СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация подростков-мигрантов к новой среде

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья профессора ФГБОУ ВО «РОСТГМУ» Хитарьяна А.Г.

 

Тема: «Адаптация подростков-мигрантов к новой среде»

 

Современный мир стремительно меняется, границы становятся все более прозрачными, а людские потоки — неудержимыми. В этом калейдоскопе перемен особое место занимают те, кто оказался между двух миров — подростки из семей мигрантов. Они несут на своих плечах груз двойной идентичности: с одной стороны, хранят память о родной земле, с другой — жаждут принятия в новом обществе. Каждый из них проходит уникальный путь трансформации, балансируя между сохранением корней и стремлением пустить новые.

 

Подростки-мигранты как особая социальная группа

Подростки из семей мигрантов представляют собой уникальную категорию несовершеннолетних, которая отличается от местного населения целым комплексом социокультурных характеристик. По данным различных исследований, в российских школах обучается более 200 тысяч детей с миграционным опытом, причем большинство из них прибыли из стран СНГ — Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Армении и Азербайджана. Эти молодые люди находятся в крайне уязвимом положении. Подростковый возраст сам по себе является критическим периодом формирования личности, когда происходит активный поиск собственной идентичности, установление социальных связей и определение жизненных ориентиров.

Для подростков-мигрантов эти процессы усложняются необходимостью адаптироваться к совершенно новой культурной, языковой и социальной среде. Большинство семей мигрантов относятся к малообеспеченным слоям населения, что создает дополнительные барьеры для полноценной интеграции подростков.

Важнейшей особенностью данной группы является двойственность их положения: с одной стороны, они стремятся сохранить связь с родной культурой и традициями, с другой — испытывают острую потребность в принятии новым обществом. Эта амбивалентность порождает внутренние конфликты и может приводить к формированию маргинальной идентичности.

 

Основные проблемы адаптации

Адаптация подростков-мигрантов к новой среде представляет собой многоаспектный процесс, сопровождающийся целым спектром трудностей и вызовов. Согласно статистике, около 53% педагогов указывают на недостаточное владение русским языком как главную проблему в работе с детьми мигрантов. Языковые трудности проявляются не только в бытовом общении, но и в усвоении учебного материала, понимании абстрактных концепций и научной терминологии.

Подростки-мигранты часто оказываются между двух культур, испытывая давление как со стороны семьи, требующей сохранения традиционных ценностей, так и со стороны принимающего общества с его нормами и ожиданиями. Различия в понимании гендерных ролей, отношении к образованию, религиозных практиках создают почву для внутренних и внешних конфликтов. Многие сталкиваются с предвзятым отношением, стереотипами и открытой враждебностью со стороны сверстников.

Буллинг в отношении детей мигрантов особенно распространен в начальной и средней школе, где формируются первичные социальные группы. По данным исследований, дети-мигранты часто становятся объектами насмешек из-за акцента, внешности, религиозных и культурных особенностей. Это приводит к формированию защитных механизмов, включая самоизоляцию и агрессивное поведение.

Процесс миграции и адаптации сопровождается высоким уровнем стресса, который может проявляться в виде тревожности, депрессивных состояний, психосоматических расстройств. Исследователи выделяют особый «синдром Улисса» — комплекс симптомов, включающий головные боли, бессонницу, потерю аппетита, раздражительность и общее недомогание, характерный для мигрантов.

 

Факторы, влияющие на процесс адаптации

Успешность адаптации подростков-мигрантов определяется сложным взаимодействием множества факторов. Понимание этих факторов критически важно для разработки эффективных программ поддержки.

