Рабочая программа для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана, в соответствии с Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 год «Об образовании в РФ», Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», СанПином 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015г., на основании требований к результатам освоения, адаптированной основной образовательной программы НОО ГКОУ СО, с учетом примерной программы «Серовский детский дом - школа», по окружающему миру и на основе авторской программы «Окружающий мир 1-4 классы» (автор А.А.Плешаков; УМК «Школа России»).
Место предмета в учебном плане
Приведенная примерная рабочая программа составлена на 66 часов (по 2 часа в неделю при 33 учебных неделях).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с АООП позволяет получить:
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
формулировать ответы на вопросы;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и конкретизацией в АООП НОО обучающихся с ЗПР должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
В соответствии с АООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижения, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.
В конце 1 класса обучающемуся доступно:
знание названий страны, места своего проживания, столицы, фамилии Президента;
знание названия места проживания, водоема в месте проживания,
умение определять пол и возраст человека;
знание основных правил гигиены;
знание простейших правил поведения в общественном транспорте, противопожарной безопасности, безопасности на воде, на льду, на скользкой дороге, представление о существовании ядовитых грибов и растений, знаний о предупреждении простудных заболеваний, номеров телефонов экстренной помощи;
различение грибов, расширение перечня названий овощей и фруктов (10-12),;
закрепление знаний о временах года (последовательность) и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях (прилет и отлет птиц, появление и исчезновение листвы, снега, дождь).
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПК образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения учебным предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут служить основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его образовательных потребностей.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц. Погода, её составляющие.
Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек — часть природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Человек и общество
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Новый год, Рождество,
Наша Родина — Россия, Российская Федерация.
Президент Российской Федерации — глава государства.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название,
Правила безопасной жизни
Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Тема | Примерное содержание уроков |
| 1 четверть |
1 | Человек и общество. (5 часов) Правила безопасной жизни (2 часа) Человек и природа (3 ч.) Человек и общество (2 ч.) Правила безопасной жизни (4 часа) | Мы теперь ученики . Правила вежливого поведения. Культура поведения в школе. Наши одноклассники. Дорога в школу. Экскурсия. Правила безопасного поведения в школе. Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ) Явления природы: листопад, перелеты птиц Смена времен года в родном крае. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Правила поведение на дороге. Пожар. Правила противопожарной безопасности. Электричество. Правила обращения с электроприборами. | Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правила поведения по дороге в школу. Места, требующие особого внимания (переход улицы). Отработка безопасного маршрута от школы домой. Лестницы, школьная столовая, раздевалка. Ориентировка в пространстве. Осенние изменения в природе. Осенние листья. Наблюдение за осенними изменениями. Уборка урожая. Что люди делают осенью. Актуализация детского опыта. Беседа о смене времен года, признаках ранней и поздней осени, приближении зимы. День Учителя. Праздник Осени. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Внимание к движущимся автомобилям. Задний ход автомобиля. Городской общественный транспорт. Поведение при посадке и высадке из городского транспорта. Опасность открытого огня. Элементарные правила противопожарной безопасности. Пожарная охрана. Правильное поведение при обнаружении возгорания. Телефон экстренной помощи. Розетки. Выключатели. Бытовые электроприборы. Правила пользования плитой, микроволновой печью. |
| 2 четверть |
