Приветствие. Рапортичка дежурного об отсутствующих. Этический заряд. Чтение наизусть отрывков из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». «Полтава». Что объединяет эти произведения? (Образ Петра первого, тема истории). Продолжите список произведений писателя на историческую тему? Почему Пушкина так интересовала тема истории?  Подумай и ответь: на какой репродукции изображён князь Олег? Предположи, как это связано с творчеством Пушкина. Сформулируй тему урока и его цели. Сегодня мы не просто продолжаем знакомство с творчеством великого поэта, сегодня мы вместе с А. С. Пушкиным, окунувшись в страницы далекого прошлого, исследуя и сопоставляя древнюю летопись и балладу «Песнь о вещем Олеге», попытаемся выявить: 1)в чем же их различия; 2) в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка; 3) увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов Древней Руси; 4) в чем основная мысль баллады.
В классе работало три небольшие творческие группы, которые вели предварительную исследовательскую работу(после первого прочтения текста) по 3 –м различным направлениям: 1 –ая Исследовала эпоху, изображаемую в летописи ( во главе – МОНАХ-ЛЕТОПИСЕЦ) 2 - ая занималась исследованием героев и событий, изображаемых Пушкиным на страницах «Песни..» ( во главе - АВТОР А.С.ПУШКИН) 3- я исследовала язык и художественные средства как 1 из методов реализации замысла «Песни…» ( во главе СОВРЕМЕНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ) По этим основным направлениям мы продолжим нашу работу над произведением А. ПУШКИНА «Песнь о вещем Оллеге» и древними летописными источниками. Основываясь на творческие отчёты наших групп. Давайте попробуем! Делайте некоторые выводы из сказанного и записывайте главное в тетрадь.
Обратимся к истории! Творческий отчёт 1 –ой группы, которая исследовала эпоху, изображаемую в летописи (во главе – МОНАХ-ЛЕТОПИСЕЦ). Эвристическая беседа: А теперь обратимся к заметкам известного литературоведа-пушкиниста СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА БОНДИ (стр. 79 учебника). Что можем дополнить? (ученики дополняют) Как сказано об этом в летописи? Послушаем ГОЛОС СТОЛЕТИЙ. (откроем текст Летописи, прочитаем отрывок, читает подготовленный ученик ) ВЗАИМОВОПРОСЫ В Ы В О Д Ы: (в тетрадях) Летописец рассматривает и героический образ князя Олега, и его желание использовать престол в личных целях Творческий отчёт второй группы: - Что заинтересовало и поразило А. Пушкина в этой летописи? Почему он пишет свою «Песнь о вещем Олеге»? А как об этом говорит сам автор? ( СООБЩЕНИЕ ПУШКИНА «Из письма А. Бестужеву) В письме к Александру Бестужеву я писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического» - За что же славит поэт князя? (Произведение называется «ПЕСНЯ» Это ЛИРИЧЕСКОЕ стихотворное произведение. Т.о. поэт уже в заглавии говорит о том, что в стихотворении будет воспеваться мужество героя, его жизнь, подвиги) ПУШКИН наделяет «Песню» общими чертами с фольклорными произведениями ( постоян. эпитеты: верный конь, товарищ верный, темный лес и т. д. ; Образ ВОЛХВА -волшебника – придает произведению загадочность) древнерусские обряды и поверья вспоминаются в «ПЕСНЕ..» 1- встреча с кудесником( волшебником) – несчастье 2- во время тризны нельзя печалиться З А П И С Ь В Т Е Т Р А Д Ь Пушкин разносторонне раскрывает характеры героев. Они не только действуют, но и не лишены чувств. (Работа над синквейном) --- Кудесник ( какой он) ---Князь Олег (Какой он)--- --- дружина Олега ВЗАИМОВОПРОСЫ Записываем ВЫВОД Давайте посмотрим инсценировку, которая покажет, как разносторонне раскрывает поэт характер кудесника. Проведем исследование: сравним кудесника и Олега ВОПРОСЫ ПО СЦЕНКЕ ДЛЯ КЛАССА: - Каким изображен Олег и кудесник? Что в их изображении общего? (Оба СИЛЬНЫЕ Олег – Земной властью Вещун- способностью понять то , что неведомо