СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата детей с ТМНР (вариант 6.4.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 ГБСУСОН «Ипатовский ДДИ» (далее – учреждение) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,        примерной         адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Цель реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования - Обучающийся с умственной отсталостью (в умеренной, тяжелой или глубокой степени;  с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 6.3.) либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 6.4. АООП, на основе которой организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с ТМНР должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с ТМНР. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с ТМНР применительно к каждой категории детей в данном варианте.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата детей с ТМНР (вариант 6.4.)»

Государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания населения

«Ипатовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»






УТВЕРЖДАЮ


Директор

ГБСУСОН «Ипатовский ДДИ»

_____________Клименко О.Н.

«26» марта 2019 года









Адаптированная основная общеобразовательная

программа начального общего образования

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

детей с ТМНР (вариант 6.4.)









Автор-составитель:

Бакланова Татьяна Николаевна,

учитель








2019 год

Содержание


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ТМНР АОП НОО

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Программа формирования базовых учебных действий

2.2. Программы отдельных учебных предметов

2.3. Программа духовно-нравственного развития

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает

2.5. Программа коррекционной работы.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

3.2. Программа внеурочной деятельности

3.3. Система условий реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата







1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1. Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее–АООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее–НОДА) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО для детей с ТМНР (вариант6.4).

ГБСУСОН «Ипатовский ДДИ» (далее – учреждение) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Цель реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования - Обучающийся с умственной отсталостью (в умеренной, тяжелой или глубокой степени; с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 6.3.) либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 6.4. АООП, на основе которой организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с ТМНР должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с ТМНР. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с ТМНР применительно к каждой категории детей в данном варианте.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТМНР

Дети имеют тяжѐлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полную или почти полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своѐ тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи.

Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаѐт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно- практической деятельности. Обучение строится с учѐтом специфики развития каждого ребѐнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжѐлыми и множественными нарушениями.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

– обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов;

– необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

– индивидуализация обучения в соответствии с потенциальными возможностями;

– наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

– специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

– специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

– коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;

– обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

– максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь.

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с ТМНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с ТМНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нарушенным развитием.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.

В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с ТМНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися с ТМНР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТМНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТМНР положены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТМНР;

  • принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;

  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с ТМНР всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

  • принцип переноса знаний и умений и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни.


1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ТМНР АОП НОО

В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП, которые рассматриваются в варианте 6.4. как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Возможные личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы заносятся в СИПР (специальная индивидуальная программа развития) и должны отражать:

- формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО

Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

– что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,

– что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

– насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

– особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося;

– в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);

– формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с практической деятельностью детей;

– способы выявления умений и представлений, обучающихся с ТМНР могут быть представлены как в традиционных, так и других формах, в том числе в виде выполнения практических заданий;

– в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым);

– при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе с взрослым);

– выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;

– выявление представлений, умений и навыков, обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки СИПР, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решении конкретных жизненных задач, сформулированных в СИПР. Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции и т.д.) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько он использует сформированные представления для решения жизненных задач.

Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому предмету, включенному в СИПР обучающегося, а анализ результатов позволяет оценить динамику развития его жизненной компетенции.





2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Программа формирования базовых учебных действий

На ступени начального общего образования должна содержать:

– описание ценностных ориентиров образования обучающихся с ТМНР на уровне начального общего образования;

– связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

– характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

– типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

– описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ТМНР на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения по программе начального обучения.

2.2. Программы отдельных учебных предметов

Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

1. Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация (обучение грамоте, письмо)

1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

– Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.

– Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.

2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

– Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

– Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.).

3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

– Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира.

– Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

– Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий

– Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Письмо

– Умение при возможности писать буквы, слоги, слова

– Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием (по физическим возможностям ребенка).

– Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

Математика.

Математические представления

1) Элементарные математические представления о цвете, форме, величине; количественные (до числовые), пространственные, временные представления.

– Умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

– Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

– Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много, большой – маленький и т.д.).

– Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

– Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

– Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

– Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти. Умение обозначать арифметические действия знаками.

– Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

– Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.

– Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

– Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

Искусство

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.

– Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

– Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

– Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.

– Получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности.

– Стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы.

– Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

– Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности.

– Умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

Музыка.

1) Развитие восприятия, накопление впечатлений и практического опыта в процессе слушания музыки, просмотра музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений, активного участия в игре на доступных музыкальных инструментах, движении под музыку, пении.

– Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

– Умение слушать разную по характеру музыку и двигаться в соответствии с характером музыкального произведения.

– Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.

– Получение удовольствия, радости от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

– Умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

– Умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной деятельности, для участия в представлениях, концертах, спектаклях.

Окружающий мир

Окружающий природный и социальный мир

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

– Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

– Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых).

– Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

– Интерес к объектам живой природы.

– Расширение представлений о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.).

– Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними.

– Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

– Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

– Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Человек

Жизнедеятельность человека

Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.

– Представления о собственном теле.

– Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

– Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

– Отнесение себя к определенному полу.

– Умение определять «моѐ» и «не моѐ», осознавать и выражать свои интересы, желания.

– Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

– Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

Представления о мире, созданном руками человека

– Интерес к объектам, изготовленным руками человека.

– Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

– Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. –

Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

– Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

– Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли.

– Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.

Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

– Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.

Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).

– Умение находить друзей на основе личностных симпатий.

– Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.

– Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.

– Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов.

Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

– Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.

– Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.

– Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников.

Представления об обязанностях и правах ребенка.

– Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

– Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина и др.

Формирование представления о России.

– Представление о государственной символике.

– Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

– Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.

– Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

– Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Самообслуживание

1) Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

– Умение обслуживать себя или принимать помощь при одевании и раздевании, приеме пищи и питье, и других гигиенических процедурах.

– Умение сообщать о своих потребностях.

– Умение следить за своим внешним видом.

Домоводство

Предметные действия.

1) Овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

– Интерес к предметному рукотворному миру; умение выполнять простые действия с предметами и материалами;

– умение соблюдать очередность (в парной игре с предметами, в диалоге, при выполнении трудовых операций и др.);

– умение следовать алгоритму / расписанию при выполнении предметных действий.

– Умение принимать посильное участие в повседневных делах:

– Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) совместно со взрослыми.

– Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в школе.

Адаптивная физкультура

1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

– освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

– освоение двигательных навыков, координации движений,

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью

– Умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой: усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений.

Программы коррекционных – развивающих курсов

Сенсорное развитие.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который накапливается в процессе восприятия различных ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек и т.д.

Содержание коррекционного курса.

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие.

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Восприятие запаха.

Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.

Восприятие вкуса.

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Предметно-практические действия

Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

Содержание коррекционного курса.

Действия с материалами. Сминание материала. Разрывание материала. Размазывание материала. Разминание материала. Пересыпание материалов. Переливание материалов. Наматывание материала. Действия с предметами. Захват, удержание, отпускание предмета. Встряхивание предмета. Толкание предмета. Вращение предмета. Нажимание на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимание предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимание предметов. Складывание предметов. Перекладывание предметов. Вставление предметов. Нанизывание предметов.

Двигательное развитие

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса.

Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.

Содержание коррекционного курса

- поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов);

- мотивация двигательной активности;

- поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;

- обучение переходу из одной позы в другую;

- освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

- формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни;

- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

- формирование ориентировки в пространстве;

- обогащение сенсомоторного опыта.

Техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания Положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед.

Альтернативная коммуникация.

Общение – это неотъемлемая составляющая жизни человека. Каждый человек занимает в обществе определенное место и всегда находится в каких-либо отношениях с другими окружающими людьми. Для ребенка с ТМНР обучение общению представляет большую значимость. Его учат выражать свои желания, нужды, просить о помощи, реагировать на слова говорящих с ним людей. Эта способность является тем средством, с помощью которого он адаптируется в окружающем мире и учится жить в нем. Ребенок с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).

