Цель урока содержательная: с помощью ресурсного круга обеспечить понимание учащимися того, чем является икона в православной традиции, познакомить с иконописцем А.Рублёвым и его творением – иконой «Живоначальная Троица»;познакомиться с творчеством Дионисия; показать, что икона всегда пишется языком символов, и каждая деталь на ней имеет особый смысл;
деятельностная: (формирование умений новых способов действий):
с помощью практической деятельности запомнить основные компоненты иконы и ее расположение в храме
- формировать у обучающихся умение мыслить образами;
развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир – произведение искусства); общекультурные (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры – духовный подвиг А.Рублёва и его икона «ЖивоначальнаяТроица»); коммуникативные (навыки работы в группе, коллективе).
Воспитательная: - воспитывать у учащихся умение понимать место и роль духовной и нравственной культуры в своей жизни и в жизни своего Отечества; Уважение и гордость за культурное достояние Родины.
На данном уроке дети должны:
знать, что такое икона;
знать правила иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл;
знать средства, которыми передаётся внешнее выражение сюжета иконы «Живоначальная Троица» А.Рублёва: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и тёплый свет.
Оборудование: ноутбук, телевизор, ватман, заготовки иконы «Троица».
Ход урока
1.Организационный момент .
2.Повторение в виде тестового опроса: 1 изображение
А.
Б. Дмитриевский собор в Новгороде
В. Спасо-Преображенский собор в Новгороде
2. изображение
Б.
Успенский собор во Владимире.
3. изображение
Б. Церковь Покрова на Нерли
Успенский собор во Владимире.
«Иди на безбожников смело, без колебания и победишь»
Заслушивается сообщение учащихся о жизни Андрея Рублева.
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) около 1340/1350 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре.
Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком.
Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире.
В 1411 или 1425-27 он создал свой шедевр «Троицу». Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.
Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам.
Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»).
Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.
Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре.
В 1947 в Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник прп. Андрею Рублеву работы скульптора Олега Комова.
Заслушивается сообщение учащихся о жизни и творчестве Дионисия.
Творчество Дионисия. 40-е годы 15 века-1502год
Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы вПафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 годуартель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня». Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».
Как вы думаете, почему фрески называют Библией для неграмотных? Смогли бы вы, самостоятельно рассказать сюжет который видите перед собой?
ХПД. Художественно-практическая деятельность
А. « Я – художник».
Ученики получают прорись иконы «Троица» и «расписывают» ее в соответствии с оригиналом. Таким образом закрепляются полученные знания на уроке, формируется цветовое восприятие картины.
Б. Создаем Храм.
Располагаем на доске ватман.
Какую форму имеют православные храмы?(крестово-купольную)
Где должна располагаться икона в Храме?( в иконостасе)
Какую цель выполняет иконостас?(закрывает алтарную часть храма)
Делаем крестово-купольную планировку и располагаем картину в алтарной части
Вспомните в каком храме располагалась икона «Троица» А.Рублева? ( Троицкий Собор Троице-Сергиевой лавры)
Сколько Глав имеет этот Храм? (три)
Какой символ имеет три главы? ( символ Троицы)
Располагаем на нашем символичном храме – купола.
5.. Символика иконы. Просмотр д\ф (ссылка на яндекс диск:https://yadi.sk/i/-IA0joZDpLLaq). ответить на вопросы.
Что символизирует икона «троица»
} 2.В каком соборе находилась икона «Троица»?
} 3.Какой сюжет иконы?
} 4.Символика иконы: гора, дуб, шатер, три путника?
} 5.Что стоит на столе у ангелов?
6.Художественный анализ произведения. Анализ «Троицы».
