СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Н. Майков "Колыбельная песня"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературы "Стихотворение А. Н. Майкова "Колыбельная песня""

Просмотр содержимого документа
«А. Н. Майков "Колыбельная песня"»

Тема. ЛИРИКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД. СТИХОТВОРЕНИЕ

А. Н. МАЙКОВА «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ»


Цели. 1) Выявить особенности ли­рических произведений, народной песни как ли­рического произведения;

познакомить учащихся с лирическим произведением А. Н. Майкова; помочь определить близость по содержанию, художественным образам песни А. Н. Майкова к народным колыбельным песням к волшебной народной сказке; выявить одухотворение сил приро­ды в стихотворении; под­черкнуть образность, поэтичность языка

2) развивать воображение учащихся, умение делать словесное рисование, монологическое выступление.

3) воспитывать бережное отношение к слову, восхищение красотой письма поэта А. Н. Майкова, пробудить желание написать колыбельную песню или другое лирическое произведение.


Ход урока


I. Сообщение темы, определение целей урока.


II. Чтение статьи учебника «О лирических произведениях». Запись в тетради.


III. Прослушивание записи народной мелодии.


IV.Вступительное слово учителя.

В кратком вступительном слове учитель скажет не­сколько слов о замечательных русских поэтах. Их стихи о природе известны ребятам по начальной школе (можно спросить детей об этом).

...Эпоха реформ 1860—1870-х гг. причислила Майкова к лагерю поэтов «чистого искусства». Этот лагерь подвергался критике на том основании, что «чистые» поэты сторонились якобы «общественных» дел. Сам же Майков не противопоставлял себя «гражданским» поэтам (к пред­ставителям этого лагеря относили Некрасова, Михайлова, Никитина, Плещеева и др.). Просто он чувствовал, что «политическая поэзия» — не его дело, и был уверен, что поэт должен отражать прежде всего собственные чувства и переживания. Он беззаветно любили родину, ее природу, народ. И об этой любви умел сказать прос­тыми, искренними, задушевными словами. Но простота эта особенная, поэтическая.

Искренность, задушевность, тонкая музыкальность свойственны стихам Майкова. Через всю свою долгую жизнь пронес он веру в чудесную си­лу поэзии и высокое назначение искусства. В трудные годы реакции, размышляя о судьбах русской литературы, А. А. Блок вспоминал, как «потрясали сердца, вызывая к жизни высокие и благородные чувства», старые русские поэты.

...О ранних годах А. Н. Майкова сохранилось мало воспоминаний. Известно, что его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Дед поэта был директором Императорских театров, отец — живописцем. Мать про­бовала свои силы в литературе. До 13 лет Аполлон Май­ков воспитывался в имениях отца и бабушки под Моск­вой. Эта счастливая пора нашла отражение во многих стихах поэта. Затем семья переехала в Петербург. В их доме на Садовой улице собирался один из самых попу­лярных салонов Петербурга. Душой дома был глава се­мейства, отец Майкова, обладавший творческой, артис­тической натурой. Все в этой семье служили искусству: Аполлон стал поэтом, его брат Валериан — критиком, брат Владимир — издателем детских журналов, а Лео­нид — историком литературы. Учителем детей долгое время был будущий русский писатель И. А. Гончаров. Об атмосфере любви и уважения, царившей в семье, А. Н. Майков вспоминал с благодарностью всегда: «...что бы в самом деле было со мной, если бы я не знал моих родителей».

С детства Аполлон поражал окружающих замечатель­ными способностями и удивительной памятью. Он хоро­шо рисовал, прекрасно играл на скрипке. В 16 лет блес­тяще сдал вступительные экзамены на юридический фа­культет Петербургского университета. После окончания университета Майков поступил на государственную служ­бу, а вскоре получил возможность пожить во Франции, где слушал лекции в Сорбонне, и в Италии. Современ­ники восхищались не только его поэтическим даром, по­знаниями в живописи и музыке, но и его удивительным жизнелюбием: он всегда был жизнерадостен, редко жа­ловался на слабость здоровья, работал много, поражал всех бодростью и горячим интересом к жизни.

Большая часть стихов Майкова еще при жизни поэта стала «собственностью» детских хрестоматий («Мать», «Сенокос», «Весна», «Летний дождь», «Ласточка» и др.). Они привлекают яркостью видения мира, глубиной чувств, изяществом слога... Такова и его «Колыбельная песня».


V. Выразительное чтение стихотворения А. Н. Майкова «Колыбельная песня».

Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я к тебе взяла

Ветер, солнце и орла.


Улетел орёл домой;

Солнце скрылось под водой;

Ветер, после трёх ночей,

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звёзды воевал?

Али волны всё гонял?


– «Не гонял я волн морских,

Звёзд не трогал золотых;

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал!»


VI. Беседа по вопросам.

  1. Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Теплым, нежным, доб­родушным.

  1. Почему стихотворение А. Н. Майков назвал песней? Что такое песня?

Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное для пения. Песни делятся на эпические и лирические. Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические песни относятся к эпическим жанрам литературы: в них присутствует сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события.

3. Какие черты песни вы можете отметить? (Выражение чувств, эмоций, переживаний лирического героя, сюжетность. Текст предназначен для пения.

  1. Какую картину вы представили, читая стихотворение?

Читая стихотворение А. Н. Майкова «Ко­лыбельная песня», невольно представляешь себя участником описываемых событий. Я вижу сидящую мать, на руках у нее ребенок. Мать склонила к нему голову, наверное, шепчет о том, что взяла в няньки сыну ветер, солнце и орла. Все эти сказочные образы так­ же присутствуют в воображаемой мной кар­тине где-то рядом с матерью.

  1. Какие силы природы избирает мать в няньки сво­ему ребенку?

В стихотворении действуют сказочные об­разы — ветер, солнце и орел.

  1. Кто из «нянек» оказался наиболее надежным? Почему?

В стихотворении наиболее надёжным оказался ветер.

  1. Одобрила ли мать ветра поведение своего сына?

Да, сын сумел убедить мать, что делал самое важное дело — помогал маленькому человеку расти.

  1. Вывод: Почему поэт назвал стихотворение колыбельной песней?

Поэт назвал стихотворение колыбельной песней потому, что в его содержании есть об­ращение к ребенку с просьбой уснуть, обра­щение к ветру, солнцу, орлу с просьбой обе­регать сон ребенка.

  1. Какая мелодия, на ваш взгляд, может соответствовать этому стихотворению?

Этому стихотворению может соответствовать нежная, тихая, моно­тонная мелодия.


VII. Выразительное чтение текста стихотворения учителем и учащимися.

VIII. Обобщение.

IX. Рефлексия.

X. Домашнее задание.

  1. Читать стр. 84-86, вопросы 1-3 на с. 86 (устно).

  2. Выразительное чтение «Колыбельной песни».

  3. Творческие задания:

А) сделать иллюстрацию к стихотворению;

Б) подобрать мелодию к тексту стихотворения;

В) сочинить свою колыбельную.