Техническое оснащение курса включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв.

Содержание коррекционного курса.

Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации.

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия направлены:

- на реализацию особых образовательных потребностей, обучающихся с ТМНР не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;

- на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;

- на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Возможности усвоения программного материала у разных детей с ТМНР определяют объем и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся. Учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности конкретного обучающегося, образовательная организация может расширить содержание включенного в СИПР учебного предмета дополнительными задачами.


2.3. Программа духовно-нравственного развития

Программа нравственного развития (воспитания) обучающихся с ТМНР направлена на обеспечение их нравственного развития в единстве урочной, внеурочной деятельности, в совместно педагогической работе образовательной организации, и других институтов общества.

В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа обеспечивает:

– организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения;

– формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Программа включает: цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения, обучающихся с ТМНР), формы организации работы.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания является становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачами духовно-нравственного развития и воспитания являются:

Формирование личностной культуры: формирование способности к духовному развитию; укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях; формирование основ нравственного самосознания личности (совести); формирование основ морали; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей.

Формирование социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности; формирование патриотизма и гражданской солидарности; укрепление доверия к другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров; формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения.


2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:

– формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

– формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

– пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения;

– формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым;

– умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями;

– потребность содержать тело, одежду в чистоте, следить за своим внешним видом;

– формирование установок на использование здорового питания;

– использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;

– развитие потребности в занятиях адаптивной физической культурой;

– соблюдение здоровье созидающих режимов дня;

– формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

– становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

– формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

– формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа содержит цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм, неразрывно связана с курсом адаптивной физической культуры, службой психолого-педагогического сопровождения.

Проводится мониторинг физического развития детей, даются рекомендации по организации учебного процесса в режиме, при котором обеспечивается коррекция двигательных расстройств, выбор индивидуального рабочего места и средств передвижения.

Дальнейшее совершенствование системы коррекции и компенсации двигательных расстройств предполагает более активное слияние физической абилитации с социальной адаптацией.


2.5. Программа коррекционной работы.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом, психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.

При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий определяется согласно индивидуального маршрута ребенка.

С детьми, имеющими выраженные двигательные нарушения в сочетании с нарушениями пространственных представлений, могут быть введены коррекционно-развивающие занятия, обеспечивающие коррекцию и компенсацию нарушений мелкой моторики.

Направление и содержание программы коррекционной работы

Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА должна соответствовать структуре данного вида программы, представленной в ФГОС начального общего образования.

Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.4. ФГОС НОО.

Эти направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу:

- психологическая коррекция познавательных процессов;

- психологическая коррекция эмоциональных нарушений;

- психологическая коррекция социально-психологических проявлений;

- коррекция нарушений речи;

- коррекция нарушений чтения и письма.

Содержание коррекционно-развивающих занятий:

Обеспечивают:

- выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ТМНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико- педагогической помощи обучающимся с ТМНР с учетом их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения обучающимися с НОДА адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.





























3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

Учебный план начального общего образования обучающихся с ТМНР (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.

Участники образовательных отношений (специалисты) проводят групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия по 30 минут с детьми (возраст 12 – 18 лет)

Учебный план:

1 часть обязательная включает:

*6 образовательных областей, 10 учебных предметов;

*коррекционно-развивающие занятия проводят логопеды, педагоги-психологи, дефектологи, тифлопедагог, сурдопедагог, учителя, воспитатели, инструкторы по труду;

2 часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

*коррекционные курсы, проводимые воспитателями

*внеурочные мероприятия.