простым смертным) - Почему волхв отказывается от подарка князя? (ему не нужны материальные богатства, у него есть больший дар – пророчество) - В чем сила вещуна? ( в его «вещем» слове, «правдивом и верном» слове ) Творческий отчёт группы № 3. ВЗАИМОВОПРОСЫ ВЫВОД ЗАПИСИ В Т Е Т Р А Д Я Х Язык «Песни…» , различные художественные средства помогают сделать произведение ярким и красочным. ОБЩИЙ ВЫВОД СРАВНИМ РЕАЛЬНОГО КНЯЗЯ ИЗ ЛЕТОПИСИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, СОЗДАННЫЙ ПУШКИНЫМ! РАБОТА С ТЕКСТОМ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Чтобы показать, насколько более поэтичным создал Пушкин образ Олега, еще раз обратимся к тексту, только теперь группа попробует совместно найти и зачитать соответствующие цитаты. ПОЛУЧИТЕ КАРТОЧКИ (1 МИНУТА НА ОБДУМЫВАНИЕ) ПРИ ЧТЕНИИ ПОЛЬЗУЕМСЯ ПАМЯТКОЙ «Как читать выразительно?» ( НА СТОЛАХ И НА ДОСКЕ ЛЕЖАТ ПАМЯТКИ «выразительное чтение») ПАМЯТКА : « ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ!» - читай медленно, не спеша - на ключевом слове делай смысловое ударение, а после него- небольшую паузу - читай уверенно - умей передавать свои эмоции, чувства с помощью интонации - описание движения читай ускоренно - вовремя изменяй ритм, скорость чтения, интонацию - жестами и мимикой передай свое отношение к описываемому - умей придавать своему голосу соответствующие оттенки( от насмешливого до прославления и возвеличивания) ( Каждая группа получает карточку с заданием для выразительного чтения) 1 – я Найти описание коня Олега, зачитать. Зачитать отрывки, в которых изображен сам князь Олег 2 – я Найти и выделить интонационно те строки, где говорится о трагической судьбе Олега 3 – я Как поэт воспевает силу и мужество Олега, его человеческое достоинство и величие, Зачитать строки. ВЫВОД ПЕРВЫЙ: ОСНОВНАЯ ТЕМА Учитель: Итак, мы видим, что Пушкин воспевает силу и мужество Олега, говорит о его непобедимости, и в то же время жизнь князя заканчивается трагически. ПОЧЕМУ? КАКОВА ОСНОВНАЯ ТЕМА «ПЕСНИ…» ? ( ТЕМА неотвратимости судьбы. Проблема столкновения человека и судьбы) РАБОТА ПО КАРТИНЕ В. ВАСНЕЦОВА( в учебнике и на доске) УЧИТЕЛЬ: ВАЖНЕЙШИЕ исторические события отобразились не только в литературных памятниках. Попробуем проанализировать, как смогли отобразить эти же исторические события художники: - рассмотрим иллюстрации к произведению Пушкина - как помогает понять характер героев «Песни…» художник Васнецов? 1- через одежду, соответствующую той эпохе 2- через изображение лиц и движений героев 3- через сюжет построения картины? ВЫВОДЫ ПО УРОКУ Учитель: Т.о., исследуя язык произведения, историческую основу его создания, изображение героев, их действий и поступков, мы можем понять различия между летописью и балладой Пушкина. В чем же сходство и в чем различия? ( Обратимся к литературоведческому словарику) ЛЕТОПИСЬ- памятник исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы БАЛЛАДА- стихотворное произведение, в основе которого чаще всего лежит исто- рическое событие ( ОТВЕТЫ: общее – исторические события; различное- в прозе или в стихотворной форме, причем, в БАЛЛАДЕ – много средств художественной изобразительности) ЭТО НАШ ВТОРОЙ ВЫВОД! Пушкин не просто пересказывает летопись, он создает самостоятельное произведение, которое включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы. А мы с вами давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и подумаем, как можно понимать слова ЭВРИПИДА: «САМОЕ ЛУЧШЕЕ ПРОРОЧЕСТВО – ТРЕЗВАЯ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ» МОЖНО ВЕРИТЬ В ПРОРОЧЕСТВО И НЕ ВЕРИТЬ, ЗАГЛЯДЫВАТЬ В БУДУЩЕЕ И НЕ ЗАГЛЯДЫВАТЬ, А ЛУЧШЕ ВСЕ-ТАКИ ЕГО ТВОРИТЬ. СЕГОДНЯ, КОГДА РАЗЛИЧНЫЕ АСТРОЛОГИ, ВЕЩУНЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА КАЖДОМ ШАГУ, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ТРЕЗВЫЙ УМ НЕ МЕШАЮТ НИКОМУ. |