Таблица 1. Факторы адаптации подростков-мигрантов

Группа факторов

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Индивидуальные

Молодой возраст (гибкость психики), высокая мотивация к обучению, коммуникабельность, психологическая устойчивость

Подростковый кризис идентичности, низкая самооценка, языковые трудности, травматический опыт миграции

Семейные

Поддержка родителей, стабильная семейная ситуация, положительные установки на интеграцию, сохранение культурных традиций

Низкий социально-экономический статус, конфликты между поколениями, изоляция семьи от принимающего общества

Школьные

Инклюзивная образовательная среда, наличие программ языковой поддержки, квалифицированные педагоги, толерантная атмосфера

Дискриминация со стороны учителей и сверстников, отсутствие специальных программ, перегруженность классов

Социокультурные

Наличие диаспоры, культурная близость стран, позитивное отношение принимающего общества, доступность социальных сервисов

Ксенофобия и предрассудки, культурная дистанция, ограниченный доступ к ресурсам, сегрегация

 

Подростковый возраст характеризуется повышенной чувствительностью к социальному окружению и мнению сверстников. С одной стороны, пластичность психики позволяет подросткам быстрее усваивать новые культурные коды и язык. С другой — острая потребность в принадлежности к группе делает их особенно уязвимыми к отвержению и дискриминации.

Исследования показывают, что дети, посещавшие российский детский сад или начальную школу, демонстрируют значительно лучшие показатели адаптации. Каждый год пребывания в новой стране увеличивает шансы на успешную интеграцию, однако первые два года являются критическими. Наличие поддерживающей сети — друзей, учителей, членов диаспоры — существенно облегчает процесс адаптации. Особую роль играют сверстники-соотечественники, уже прошедшие путь адаптации, которые могут служить культурными медиаторами и источником эмоциональной поддержки.

 

Психологические аспекты адаптации

Психологическая адаптация подростков-мигрантов представляет собой сложный многоуровневый процесс, затрагивающий глубинные структуры личности. В отличие от взрослых, подростки переживают миграцию особенно остро, поскольку она совпадает с критическим периодом формирования идентичности.

Современные исследователи выделяют несколько этапов, через которые проходят подростки-мигранты: "медовый месяц" с первоначальной эйфорией от новизны, культурный шок при осознании различий, кризис адаптации с острым стрессом и дезориентацией, восстановление через постепенное приспособление и, наконец, интеграция с достижением баланса между культурами. Каждая стадия сопровождается специфическими эмоциональными состояниями и поведенческими паттернами.

Продолжительность и интенсивность каждого этапа индивидуальны и зависят от множества факторов, включая возраст, личностные особенности и условия миграции.

Кризисный период может длиться от полугода до года, а полная адаптация занимает в среднем 3-5 лет. Одной из ключевых психологических задач подросткового возраста является формирование целостной идентичности. Для подростков-мигрантов эта задача осложняется необходимостью интегрировать элементы двух культур.

Исследователи выделяют несколько стратегий формирования культурной идентичности:

  • Ассимиляция — полное принятие новой культуры с отказом от родной
  • Сепарация — сохранение родной культуры при отвержении новой
  • Маргинализация — отчуждение от обеих культур
  • Интеграция — гармоничное сочетание элементов обеих культур

Наиболее благоприятной для психологического здоровья является стратегия интеграции, позволяющая сохранить связь с корнями при успешном включении в новое общество. Подростки-мигранты часто испытывают целый спектр негативных эмоций: тоску по родине, чувство потери, тревогу за будущее, гнев и фрустрацию. По данным исследований, около 40% мигрантов обращаются за психологической помощью в первые годы после переезда.

 

Социокультурная адаптация в образовательной среде

Школа играет центральную роль в процессе адаптации подростков-мигрантов, выступая не просто как образовательное учреждение, но как ключевой институт социализации. Именно в школьной среде происходит наиболее интенсивное взаимодействие с принимающим обществом, формируются социальные связи и усваиваются культурные нормы.

Академическая адаптация подростков-мигрантов сталкивается с рядом специфических проблем.

Различия в образовательных системах стран исхода и приема создают пробелы в знаниях, особенно заметные в точных науках. Языковой барьер препятствует не только усвоению материала, но и полноценному участию в учебном процессе. По данным исследований, дети-мигранты тратят в 2-3 раза больше времени на выполнение домашних заданий и часто не могут рассчитывать на помощь родителей, которые сами недостаточно владеют языком. Отношения с одноклассниками являются критически важным фактором адаптации. К сожалению, многие подростки-мигранты сталкиваются с предвзятостью и отвержением. Формирование дружеских связей осложняется культурными различиями в коммуникативных стилях, понимании личных границ, способах проведения досуга. Часто подростки-мигранты образуют закрытые группы по этническому признаку, что, с одной стороны, обеспечивает психологическую поддержку, с другой — препятствует интеграции.

