СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация детей сирот в СПО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть полезен педагогам работающим в СПО, социальным педагогам и кураторам. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей сирот в СПО»

Адаптация детей сирот на первом курсе в СПО

Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т. к. в нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, отсутствие эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.

Адаптация детей-сирот в СПО — это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на этапе самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование положительной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением. Результаты исследований подтверждают то, что адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В ней подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий личностно-значимых и общественно-приемлемых прав, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ, омбудсмен Павел Астахов отмечает необходимость сокращения количества детских домов и перехода к семейному устройству. Программа Павла Астахова «Россия без сирот», на наш взгляд актуальна. Так как стержневым институтом социализации личности является все же семья, и она определяет очень многое в жизни ребенка. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка, дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром. Родители являются источником необходимого жизненного опыта и оказывают влияние на поведение ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи — это школа взаимоотношений с людьми. Несмотря на то, что количество детских домов по России сокращается, и дети попадают в замещающие семьи, проблема социальной адаптации таких детей в учреждениях профессионального образования остаётся актуальной.

Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психолого-педагогического сопровождения и зависит от нескольких условий. Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. Это государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.).

Внутренние (личностные) условия — это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). Здесь важно отметить и адекватную самооценку и уровень притязаний, самостоятельность, социальную активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние самой личности. Важную роль в этом процессе так же играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление. Работа по социально-педагогическому сопровождению и поддержке студентов-сирот в вузе должна быть направлена на то, чтобы студент-сирота решал свои проблемы самостоятельно. Важно с первого дня обучения в вузе относиться к студентам-сиротам не как к объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса.

Необходимо учитывать особенности процесса социальной адаптации, который включает в себя три основных этапа:

Первый этап. Первый месяц обучения в вузе — этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение студента-сироты в новые социальные группы и построение межличностных отношений в них. На этом этапе важны просвещение и координация деятельности всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у студентов-сирот при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности к свободной (отсутствие жесткого контроля и регламента жизни, отношений «ведущий-ведомый»). Студентов-сирот знакомят с традициями вуза, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями студентов и преподавателей. Важно, чтобы студенты-сироты поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме работы вуза и общежития необходимо рассказать куда, к кому и по какому вопросу студенты-сироты могут обратиться. К работе с новичками можно подключить сирот-старшекурсников, которые окажут помощь в обучении жизни в новых условиях.

Второй этап. Вторая половина первого семестра обучения (конец первого полугодия) характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов-сирот. Происходит активное вхождение студентов сирот в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении мотивации к учебе и возникновении конфликтов. У студентов-сирот возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. Специалисты социально-педагогической и психологической службы вуза проводят совещание по результатам успеваемости, учебных пропусков и исследований первого этапа адаптации и вырабатывают совместно с кураторами и воспитателями общежитий рекомендации по преодолению трудностей в адаптации студентов-сирот.

Третий этап. На третьем этапе адаптации происходит преодоление кризисного момента. В течение второго семестра обучения наблюдается повышение благополучия взаимоотношений в группе, появляется удовлетворение ими. В это время происходит профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, которое является ключевым вопросом в их подготовке к жизни.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что дети-сироты, особенно выпускники детских домов, не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.

О сновными направлениями психолого-педагогического сопровождения студентов группы риска являются:

- стимулирование познавательной активности;

- развитие критического мышления, навыков самоанализа;

- формирование умения жить в обществе, сотрудничать;

- развитие терпимости (толерантности) к другим людям, другим точкам зрения;

- развитие рефлексивных и эмпатических способностей;

- формирование ответственности;

- развитие навыков общения;

- обучение разрешению жизненных задач;

- тренировка навыков саморегуляции, в т.ч. развитие стрессоустойчивости;

- формирование чувства уверенности на основе адекватной самооценки;

- развитие навыков самоорганизации (самостоятельность в планировании, самоконтроль, работоспособность, умение не перекладывать на других решение собственных проблем);

- образование и тренировка умений в области самоопределения (понимание собственных задач в конкретной ситуации, определение соответствующей линии поведения, осуществление выбора на основе рефлексии ситуации, осознания ограничений).

Социальный педагог участвует в проведении марафона мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотреблению психоактивными веществами среди студентов группы риска. При этом одной из проблем, которая наиболее характерна для учащихся группы риска сельскохозяйственного колледжа, является употребление алкоголя и психоактивных веществ.

На основе банка данных детей группы риска социальный педагог формирует отдельный - закрытый для постороннего доступа - банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.

Осуществляя разработку «портрета» зависимостей, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты). Опыта употребления веществ; источников приобщения к веществам; мест распространения веществ; очагов возможного возникновения зависимостей; отношения учащихся к употреблению веществ, к употребляющим, к распространению, к возможной помощи.

Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, организовывает интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство. Источниками такой информации являются преподаватели, кураторы, психолог, родители.

Для организации положительных устойчивых контактов социального педагога с учащимися из группы риска и их родителями доносится информация о значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможност