http://motorzlib.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st055.shtml
Практическая работа №14
Тема: Разработка планов организации работ, пост комплексных работ
Цель: Образовательная: применение знаний на практике с целью углубления и расширения усвоенных знаний
Оборудование рабочего места: интернет комп. место
Пояснение к работе
Организация технологического процесса технического обслуживания автомобилей
Технологический процесс технического обслуживания автомобилей представляет собой определенную последовательность выполнения работ, обеспечивающую их высокое качество при минимальной затрате рабочего времени.
Содержание работ и их последовательность, инструмент и приспособления, способ выполнения и необходимое для этого время, а также специальность и квалификация исполнителей устанавливаются для каждого поста и его рабочих мест соответствующими технологическими картами.
Значительная часть работ по техническому обслуживанию автомобилей производится на постах, но некоторые операции по обслуживанию электрооборудования, приборов системы питания, шиномонтажные и другие выполняются на производственно-вспомогательных участках или в цехах.
Методы организации технологического процесса технического обслуживания автомобилей
Существуют два метода организации технологического процесса технического обслуживания автомобилей: на универсальных и на специализированных постах.
При обслуживании на универсальных постах весь комплекс работ данного вида технического обслуживания выполняется на одном посту, кроме операций по уборке и мойке, для которых при любой организации процесса обслуживания выделяется отдельный пост. На универсальном посту работы могут выполняться бригадой рабочих-универсалов высокой квалификации или комплексной бригадой, состоящей из рабочих различных специальностей.
Метод организации работ на универсальных постах предусматривает выполнение всех работ данного вида ТО одной бригадой рабочих всех специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации. Универсальные посты могут быть тупиковые и проездные
При наличии в автохозяйстве нескольких универсальных постов обслуживание автомобилей организуют с помощью специализированных бригад, переходящих последовательно от одного поста к другому.
При таком методе организации обслуживания применяют преимущественно тупиковые параллельно расположенные посты. Въезд на пост автомобиля осуществляется передним ходом, а съезд - задним ходом.
На каждом из параллельных универсальных постов возможно выполнение различного объема работ, что позволяет одновременно обслуживать разнотипные автомобили. В этом заключается преимущество данного метода обслуживания.
Недостатком тупикового расположения постов является загрязнение воздуха отработавшими газами в процессе маневрирования автомобиля при его установке на пост и съезде с него, а также затраты времени на маневрирование.
При обслуживании на специализированных постах на каждом из них выполняется часть всего комплекса работ данного вида технического обслуживания, требующих однородного оборудования и соответственной специализации рабочих.
При поточном методе весь комплекс работ данного вида технического обслуживания выполняется одновременно на нескольких специализированных постах, расположенных в технологической последовательности выполнения обслуживания. При этом посты располагаются последовательно по направлению движения автомобиля прямоточно или в поперечном направлении и их совокупность образует поточную линию обслуживания. Специализация постов на поточной линии обслуживания производится либо по виду работ, либо по виду работ и агрегатам, механизмам и системам.
Особенностью организации работ на поточной линии является необходимость обеспечения синхронизации производства, т. е. одновременного перемещения обслуживаемых автомобилей с поста на пост при одинаковой продолжительности работ на каждом посту с наиболее полным использованием во времени каждого рабочего места. Это достигается правильным определением объема работ для постов и рабочих мест и оснащением их специализированным оборудованием и инструментом, а также обеспечением равномерного и непрерывного поступления автомобилей для обслуживания.
Таким образом, на поточной линии должен быть обеспечен единый такт для всех постов, который представляет собой время простоя автомобиля на данном посту и определяется из выражения
где tоб - трудоемкость работ, выполняемых на данном посту, чел-мин;
рп - количество рабочих, одновременно работающих на данном посту;
tпер - время на установку и съезд автомобиля с поста, мин.
Последовательные рабочие посты являются зависимыми, так как нарушение установленных норм времени или объема работ хотя бы на одном посту вызывает непроизводительные простои на других постах и нарушает процесс поточного производства. Поэтому организация обслуживания на поточной линии требует однотипности автомобилей и одинакового объема обслуживания.
Передвижение автомобилей на поточных линиях должно быть механизированным, так как другие способы перемещения (собственным ходом или перекатыванием автомобилей вручную на роликовых тележках) не способствуют синхронизации производства. Кроме того, передвижение автомобилей собственным ходом (с периодическим пуском и остановкой двигателя) приводит к задымлению производственного помещения.
Преимущество метода организации работ на универсальных постах заключается в возможности проведения на них различного объема работ, недостаток — в увеличении общего времени на обслуживание автомобиля и многократное использование одинакового оборудования. При наличии нескольких универсальных параллельно расположенных постов работы могут выполняться специализированными бригадами, которые после выполнения работы на одном посту переходят на другой. Таким образом, в результате более рационального распределения исполнителей по постам эффективнее используется рабочее время, однако из-за неравномерности поступления автомобилей и различия в объемах работ возникают организационные трудности.
Метод ТО на специализированных постах заключается в расчленении объема работ и распределении их по нескольким постам. Посты обеспечивают соответствующим оборудованием, а рабочие на них специализируются с ^учетом однородности работ или рациональной их совместимости. На типовых СТОА предусмотрены специализированные посты смазочных работ и диагностирования автомобилей, возможна специализация и других видов работ. Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым (тупиковые посты).