Учителя оказываются на переднем крае работы с детьми-мигрантами, часто не имея необходимой подготовки и ресурсов. Исследования показывают, что отношение педагога существенно влияет на успешность адаптации: поддерживающий и понимающий учитель может стать ключевой фигурой в жизни подростка-мигранта. Однако многие педагоги испытывают фрустрацию из-за дополнительной нагрузки и отсутствия методической поддержки. С февраля 2023 года в России начали проводиться программы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми мигрантов, но охват этих программ пока недостаточен.

 

Методы и программы поддержки адаптации

Эффективная поддержка адаптации подростков-мигрантов требует комплексного подхода, включающего различные уровни вмешательства и множество участников процесса. На индивидуальном уровне ключевую роль играет психологическое сопровождение. Работа психолога с подростком-мигрантом включает диагностику уровня адаптации и выявление проблемных зон, индивидуальные консультации для проработки травматического опыта, развитие навыков эмоциональной регуляции, формирование позитивной культурной идентичности и обучение эффективным копинг-стратегиям.

Важным элементом является работа с самооценкой и мотивацией, которые часто страдают в процессе адаптации.

Групповые занятия позволяют подросткам-мигрантам развивать социальные навыки в безопасной среде. Эффективными формами являются тренинги межкультурной коммуникации, группы взаимопомощи для подростков с миграционным опытом, совместные проекты с местными сверстниками, игры на сплочение и командообразование, дискуссионные клубы по актуальным темам. Особую ценность представляют смешанные группы, где подростки-мигранты взаимодействуют с местными сверстниками в неформальной обстановке.

Современные школьные программы адаптации должны включать несколько компонентов. Языковая поддержка остается приоритетным направлением — это могут быть дополнительные занятия по русскому языку как иностранному, работа с логопедом, языковые клубы. Социокультурная адаптация предполагает знакомство с российской культурой, историей, традициями через внеурочную деятельность, экскурсии, праздники. Академическая поддержка включает репетиторство по основным предметам, адаптированные учебные материалы, гибкие требования на начальном этапе.

Вовлечение родителей в процесс адаптации критически важно для его успешности. Программы для родителей могут включать консультации по вопросам воспитания в условиях двух культур, языковые курсы для взрослых, информирование о системе образования и возможностях для детей, помощь в преодолении межпоколенческих конфликтов, содействие в социальной интеграции семьи. Важно помочь родителям найти баланс между сохранением культурной идентичности и открытостью к новой культуре.

 

Путь подростка-мигранта напоминает переход через мост между двумя берегами — прошлым и будущим, родной культурой и новой реальностью. Этот мост может быть шатким и пугающим, но при правильной поддержке он становится дорогой к новым возможностям и горизонтам. Каждый успешно адаптировавшийся подросток — это не просто личная победа, но и вклад в построение более открытого, толерантного и процветающего общества. В конечном счете, способность общества интегрировать молодых мигрантов определяет его жизнеспособность и готовность к вызовам глобализирующегося мира. Инвестиции в адаптацию подростков-мигрантов сегодня — это инвестиции в социальную стабильность и культурное богатство завтра.

 

Источники

  1. Бурковская Т.В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: монография. — М.: Издательство РУДН, 2019. — 248 с.
  2. Макаров А.Я. Социализация детей-мигрантов в образовательном пространстве России: учебное пособие. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2020. — 312 с.
  3. Гришина Е.А. Психологическая адаптация мигрантов: теория и практика. — М.: Академический проект, 2021. — 276 с.
  4. Сетко Н.П., Булычева Е.В. Адаптационные механизмы детей и подростков в условиях миграции: научно-методическое пособие. — Оренбург: ОрГМУ, 2018. — 196 с.
  5. Хамаганова Т.Г., Даниленко О.В. Психическое здоровье и социально-психологическая адаптация школьников-мигрантов. — М.: Просвещение, 2022. — 264 с.
  6. https://hospital419.ru/articles/general/psihosomaticheskie-osobennosti-adaptaczionnogo-proczessa-u-migrantov/
  7. https://edu.gov.ru/activity/main_activities/general_edu/migrant-children-adaptation
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Миграция_населения

 

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптация подростков-мигрантов к новой среде»

Статья профессора ФГБОУ ВО «РОСТГМУ» Хитарьяна А.Г.



