I. Организационный момент. Цель: проверка готовности класса к уроку. Речевая разминка Цель: выработка навыка осознанного чтения учащимися художественного текста Коррекционно – развивающее упражнение на развитие зрительного внимания. II.Актуализация опорных знаний. Цель: проверка домашнего задания. Коррекционно – развивающее упражнение Цель: развитие аналитико синтетической деятельности III.Изучение нового материала. Цель: определение темы урока Коррекционно – развивающее упражнение Цель: развитие навыка чтения Словарная работа Цель: обогащение словарного запаса. Динамическая пауза. По Базарному Цель: развитие зрительно – моторной координации на основе упражнения зрительно – моторного поиска Работа с текстом. Цель: Знакомство с главой Продолжение работы над текстом. Цель: приучать учащихся читать текст самостоятельно IV. Закрепление. Цель: наблюдение по тексту. Дополнительно. Коррекционно развивающее упражнение на распределение внимания V. Итог. Цель: подвести итог урока, оценить знания обучающихся на уроке. Рефлексия Цель; определить отношение учащихся к проведенному уроку | Цель: проверка рабочего места учащегося. Положительный эмоциональный настрой на урок. Посмотрели друг на друга улыбнулись, подарили друг другу хорошее настроение. Правила работы на уроке. 1.Внимательно слушаем задания. 2.Не перебиваем говорящего. 3.При обсуждении задания выслушивать мнение каждого кто отвечает. Беседа учителя. Мы с вами на уроках внеклассного чтения и на внеурочной деятельности знакомимся с различными авторами в том числе и с сахалинскими писателями. Опираясь на это проведём с вами речевую разминку. Цель: учащимся раздаются тест на карточках, который они должны прочитать, бормоча вслух в течении 1-2 мин. Затем после прочтения текста ответить на вопросы по содержанию. 1-2 группа. ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ. «Чтобы побывать по возможности во всех населенных местах и познакомиться поближе с жизнью большинства ссыльных, я прибегнул к приему, который в моем положении казался мне единственным. Я сделал перепись. В селениях, где я был, я обошел все избы и записал хозяев, членов их семей, жильцов и работников. Чтобы облегчить мой труд и сократить время, мне любезно предлагали помощников, но так как, делая перепись, я имел главною целью не результаты ее, а те впечатления, которые дает самый процесс переписи, то я пользовался чужою помощью только в очень редких случаях». С жизнь каких людей хотел познакомится писатель поближе? Ответ________________________________________________ Где был писатель? Ответ __________________________ Кого записывал писатель? Ответ______________________________ 3 группа. ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ. «Северная часть Сахалина, через которую проходит линия вечно промерзлой почвы, по своему положению соответствует Рязанской губернии, а южная - Крыму. Длина острова 900 верст; наибольшая его ширина равняется 125, и наименьшая 25 верстам. Он вдвое больше Греции и в полтора раза больше Дании». 1.О какой части острова говорится в тексте ? Ответ________________________ 2. Какова длина острова? Ответ__________________________ 3. С Какими странами сравнивается остров? Ответ__________________________________ На уроке вы будете оценивать себя самостоятельно за каждое выполненное задание ставите нужную отметку в листе самооценивания. «Мои ответы». На протяжении урока отмечать условно свои ответы: «-» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный; «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный; «0» - не ответил. Упражнение «Собери и прочитай». Цель: На карточках в разном порядке разложены слова. Нужно в течении1-2 мин правильно расположить слова и прочитать полученное предложение. «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» Работа с учебником и тетрадью. Цель: назовите автора кому принадлежит это высказывание, которое вы собрали. ( А.П. Чехов) Давайте вспомним значимые события из жизни писателя. Где родился писатель и в каком году? (г. Таганрог 17 января 1860г.) В какой семье родился писатель? (в семье небогатого купца). 3.