} Грань первого впечатления- настроение, характер , хочу почувствовать
} Предметная грань восприятия-Выделите главное из того, что увидели…,Как мастер выделил главное…,Как мастер ведет линию (линейная композиция),Свето-цвето-тоновая композиция
}
} Сюжетная грань восприятия-Попробуйте пересказать сюжет произведения,Попробуйте увидеть «ожившую картину»…,Какой сюжет замыслил и воплотил автор?У мастера был свой Путь созданияшедевра?
} Символическая грань восприятия Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?Несет ли в себе символы характер композиции: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, жест, поза, ритм, цвет…,Название произведения как соотносится с его сюжетом и символикой?
} Философская грань восприятия- Настоящие шедевры несут в себе такую Духовную мощь, что она сразу действует на сердце, душу и ум человека; Какая из вечных тем в произведении?
III. Закрепление изученного на уроке : назовите несколько работ А.Рублева, несколько работ Дионисия.
Рефлексия: Что Нового узнали?
Что понравилось?
Что бы хотели узнать?
Какая работа была наиболее интересной? Почему?
Просмотр содержимого документа
«А.Рублев и Дионисий план - конспект и презентация к уроку»
А. Софиевский собор в Новгороде
Б. Дмитриевский собор в Новгороде
В. Спасо-Преображенский собор в Новгороде
А . Дмитриевкий собор во Владимире
Б. Церковь Покрова на Нерли
В.Успенский собор во Владимире.
А А.Дмитриевкий собор во Владимире
Б. Церковь Покрова на Нерли
В.Успенский собор во Владимире.
«Иди на безбожников смело, без колебания и победишь»
А. Сергий Радонежский
Б.Ярослав Мудрый
В.Дмитрий Донской
Кулико́вская би́тва (Мамаево или Донское побоище) — решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380
А.прекращена выплата дани в Орду
Б. русские войска проиграли
В.Первая победа русских войск над ордынцами
ребус
р а списал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
фрески Успенского собора во Владимире
« Святая Троица »
фр е ск и Спасского собора
« рубель » —
инструмент для накатки кож
Творчество Андрея Рублева и Дионисия.
Биография
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) около 1340/1350 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре.
Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле.
Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком.
Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире.
В 1411 или 1425-27 он создал свой шедевр «Троицу».
Расположение:Белокаменный Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре
Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.
Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам.
Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»).
Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.
Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.
Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), и другие.
Благовещенский собор
Московского кремля
Крещение
Преображение
Рождество
Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции.
Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре.
В 1947 в Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник прп. Андрею Рублеву работы скульптора Олега Комова.
Также в честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.
40-е годы 15 века-1502год
Успенский собор
Московского кремля
Пафнутьево-Боровской
монастырь
Ферапонтов монастырь
Распятие
Павлово-Обнорский
монастырь
Работы Дионисия
« Я – художник».
Создаем Храм
В каком храме располагалась «Троица» Рублева.
Какой тип архитектурных сооружений представляет собой православный храм?
Где должна располагаться икона в храме?
Просмотр Д.Ф
Что символизирует икона «троица»
2.В каком соборе находилась икона «Троица»
3.Какой сюжет иконы
4.Символика иконы: гора, дуб, шатер, три путника.
5.Что стоит на столе у ангелов?
Анализ произведения
Грань первого впечатления - настроение, характер , хочу почувствовать
Предметная грань восприятия- Выделите главное из того, что увидели… , Как мастер выделил главное… , Как мастер ведет линию (линейная композиция) , Свето-цвето-тоновая композиция
Сюжетная грань восприятия - Попробуйте пересказать сюжет произведения , Попробуйте увидеть «ожившую картину»… , Какой сюжет замыслил и воплотил автор?У мастера был свой Путь созданияшедевра?
Символическая грань восприятияЕсть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?Несет ли в себе символы характер композиции: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, жест, поза, ритм, цвет… , Название произведения как соотносится с его сюжетом и символикой?
Философская грань восприятия - Настоящие шедевры несут в себе такую Духовную мощь, что она сразу действует на сердце, душу и ум человека ; Какая из вечных тем в произведении?