2 | Человек и природа. Чудесный мир растений и грибов. (9 часов) Человек. | Живая и неживая природа Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов (3 ч). Растения. Фрукты (3 ч.). Признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры. Овощи (3 ч.) Человек-часть природы (3 ч). Новогодняя елка. Новый год. Рождество (2 ч.) | Природа-то, что не создано человеком. Живая природа: растения и животные. Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Беседа о детском опыте сбора грибов. Лепка грибов. Раскрашивание изображений грибов. Отношение человека к грибам: каким оно должно быть? Растения, их разнообразие. Яблоко, груша, персик, абрикос, лимон, апельсин, ананас, грейпфрут, гранат, банан. Их распознавание на рисунках, муляжах. Беседа о детском опыте. Угадывание загадок о фруктах. Обсуждение цвета фруктов. Рисование и раскрашивание фруктов. Знакомство с вкусовыми характеристиками фруктов и фруктовых соков. Ранжирование фруктов по форме (круг, овал). Места хранения фруктов (коробки, контейнеры). Их форма: квадрат, прямоугольник. Картофель, капуста, свекла, морковь, горох, лук, чеснок, огурец, помидор. Лепка овощей. Раскрашивание овощей. Кулинарные блюда из овощей. Вырезка фрагментов рисунков и составление картин по темам «Овощи», «Фрукты». Цвета овощей. Ранжирование по цвету. Игры на угадывание по расположению в пространстве. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека (голова, туловище, руки, ноги, кисти, ступни). Верх-низ, право-лево. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Елка – дерево. Ствол, ветви, иглы. Рисование новогодней елки. Расположение игрушек на елке (лево-право, верх-низ). |
| 3 четверть |
3 | Человек и природа. Сезонные изменения в природе (4 ч.) Животные и птицы зимой (6 ч.) Домашние животные (6 ч.). Сезонные изменения в природе (4 ч.) | Зимняя погода. Зимняя одежда: шуба, шапка, варежки, теплая обувь. Правила безопасности на зимних улицах. Зимние занятия. Природные дома зверей. Смена окраски у зверей. Зимняя спячка. Звери, впадающее и не впадающие в спячку. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Птицы зимой. Потребность птиц в подкормке. Домашний скот Домашние птицы. Признаки весны. Экскурсия. Таяние льда на реках. Изменения в лесу. Линька животных. Обобщающий урок по теме | Снегопад, метель. Снежинки-замерзшие капельки воды. Короткий день. Мороз. Погода в стихах русских поэтов. Зарисовывание зимней погоды. Беседа о детском опыте. Рисование и раскрашивание зимней одежды. Предупреждение простудных заболеваний. Снегопад. Гололед. Сосульки и сползание снега с крыш. Труд дворников. Зимние виды спорта: Правила безопасности при катании с горок, на лыжах, коньках. Рисование лыж, коньков. Дупло, нора, берлога. Заяц, белка. Угадывание загадок. Прочтение рассказов. Знакомство с чучелами (при наличии возможности). Рисование, раскрашивание зайца и белки. Лепка. Медведь, медвежья берлога. Угадывание загадок. Прочтение рассказов. Волк, лиса, олень, лось. Раскрашивание рисунков. Жизнь животных, не впадающих в спячку, зимой. Воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки. Распознавание птиц на картинках. Подкармливание птиц. Беседа о детском опыте. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Лошадь, корова, овца, коза, свинья – домашний скот. Распознавание домашних животных на картинках. Детеныши домашних животных. Чтение рассказов. Уход людей за домашними животными. Расположение изображений перечисленных животных в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Беседа о детском опыте. Петух, курица, утка, гусь, индюк – домашние птицы. Польза домашних птиц. Чтение рассказов. Уход людей за домашними птицами. Птенцы домашних птиц. Раскрашивание изображений. Беседа о детском опыте. Таяние снега. Изменение внешнего вида людей, улиц. Предупреждение простудных заболеваний. Правила безопасности на водоемах. Чтение рассказов. Пробуждение животных и природы от зимней спячки. Проталины. Изменение окраса животных. |
| 4 четверть |
4 | Человек и общество. (5 часов) Правила безопасной жизни (3 часа) Человек и природа (6 ч.) | Наша Родина Москва – столица нашей Родины. Президент Российской Федерации. Моя малая Родина Экскурсия Мой город (село) Основные правила безопасности при обращении с водой. Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр). Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми. Первые лесные растения весны. Труд людей весной: посадка рассады, огородов, цветов. К нам прилетели перелетные птицы. Повторение изученного за год. | Наша страна-Россия. Демонстрация слайд-шоу1 с фотографиями красивых мест нашей страны (Олимпийский город Сочи, Родина деда Мороза – Великий Устюг, сады Придонья, Байкал-жемчужина Сибири, Санкт-Петербург – северная столица). Параллельно обозначается воздушный, железнодорожный, водный транспорт. Вокзал, аэропорт. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Москва. Рассказ о Москве. Демонстрация слайд-шоу (Кремль, Красная площадь, Москва-река, улицы и парки Москвы). Фамилия и функции Президента. Большой Кремлевский Дворец. Закрепление сведений о Москве. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название. Название своего населенного пункта. Беседа о месте проживания детей. Экскурсия с целью ознакомления с ближайшими окрестностями школы: названиями улиц, общественными учреждениями (магазин, почта, поликлиника), остановками общественного транспорта (при наличии). Водоемы. Водоемы родного края. (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Температура воды. Правила обращения с водопроводными кранами и горячей водой. Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр). Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Наблюдение сезонных изменений в природе. Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения. Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения. |
1 В соответствии с гигиеническими нормами, приведенными в СанПин.
6