Анна Ахматова
и Марина Цветаева
Гусева Анастасия Андреевна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Сойгинская СШ»
п. Сойга
Анна Ахматова и Марина Цветаева обозначили своим явлением новый характер русской поэзии, её новый облик. Это явление как бы перечеркнуло устоявшуюся второстепенную роль так называемой «женской» лирики . Новая структура «вечной женственности» , подсознательные глубины женского интуитивного знания определили новый характер и масштаб лирической поэзии начала ХХ века.
Приход Ахматовой и Цветаевой в поэзию совпал с общепоэтическим процессом «преодоления символизма», и каждая по-своему утверждала новую поэтику, в основе которой было освобождение слова от мистико-религиозных рамок символизма. Слову не только возвращался его естественный, «земной» смысл, но и утверждалась его эстетическая и познавательная функция .
Эволюция ахматовского стиля развивает первоначальные его свойства - точность, лаконизм содержат за недоговоренностью, умолчаниями глубокий подтекст. Цветаевский же стиль отличается предельным самовыражением, откровенностью, когда слово делает явление более масштабным, объёмным. Напряжённая интонация, необычный поэтический синтаксис, внимание к звуковому облику слова несут в себе мощную эмоциональную энергию.
Ахматова и Цветаева в художественном сознании начала века выразили своим творчеством двойственность русского национального феномена, олицетворяя два его разных истока, олицетворением которых стали Петербург и Москва .
Цветаевская Москва , отождествлённая с лирической героиней, - вызов Петербургу:
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Ахматовский Петербург - «строгий, спокойный, туманный» . Он часть общеевропейской культуры. Петербург - источник и залог духовной силы и мужества :
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды.
Позднее цветаевская Москва станет в стихотворении Ахматовой знаком крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии :
… Мы сегодня с тобой, Марина,
По столице полночной идём.
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет.
А вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
Стихотворения А. Ахматовой «Как люблю, как любила глядеть я…» (1916) и М. Цветаевой «Москва! - Какой огромный…» (1916).
Петербург у Ахматовой - антично - пушкинский , соединяющий классическую красоту и могущество победы над стихией. В стих-и три героя : я (лирический) - ты (город) - мы («безумные и светлые»). Северная столица - город-сон, город-призрак, вставший над водой, обречённый на одиночество. Красота города - это красота запечатлённого мгновения, которое тянется столетия, но может так же внезапно исчезнуть.
В стих-и Цветаевой Москва - «огромный, странноприимный дом», приют и пристанище всех бездомных на Руси , в котором она чувствует себя хозяйкой. и в этом стих-и три героя : Ты (Москва) - мы («мы все к тебе придём») - я («я в грудь тебя целую»). Москва предстает и как благословенная земля и как женщина. Москва - место, где исцеляются все раны, сердце Руси. Стихотворение проникнуто любовью к городу, и поэт - неотделимая его часть.
Общее и различия в поэзии
Ахматовой и Цветаевой
ОБЩЕЕ
РАЗЛИЧИЕ
Мотив избранности поэта (Голос московского люда и голос петербургской поэзии)
Олицетворение города . (Петербург по-мужски строг, Москва по-женски безалаберна)
Особое место Поэта в мире .
Героям их лирики присуще мужество (Ахматова: «Я всегда была с моим народом», Цветаева: «Одна - противу всех»).
Новое слово в поэзии: глубина, многогранность, неисчерпаемость.
Понятие «жизнь» . (Цветаева бескомпромиссна: «Поэт должен преодолеть жизнь», понимает её как борьбу. Ахматова же принимает жизнь как дар, как высшую ценность).