непрерывного обновления педагогов и детей, обновления единого коллектива старших и младших, девиз которого: «Все творчески, иначе зачем?». Более правильно коммунарскую методику следует назвать педагогикой коллективной творческой жизни» (И.П. Иванов. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освига, 1992. – С. 8-9).


Методика коллективного творческого воспитания реализуется в системе коллективных творческих дел (КТД). « Каждое коллективное творческое дело – это проявление практической работы для улучшения общей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно – дело. Оно – коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками, как младшими, так и старшими товарищами по жизненно практической, гражданской заботе. Оно – творческое дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно – творческое еще и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в новом варианте» (И.П. Иванов. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989).


Основа методики КТД:

  • отношения сотрудничества и содружества;

  • коллективная творческая деятельность;

  • коллективная организация жизни.


Черты коммунарской воспитательной системы по В.А. Караковскому:

Обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения. Это естественное удовлетворение потребности юности в идеале.

Яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежедневное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовольствие. В главном девизе коммунаров есть фраза: «наша цель – счастье людей».


Пять «само»: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Высочайшая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиняться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства, работа дежурных командиров

Новые взаимоотношения со взрослыми, с педагогами. Потребность ребят в старшем друге приводит к поиску таковых.

Творчество – черта любой деятельности. Принципиальное стремление сделать любое, самое скучное дело интересным, даже праздничным, ведет к постоянной импровизации, экспромту – это качество является гарантией от формализма.

Коллективизм в самом высоком смысле слова. Коммуна – это союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь. Коммунары все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив не усредняет личность, не приводит к единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом коммунаре яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива порождает в коммунарах постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую долю его тяжести. Коммунары говорят: «Живи для улыбки товарища» (В.А. Караковский. Стать человеком. – М., 1993).


Этапы проведения КТД.

1 ЭТАП - подготовительный

а) задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником.

б) оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей

в) начальной организации (коллективное планирование)

г) распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания)

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Проведение самого дела

3 ЭТАП – заключительный

а) презентация результатов

б) подведение итогов



Конспект фрагмента внеклассного занятия с использованием современной образовательной технологии

«Академия весёлых наук»


Класс:

4

Учебный предмет:

Технология, окружающий мир

Тема:

АКАДЕМИЯ ВЕСЁЛЫХ НАУК

Цель:

Формирование у учащихся умений организации исследовательской деятельности (опыт)

Задачи:


Образовательная

Закрепить умение обучающихся организовать и провести опыт

Воспитательная

способствовать развитию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности;

Воспитывать умение работать в коллективе сверстников

Развивающая

развивать интеллектуальные и творческие способности на этапе презентации результатов опыта

Ожидаемые результаты:

Предметные

Ученик овладел начальными формами исследовательской деятельности

Ученик умеет определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе алгоритма.

Метапредметные

Ученик умеет составлять план действий

Ученик умеет договариваться недирективные методами.

Личностные

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься

У ребенка сформирована учебная мотивация

Оборудование:

Билеты, фломастеры, листочки бумаги, изюм, зёрна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка, пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы, ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги, сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц, вода, чашка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды, коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, воздушный шар.




Фрагмент урока / Мероприятия


Этапы мероприятия

Этапы СОТ / методы и приемы СОТ

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемые материалы

1 ЭТАП

а) задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником.

б) оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей



10 минуты

Звучит минусовая фонограмма песни «Волшебник-недоучка».

- В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- Дорогие друзья, разрешите сообщить вам об открытии в нашем лагере летней Академии Наук.

Но для того чтобы вас зачислили в эту Академии, надо вытянуть билеты. Здесь на столе разложены жетоны-билеты. Пожалуйста, возьмите каждый свой билет. Ребята, обратите внимание, что билеты разного цвета. А это значит, что вам сейчас необходимо собраться вместе так, чтобы у вас были одинакового цвета билеты.

Как видите, у нас с вами получилось 6 групп, которые пройдут курсы в Академии весёлых наук. Придумайте название для своей группы и напишите его на предложенных карточках.












Дети подходят к столу, берут жетоны


Учащиеся собираются по командам, рассаживаются по местам




Придумывают название своей команды

Билеты, фломастеры, листочки бумаги

б) начальной организации

г) распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания)



5 минут

-- Каждая группа должна подготовить предложенные опыты для демонстрации. Группам выдадут коробки со всем необходимым для проведения опыта, оборудованием и материалами.

На подготовку и апробацию опыта даётся 15 минут, после чего все группы собираются в одном месте, чтобы провести демонстрацию своих опытов.

-- Наше жюри – «Научный Совет Академии», состоящее из «Почётных Магистров»

(педагогов), будет оценивать выступление каждой группы. Обращается внимание на артистизм и подачу демонстрируемого опыта. В демонстрации могут участвовать как все члены творческой группы, так и один-два человека, выбранные группой.

Дети читают задание для команды, планируют свою деятельность, распределяют роли в группе.


2 ЭТАП


15 минут

Следят за проведением опытов.


1 команда

«Танцы изюма и кукурузы»





2 команда

«Вода поднимается по салфетке»






3 команда

«Радуга из воды»





4 команда

«Сладкий и цветной»







5 команда

«Цвет в молоке»






6 команда

«Коробка катается»


Изюм, зёрна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.


пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы.


ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.


сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц, вода.


чашка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.


коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, воздушный шар.

3 ЭТАП – заключительный

а) презентация результатов

б) подведение итогов


5 минут

Жюри судит

-- В первую очередь хотелось бы поблагодарить все команды за участие, за их сплочённую работу, и проявления артистизма. Нашему жюри было крайне сложно выявить победителя. Но в сегодняшнем мероприятии побеждает команда … поздравляем победителей, вручаем им грамоты и сладкие призы.

Презентуют результаты своих опытов.

Грамоты победителей, сладкие призы













Приложение 1



Опыты и эксперименты:

1 к. «Танцы изюма и кукурузы»

Понадобится: Изюм, зёрна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.

Ход опыта:

В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы.

Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно.

Что такое пузырьки и почему они идут вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.

2 к. «Вода поднимается по салфетке»

Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы.

Ход опыта:

стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде.

Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками..

Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.

3 к. «Радуга из воды»

Понадобится: ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход опыта:

на дно ёмкости кладётся зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.

Результат: на бумаге будет видна радуга.

Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?

4 к. «Сладкий и цветной»

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц, вода.

Ход опыта:

в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ст.ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый - красную, во второй – жёлтую, в третий – зелёную, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять (вливаем шприцем или ложкой) содержимое стаканов, начиная с красного, затем жёлтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.

Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.

Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

5 к. «Цвет в молоке»

Понадобится: чашка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта:

В чашку с молоком насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.

Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

6 к. «Коробка катается»

Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, воздушный шар.

Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладётся в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.

Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится..

Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения).


Рефлексия процесса выполнения практической работы №6


п/п

Вопрос рефлексии

Ответ студента

Понятно ли Вам содержание используемой Вами современной образовательной технологии? По каким признакам Вы это поняли?

Да, мне понятна содержание используемой мной технологии, потому что она достаточно распространена, и я ранее с ней сталкивалась.

Перечислите преимущества выбранной Вами СОТ по сравнению с другими технологиями

Эта технология направлена в первую очередь на развитие коммуникативных навыков и раскрытие творческого потенциала учащихся.

Что в процессе выполнения Практической работы №6 удалось выполнить легко, без затруднений. Почему?

Мне удалось легко выполнить конспект мероприятия, так как у меня есть опыт разработки внеурочных занятий и классных часов.

Какой(ие) этап(ы) практической работы вызвали у Вас затруднения? С чем Вы связываете эти затруднения?

Мне было трудно определить задачи и планируемые результаты СОТ, потому что моё мероприятие направлено на развитие коммуникативных и творческих умений в целом, а не на каком-то конкретном предмете

Чему еще, по Вашему мнению, Вам необходимо научиться для использования при организации образовательного процесса СОТ?

Организации детей

Какие возможные затруднения, проблемы могут возникнуть у учителя при подготовке и проведении занятия с использованием СОТ?

Могут возникнуть проблемы с мотивацией детей, организацией внеклассного мероприятия

Ваши рекомендации по предупреждению возможных затруднений, проблем, которые могут возникнуть при подготовке и проведении занятия с использованием СОТ?

Стоит брать интерактивные формы работы и продумывать мероприятия до мелочей