Тема: «Адаптация подростков-мигрантов к новой среде»



Современный мир стремительно меняется, границы становятся все более прозрачными, а людские потоки — неудержимыми. В этом калейдоскопе перемен особое место занимают те, кто оказался между двух миров — подростки из семей мигрантов. Они несут на своих плечах груз двойной идентичности: с одной стороны, хранят память о родной земле, с другой — жаждут принятия в новом обществе. Каждый из них проходит уникальный путь трансформации, балансируя между сохранением корней и стремлением пустить новые.



Подростки-мигранты как особая социальная группа

Подростки из семей мигрантов представляют собой уникальную категорию несовершеннолетних, которая отличается от местного населения целым комплексом социокультурных характеристик. По данным различных исследований, в российских школах обучается более 200 тысяч детей с миграционным опытом, причем большинство из них прибыли из стран СНГ — Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Армении и Азербайджана. Эти молодые люди находятся в крайне уязвимом положении. Подростковый возраст сам по себе является критическим периодом формирования личности, когда происходит активный поиск собственной идентичности, установление социальных связей и определение жизненных ориентиров.

Для подростков-мигрантов эти процессы усложняются необходимостью адаптироваться к совершенно новой культурной, языковой и социальной среде. Большинство семей мигрантов относятся к малообеспеченным слоям населения, что создает дополнительные барьеры для полноценной интеграции подростков.

Важнейшей особенностью данной группы является двойственность их положения: с одной стороны, они стремятся сохранить связь с родной культурой и традициями, с другой — испытывают острую потребность в принятии новым обществом. Эта амбивалентность порождает внутренние конфликты и может приводить к формированию маргинальной идентичности.



Основные проблемы адаптации

Адаптация подростков-мигрантов к новой среде представляет собой многоаспектный процесс, сопровождающийся целым спектром трудностей и вызовов. Согласно статистике, около 53% педагогов указывают на недостаточное владение русским языком как главную проблему в работе с детьми мигрантов. Языковые трудности проявляются не только в бытовом общении, но и в усвоении учебного материала, понимании абстрактных концепций и научной терминологии.

Подростки-мигранты часто оказываются между двух культур, испытывая давление как со стороны семьи, требующей сохранения традиционных ценностей, так и со стороны принимающего общества с его нормами и ожиданиями. Различия в понимании гендерных ролей, отношении к образованию, религиозных практиках создают почву для внутренних и внешних конфликтов. Многие сталкиваются с предвзятым отношением, стереотипами и открытой враждебностью со стороны сверстников.

Буллинг в отношении детей мигрантов особенно распространен в начальной и средней школе, где формируются первичные социальные группы. По данным исследований, дети-мигранты часто становятся объектами насмешек из-за акцента, внешности, религиозных и культурных особенностей. Это приводит к формированию защитных механизмов, включая самоизоляцию и агрессивное поведение.

Процесс миграции и адаптации сопровождается высоким уровнем стресса, который может проявляться в виде тревожности, депрессивных состояний, психосоматических расстройств. Исследователи выделяют особый «синдром Улисса» — комплекс симптомов, включающий головные боли, бессонницу, потерю аппетита, раздражительность и общее недомогание, характерный для мигрантов.



Факторы, влияющие на процесс адаптации

Успешность адаптации подростков-мигрантов определяется сложным взаимодействием множества факторов. Понимание этих факторов критически важно для разработки эффективных программ поддержки.