Годовой учебный план АООП НОО (вариант 2) для обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

4 «Е» класс


Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

1. Обязательная часть

1. Язык и речевая практика:

1.1.Речь и альтернативная коммуникация (обучение грамоте, письмо)

68

68

2. Математика


2.1.Математические представления

68

68

3.Окружающий мир:

3.1.Окружающий природный мир

68

68

3.2.Человек

68

68

3.3. Домоводство

102

102

3.4.Окружающий социальный мир

68

68

4. Искусство:

4.1.Музыка и движение

68

68

4.2.Изобразительная деятельность

102

102

5. Физическая культура

5.1. Адаптивная физкультура

68

68

6.Коррекционно-развивающие занятия


68

68

Итого


748

748

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)


748

748

2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы




1.Ссенсорное развитие


102

102

2.Предметно-практические действия


102

102

3.Двигательное развитие


68

68

4.Альтернативная коммуникация


68

68

Итого коррекционные курсы


340

340

Внеурочная деятельность 6 дней


31

31


Недельный учебный план АООП НОО (вариант 2) для обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

4 «Е» класс

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

1. Обязательная часть

1. Язык и речевая практика:

1.1.Речь и альтернативная коммуникация (обучение грамоте, письмо)

2

2

2. Математика


2.1.Математические представления

2

2

3.Окружающий мир:

3.1.Окружающий природный мир

2

2

3.2.Человек

2

2

3.3. Домоводство

3

3

3.4.Окружающий социальный мир

2

2

4. Искусство:

4.1.Музыка и движение

2

2

4.2.Изобразительная деятельность

3

3

5. Физическая культура

5.1. Адаптивная физкультура

2

2

6. Коррекционно-развивающие занятия


2

2

Итого


22

22

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)


22

22

2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы




1.Ссенсорное развитие


3

3

2.Предметно-практические действия


3

3

3.Двигательное развитие


2

2

4.Альтернативная коммуникация


2

2

Итого коррекционные курсы


10

10

Внеурочная деятельность 6 дней


6

6


РАСПИСАНИЕ УРОКОВ 4 «Е» КЛАСС

(Бакланова Т.Н.)

п/п

Дни недели

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

08.30 – 09.00

(10 мин.)

Математические представления

Речь и АДК

Домоводство

Человек

Адаптивная физкультура

2

09.10 – 09.40

(10 мин.)

Домоводство

Математические представления

Речь и АДК


Музыка и движение совместно с 3 А»

Человек

3

09.50 – 10.20

(30 мин.)

Окружающий природный мир

Музыка и движение совместно с 3 А»

Адаптивная физкультура

ИЗО

(лепка)

ИЗО

(аппликация)

4

10.50 – 11.20

(10 мин.)

Коррекционно-развивающее занятие

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

Окружающий социальный мир

Коррекционно-развивающее занятие

5

11.30 – 12.00

Внеурочная программа

Классный час

ИЗО

(рисование)

Домоводство



3.2. Программа внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (адаптивно-спортивное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, олимпиады, соревнования и т.д.

Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся с ТМНР путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность разных обучающихся (с НОДА, ТМНР и без таковых), различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с НОДА, с ТМНР так и их обычно развивающихся сверстников.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и адаптивного спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления.

3.3. Система условий реализации АООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Материально-технические условия

Важным условием реализации основной образовательной программы НОО для обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации. В Ипатовском детском доме - интернат установлен пандус для входа, имеется специализированный кабинет с оборудованием для лиц с ОВЗ.

В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА может быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

Материально-технические условия реализации, адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также соблюдение:

- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно- тепловому режиму и т. д.);

- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской);

- пожарной и электробезопасности;

- требований охраны труда;

- своевременных сроков и необходимых объемов текущего ремонта;

Материально-техническая база реализации, адаптированной основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к:

- участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);

- зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех помещениях здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, зон для активной деятельности);

- библиотеке;

- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

- помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, техническим творчеством;

- спортивным залам, спортивному оборудованию;

- помещениям для медицинского персонала;

- мебели и хозяйственному инвентарю;

- расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).