При поточном методе организации работы каждого вида обслуживания проводят на нескольких последовательно расположенных постах, за каждым из которых закрепляют специализированные рабочие места для выполнения определенных операций. Совокупность постов составляет поточную линию обслуживания. Поточный метод эффективен в том случае, если сменная программа обслуживания достаточна для полной загрузки поточной линии, операции обслуживания четко распределены по исполнителям, работы широко механизированы, имеются надлежащая материально-техническая база, резервный пост или резервные исполнители для оперативного корректирования ритма линии и синхронизации загрузки постов. В этом случае производительность труда может быть повышена до 20 %.
При операционно-постовом методе обслуживания автомобилей объем работ каждого вида обслуживания также распределяют по нескольким постам. После обслуживания на одном посту автомобиль перемещается на другой пост. Время пребывания автомобиля на каждом посту обслуживания должно быть одинаковым. Организация работ операционно-постовым методом позволяет специализировать оборудование, механизировать технологический процесс и в результате повысить качество работы и производительность труда. Однако при этом неизбежны потери времени на многократную установку и съезд автомобилей с постов и увеличивается загрязнение воздуха помещения отработавшими газами.
В связи с непрерывным поступлением индивидуальных автомобилей на СТОА, а также возможностью выборочного проведения отдельных комплексов работ, операционно-постовой метод обслуживания находит наибольшее распространение на типовых СТОА наряду с обслуживанием на универсальных и частично специализированных постах.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ НА КОМПЛЕКСНОМ ПОСТУ (https://www.lada.ru/service/to.html)
Контрольно-осмотровые (диагностические) работы
Проверить:
состояние кузова-наличие трещин и коррозии кузова, отслоение мастики от днища и арок колес;
работу замков дверей и капота;
состояние рычагов и штанг подвесок и их резинометаллических шарниров, втулок и чехлов; деталей рулевого привода, шарниров рулевых тяги их защитных колпачков; защитных резиновых чехлов рулевого механизма, приводов колес; наконечников тросов привода управления механизмом переключения передач и их защитных чехлов; буферов отбоя; состояние резиновых втулок; стоек и амортизаторов;
суммарный люфт в рулевом управлении;
герметичность систем охлаждения, питания, гидравлического привода тормозов; состояние шлангов, трубок и соединений;
герметичность уплотнений узлов и агрегатов;
уровень тормозной жидкости и работу сигнализатора уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов;
уровень охлаждающей жидкости;
состояние и натяжение ремня привода генератора (ремня привода вспомогательных агрегатов);
состояние проводов, надежность соединений и крепящих хомутов;
работу генератора, освещения, световой и звуковой сигнализации, электрооборудования и электронных систем по индикаторам комбинации приборов и других указателей на панели приборов;
отсутствие нефункциональных шумов и стуков в двигателе, узлах и агрегатах трансмиссии;
работоспособность рабочей и стояночной тормозных систем;
состояние дисков и шин колес, давление воздуха в шинах;
проверить состояние колодок передних тормозов, тормозных дисков;
проверить состояние колодок задних тормозов;
наличие и правильность расположения предупредительных этикеток в салоне автомобиля;
состояние аккумуляторной батареи;
работоспособность усилителя рулевого управления;
работоспособность электронных систем автомобиля при помощи сигнализаторов панели приборов и отсутствие в памяти контроллера кодов неисправностей.
Регламентные работы
заменить фильтр очистки топлива;
заменить фильтрующий элемент воздушного фильтра;
заменить масляный фильтр и масло в картере двигателя, закрепить в моторном отсеке этикетку с информацией о залитом масле;
заменить фильтрующий элемент системы вентиляции и отопления салона, прочистить дренажное отверстие в щитке передка;
заменить свечи зажигания;
смазать петли дверей, трущиеся участки ограничителей открывания дверей; шарниров и пружины крышки люка топливного бака; замочные скважины дверей;
зачистить и смазать клеммы и зажимы АКБ и проверить надёжность ее крепления
прочистить дренажные отверстия порогов и дверей
Задание:
- самостоятельно изучить пояснительную записку;
- подготовить письменный отчет о проделанной работе;
- начертить в тетради схему поста (линии) комплексных работ, составить экспликацию оборудования со стоимостью.
- рассчитать такт поста комплексных работ, заполнить:
таблицу №1 Такт поста комплексных работ
τ – такт поста | tоб - трудоемкость работ, выполняемых на данном посту мин | рп - количество рабочих, одновременно работающих на данном посту | tпер - время на установку и съезд автомобиля с поста, мин |
| 105 | 1 | 15 |
Ответить на контрольные вопросы
Содержание отчета
Отчет о проделанной работе предоставляется в письменном виде в тетради в клетку.
Отчет должен содержать:
- название практической работы;
- цель работы;
- оборудование рабочего места;
- схему поста (линии) комплексных работ, с экспликацию оборудования, со стоимостью;
- таблицу такта поста комплексных работ;
- ответы на контрольные вопросы;
- вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы:
Какие работы выполняются на комплексном посту?
Перечислите методы организации технологического процесса технического обслуживания автомобилей: на универсальном посту
В чем заключается метод ТО специализированного поста? Преимущества и недостатки?
Перечислите недостатки тупикового метода организации комплексных работ.
Какие особенности организации комплексных работ на поточном методе? Как достигается оптимальная организации комплексных работ?
4