Таблица 1. Факторы адаптации подростков-мигрантов

Группа факторов

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Индивидуальные

Молодой возраст (гибкость психики), высокая мотивация к обучению, коммуникабельность, психологическая устойчивость

Подростковый кризис идентичности, низкая самооценка, языковые трудности, травматический опыт миграции

Семейные

Поддержка родителей, стабильная семейная ситуация, положительные установки на интеграцию, сохранение культурных традиций

Низкий социально-экономический статус, конфликты между поколениями, изоляция семьи от принимающего общества

Школьные

Инклюзивная образовательная среда, наличие программ языковой поддержки, квалифицированные педагоги, толерантная атмосфера

Дискриминация со стороны учителей и сверстников, отсутствие специальных программ, перегруженность классов

Социокультурные

Наличие диаспоры, культурная близость стран, позитивное отношение принимающего общества, доступность социальных сервисов

Ксенофобия и предрассудки, культурная дистанция, ограниченный доступ к ресурсам, сегрегация



Подростковый возраст характеризуется повышенной чувствительностью к социальному окружению и мнению сверстников. С одной стороны, пластичность психики позволяет подросткам быстрее усваивать новые культурные коды и язык. С другой — острая потребность в принадлежности к группе делает их особенно уязвимыми к отвержению и дискриминации.

Исследования показывают, что дети, посещавшие российский детский сад или начальную школу, демонстрируют значительно лучшие показатели адаптации. Каждый год пребывания в новой стране увеличивает шансы на успешную интеграцию, однако первые два года являются критическими. Наличие поддерживающей сети — друзей, учителей, членов диаспоры — существенно облегчает процесс адаптации. Особую роль играют сверстники-соотечественники, уже прошедшие путь адаптации, которые могут служить культурными медиаторами и источником эмоциональной поддержки.



Психологические аспекты адаптации

Психологическая адаптация подростков-мигрантов представляет собой сложный многоуровневый процесс, затрагивающий глубинные структуры личности. В отличие от взрослых, подростки переживают миграцию особенно остро, поскольку она совпадает с критическим периодом формирования идентичности.

Современные исследователи выделяют несколько этапов, через которые проходят подростки-мигранты: "медовый месяц" с первоначальной эйфорией от новизны, культурный шок при осознании различий, кризис адаптации с острым стрессом и дезориентацией, восстановление через постепенное приспособление и, наконец, интеграция с достижением баланса между культурами. Каждая стадия сопровождается специфическими эмоциональными состояниями и поведенческими паттернами.

Продолжительность и интенсивность каждого этапа индивидуальны и зависят от множества факторов, включая возраст, личностные особенности и условия миграции.

Кризисный период может длиться от полугода до года, а полная адаптация занимает в среднем 3-5 лет. Одной из ключевых психологических задач подросткового возраста является формирование целостной идентичности. Для подростков-мигрантов эта задача осложняется необходимостью интегрировать элементы двух культур.

Исследователи выделяют несколько стратегий формирования культурной идентичности:

  • Ассимиляция — полное принятие новой культуры с отказом от родной

  • Сепарация — сохранение родной культуры при отвержении новой

  • Маргинализация — отчуждение от обеих культур

  • Интеграция — гармоничное сочетание элементов обеих культур

Наиболее благоприятной для психологического здоровья является стратегия интеграции, позволяющая сохранить связь с корнями при успешном включении в новое общество. Подростки-мигранты часто испытывают целый спектр негативных эмоций: тоску по родине, чувство потери, тревогу за будущее, гнев и фрустрацию. По данным исследований, около 40% мигрантов обращаются за психологической помощью в первые годы после переезда.



Социокультурная адаптация в образовательной среде

Школа играет центральную роль в процессе адаптации подростков-мигрантов, выступая не просто как образовательное учреждение, но как ключевой институт социализации. Именно в школьной среде происходит наиболее интенсивное взаимодействие с принимающим обществом, формируются социальные связи и усваиваются культурные нормы.

Академическая адаптация подростков-мигрантов сталкивается с рядом специфических проблем.

Различия в образовательных системах стран исхода и приема создают пробелы в знаниях, особенно заметные в точных науках. Языковой барьер препятствует не только усвоению материала, но и полноценному участию в учебном процессе. По данным исследований, дети-мигранты тратят в 2-3 раза больше времени на выполнение домашних заданий и часто не могут рассчитывать на помощь родителей, которые сами недостаточно владеют языком. Отношения с одноклассниками являются критически важным фактором адаптации. К сожалению, многие подростки-мигранты сталкиваются с предвзятостью и отвержением. Формирование дружеских связей осложняется культурными различиями в коммуникативных стилях, понимании личных границ, способах проведения досуга. Часто подростки-мигранты образуют закрытые группы по этническому признаку, что, с одной стороны, обеспечивает психологическую поддержку, с другой — препятствует интеграции.

Учителя оказываются на переднем крае работы с детьми-мигрантами, часто не имея необходимой подготовки и ресурсов. Исследования показывают, что отношение педагога существенно влияет на успешность адаптации: поддерживающий и понимающий учитель может стать ключевой фигурой в жизни подростка-мигранта. Однако многие педагоги испытывают фрустрацию из-за дополнительной нагрузки и отсутствия методической поддержки. С февраля 2023 года в России начали проводиться программы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми мигрантов, но охват этих программ пока недостаточен.



Методы и программы поддержки адаптации

Эффективная поддержка адаптации подростков-мигрантов требует комплексного подхода, включающего различные уровни вмешательства и множество участников процесса. На индивидуальном уровне ключевую роль играет психологическое сопровождение. Работа психолога с подростком-мигрантом включает диагностику уровня адаптации и выявление проблемных зон, индивидуальные консультации для проработки травматического опыта, развитие навыков эмоциональной регуляции, формирование позитивной культурной идентичности и обучение эффективным копинг-стратегиям.

Важным элементом является работа с самооценкой и мотивацией, которые часто страдают в процессе адаптации.

Групповые занятия позволяют подросткам-мигрантам развивать социальные навыки в безопасной среде. Эффективными формами являются тренинги межкультурной коммуникации, группы взаимопомощи для подростков с миграционным опытом, совместные проекты с местными сверстниками, игры на сплочение и командообразование, дискуссионные клубы по актуальным темам. Особую ценность представляют смешанные группы, где подростки-мигранты взаимодействуют с местными сверстниками в неформальной обстановке.

Современные школьные программы адаптации должны включать несколько компонентов. Языковая поддержка остается приоритетным направлением — это могут быть дополнительные занятия по русскому языку как иностранному, работа с логопедом, языковые клубы. Социокультурная адаптация предполагает знакомство с российской культурой, историей, традициями через внеурочную деятельность, экскурсии, праздники. Академическая поддержка включает репетиторство по основным предметам, адаптированные учебные материалы, гибкие требования на начальном этапе.

Вовлечение родителей в процесс адаптации критически важно для его успешности. Программы для родителей могут включать консультации по вопросам воспитания в условиях двух культур, языковые курсы для взрослых, информирование о системе образования и возможностях для детей, помощь в преодолении межпоколенческих конфликтов, содействие в социальной интеграции семьи. Важно помочь родителям найти баланс между сохранением культурной идентичности и открытостью к новой культуре.

Путь подростка-мигранта напоминает переход через мост между двумя берегами — прошлым и будущим, родной культурой и новой реальностью. Этот мост может быть шатким и пугающим, но при правильной поддержке он становится дорогой к новым возможностям и горизонтам. Каждый успешно адаптировавшийся подросток — это не просто личная победа, но и вклад в построение более открытого, толерантного и процветающего общества. В конечном счете, способность общества интегрировать молодых мигрантов определяет его жизнеспособность и готовность к вызовам глобализирующегося мира. Инвестиции в адаптацию подростков-мигрантов сегодня — это инвестиции в социальную стабильность и культурное богатство завтра.



Источники

  1. Бурковская Т.В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: монография. — М.: Издательство РУДН, 2019. — 248 с.

  2. Макаров А.Я. Социализация детей-мигрантов в образовательном пространстве России: учебное пособие. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2020. — 312 с.

  3. Гришина Е.А. Психологическая адаптация мигрантов: теория и практика. — М.: Академический проект, 2021. — 276 с.

  4. Сетко Н.П., Булычева Е.В. Адаптационные механизмы детей и подростков в условиях миграции: научно-методическое пособие. — Оренбург: ОрГМУ, 2018. — 196 с.

  5. Хамаганова Т.Г., Даниленко О.В. Психическое здоровье и социально-психологическая адаптация школьников-мигрантов. — М.: Просвещение, 2022. — 264 с.

  6. https://hospital419.ru/articles/general/psihosomaticheskie-osobennosti-adaptaczionnogo-proczessa-u-migrantov/

  7. https://edu.gov.ru/activity/main_activities/general_edu/migrant-children-adaptation

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Миграция_населения