Чем заставлял заниматься отец А.П. Чехова в детстве? (петь в церковном хоре, торговать в бакалейной лавке). 4. Почему А.П. Чехов остался жить один в Таганроге? (вся семья уехала жить в Москву). 5. На стр 134 найдите абзац, в котором говориться куда уезжает Чехов и зачем? 6. Какой по его мнению творческий подвиг совершил А.П. Чехов в 1890году? ( Поездка на о. Сахалин, остров царской каторги и ссылки). 7. После поезди А.П. Чехов написал книги, назовите их? ( « Остров Сахалин 1893г., « В ссылке» 1892г. Где обучался Аксаков? (в Казанской гимназии, а затем в казанском университете). В каком году началась литературная деятельность писателя? (в 1821г). Упражнение «Переставленные буквы» Цель: учащимся необходимо определить с помощью слов в которых переставлены буквы, кто сыграл большую роль в воспитании будущего писателя. Л | Ч | Ю | К | И | Н | А | Ц | Я | Е | П | Г | Л | Е | А | Целеполагание. Вы узнали кто сыграл большую роль в воспитании будущего писателя. Правильно Это Пелагея ключница. Она рассказывала маленькому Сергею Аксакову сказки. В будущем когда он стал взрослым то написал по её рассказу сказку. А вот какую вы определите самостоятельно. Самостоятельное определение темы. Упражнение «Задом на перёд». Вам дан текст вы должны его почитать с лево на право и сказать о какой сказке идет речь. ТИДОХ В ЕДОРАН АДНЕГЕЛ О ЕКТЕВЦ, ЯСМЕЩЮАКСУПСАР ЗАР В АТСИРТ ТЕЛ. НО ОКЬЛОТСАН НЕЛЕТИПЕЛСО И КОРЯ, ОТЧ ОГЕ ЕИНЯИС ЯСТЕАРИТСОРП АН ИЧЯСЫТ ВОРТЕМОЛИК. (Аленький цветочек) Беседа учителя Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с первой частью сказки «Аленький цветочек», прочтем её и ответим на вопросы. Узнаем новые слова и их значение. Беседа учителя. В сказке много устаревших слов, она написана так, как её рассказывала Пелагея. Словарная работа Цель: развитие слухового восприятия. Самоцветные камни- драгоценные камни. Тувалет- туалетный столик с зеркалом и другими принадлежностями. В неким- в некотором. Заморских- привезённые из других стран. Казна- в старину так называли деньги. Вдовец- мужчина у которого умела жена. В классе расположены словарные слова и их значения. Нужно найти эти слова разместить на доске, найти значение и соотнести правильно со словами. Цель: Первичное восприятие текста. Работа с книгой. Чтение текста Учитель- ученик 1- учитель- ученик 2. Прочтение двух абзацев. Вопрос- расскажите, куда отправился купец? Прочтение пятого и шестого абзаца. Самостоятельное прочтение 3,4,5,6 абзацев текста учащимися. Беседа по первой части сказки. Как называется сказка, которую мы начали читать? (Аленький цветочек). Как купец ласково называл своих дочерей? (милые, хорошие, пригожие). Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру. Старшая – Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской. Горделивая Средняя – Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст). Самолюбивая. А младшая дочь какая? (ласковая) Дополнительно. Кого больше всего из дочерей любил купец? (младшую). Какие подарки просили привезти дочери купца? (старшая- золотой венец, средняя- тувалет из хрусталя восточного, младшая- аленький цветочек). Почему у этой сказки в сборнике за горами за лесами подзаголовок «Сказка Пелагеи ключницы»? (рассказала) Дополнительно. И | У | З | Й | О | Д | О | Ф | Н | Ш | К | Т | Л | Ь | Е | Н | Т | И | К | Т | А | К | Е | В | Р | Ы | Н | И | Д | Е | Цель: Выпишите буквы из правой таблицы в соответствии со следованием чисел в левой. У вас получится пословица 1 | 0 | 2 | 7 | 6 | 4 | 3 | 41 | 5 | 33 | 11 | 13 | 12 | 45 | 18 | 17 | 27 | 16 | 15 | 14 | 20 | 50 | 24 | 21 | 19 | 23 | 22 | 28 | 25 | 26 | о сестрицах «Из одной клетки да неравны детки». Домашнее задание. Цель: самостоятельное закрепление изученного материала через домашнее задание. Объяснение учебник стр. 43 Выставление оценок Подсчитать по листу самооценивания количество плюсов и минусов. Выставить себе оценки за урок. Цель: выяснить отношение учащихся к уроку. Анкета. На уроке я работал | Активно/ пассивно | Своей работой на уроке я | Доволен/ не доволен | Материал урока мне был | Интересен/скучен | Урок для меня показался | Коротким/длинным | |