СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО  для детей с ЗПР (вариант 7.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО  для детей с ЗПР (вариант 7.2) по окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО  для детей с ЗПР (вариант 7.2)»

Рабочая программа для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана, в соответствии с Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 год «Об образовании в РФ», Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», СанПином 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015г., на основании требований к результатам освоения, адаптированной основной образовательной программы НОО ГКОУ СО, с учетом примерной программы «Серовский детский дом - школа», по окружающему миру и на основе авторской программы «Окружающий мир 1-4 классы» (автор А.А.Плешаков; УМК «Школа России»).


Место предмета в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 66 часов (по 2 часа в неделю при 33 учебных неделях).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с АООП позволяет получить:


Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

  • осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

  • готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

  • личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;

  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.


Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.


Познавательные УУД позволяют:

  • анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.


Регулятивные УУД позволяют:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Коммуникативные УУД позволяют:

  • формулировать ответы на вопросы;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 

Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и конкретизацией в АООП НОО обучающихся с ЗПР должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:

  • в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

  • в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

  • в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

  • в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

  • в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;

  • в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

  • в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

  • в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

  • в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

  • в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

  • в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

  • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

В соответствии с АООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

  1. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  2. расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  3. усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

  4. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.


По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижения, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.

В конце 1 класса обучающемуся доступно:

  • знание названий страны, места своего проживания, столицы, фамилии Президента;

  • знание названия места проживания, водоема в месте проживания,

  • умение определять пол и возраст человека;

  • знание основных правил гигиены;

  • знание простейших правил поведения в общественном транспорте, противопожарной безопасности, безопасности на воде, на льду, на скользкой дороге, представление о существовании ядовитых грибов и растений, знаний о предупреждении простудных заболеваний, номеров телефонов экстренной помощи;

  • различение грибов, расширение перечня названий овощей и фруктов (10-12),;

  • закрепление знаний о временах года (последовательность) и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях (прилет и отлет птиц, появление и исчезновение листвы, снега, дождь).

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПК образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения учебным предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут служить основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его образовательных потребностей.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц. Погода, её составляющие.

Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.


Человек и общество

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Новый год, Рождество,

Наша Родина — Россия, Российская Федерация.

Президент Российской Федерации — глава государства.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название,


Правила безопасной жизни

Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел

Тема

Примерное содержание уроков


1 четверть

1

Человек и общество.


(5 часов)











Правила безопасной жизни

(2 часа)






Человек и природа (3 ч.)








Человек и общество (2 ч.)



Правила безопасной жизни

(4 часа)













Мы теперь ученики .

Правила вежливого поведения.

Культура поведения в школе.

Наши одноклассники.









Дорога в школу. Экскурсия.

Правила безопасного поведения в школе. Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ)



Явления природы: листопад, перелеты птиц

Смена времен года в родном крае.






Школьные праздники и торжественные даты. День учителя.


Правила поведение на дороге.





Пожар. Правила противопожарной безопасности.





Электричество. Правила обращения с электроприборами.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Ценность здоровья и здорового образа жизни.


Правила поведения по дороге в школу. Места, требующие особого внимания (переход улицы). Отработка безопасного маршрута от

школы домой.

Лестницы, школьная столовая, раздевалка. Ориентировка в пространстве.


Осенние изменения в природе. Осенние листья.

Наблюдение за осенними изменениями. Уборка урожая.

Что люди делают осенью.

Актуализация детского опыта.

Беседа о смене времен года, признаках ранней и поздней осени, приближении зимы.

День Учителя. Праздник Осени.




Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Внимание к движущимся автомобилям. Задний ход автомобиля. Городской общественный транспорт. Поведение при посадке и высадке из городского транспорта.

Опасность открытого огня. Элементарные правила противопожарной безопасности. Пожарная охрана. Правильное поведение при обнаружении возгорания. Телефон экстренной помощи.

Розетки. Выключатели. Бытовые электроприборы. Правила пользования плитой, микроволновой печью.


2 четверть

2

Человек и природа.

Чудесный мир растений и грибов.


(9 часов)


































Человек.

Живая и неживая природа



Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов (3 ч).









Растения. Фрукты (3 ч.). Признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры.













Овощи (3 ч.)











Человек-часть природы (3 ч).
















Новогодняя елка. Новый год. Рождество (2 ч.)

Природа-то, что не создано человеком. Живая природа: растения и животные.

Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Беседа о детском опыте сбора грибов. Лепка грибов. Раскрашивание изображений грибов. Отношение человека к грибам: каким оно должно быть?


Растения, их разнообразие. Яблоко, груша, персик, абрикос, лимон, апельсин, ананас, грейпфрут, гранат, банан. Их распознавание на рисунках, муляжах. Беседа о детском опыте. Угадывание загадок о фруктах. Обсуждение цвета фруктов. Рисование и раскрашивание фруктов. Знакомство с вкусовыми характеристиками фруктов и фруктовых соков. Ранжирование фруктов по форме (круг, овал). Места хранения фруктов (коробки, контейнеры). Их форма: квадрат, прямоугольник.


Картофель, капуста, свекла, морковь, горох, лук, чеснок, огурец, помидор. Лепка овощей. Раскрашивание овощей. Кулинарные блюда из овощей. Вырезка фрагментов рисунков и составление картин по темам «Овощи», «Фрукты». Цвета овощей. Ранжирование по цвету. Игры на угадывание по расположению в пространстве.


Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека (голова, туловище, руки, ноги, кисти, ступни). Верх-низ, право-лево.

Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Елка – дерево. Ствол, ветви, иглы. Рисование новогодней елки. Расположение игрушек на елке (лево-право, верх-низ).


3 четверть

3

Человек и природа.


Сезонные изменения в природе (4 ч.)












Животные и птицы зимой (6 ч.)





























Домашние животные (6 ч.).
















Сезонные изменения в природе (4 ч.)


Зимняя погода.






Зимняя одежда: шуба, шапка, варежки, теплая обувь.


Правила безопасности на зимних улицах.


Зимние занятия.




Природные дома зверей.

Смена окраски у зверей.









Зимняя спячка. Звери, впадающее и не впадающие в спячку.


Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.


Птицы зимой. Потребность птиц в подкормке.
















Домашний скот











Домашние птицы.




Признаки весны. Экскурсия.


Таяние льда на реках.


Изменения в лесу. Линька животных.



Обобщающий урок по теме

Снегопад, метель. Снежинки-замерзшие капельки воды. Короткий день. Мороз. Погода в стихах русских поэтов. Зарисовывание зимней погоды. Беседа о детском опыте.

Рисование и раскрашивание зимней одежды. Предупреждение простудных заболеваний.

Снегопад. Гололед. Сосульки и сползание снега с крыш. Труд дворников.


Зимние виды спорта: Правила безопасности при катании с горок, на лыжах, коньках. Рисование лыж, коньков.

Дупло, нора, берлога. Заяц, белка. Угадывание загадок. Прочтение рассказов. Знакомство с чучелами (при наличии возможности). Рисование, раскрашивание зайца и белки. Лепка.

Медведь, медвежья берлога. Угадывание загадок. Прочтение рассказов. Волк, лиса, олень, лось. Раскрашивание рисунков. Жизнь животных, не впадающих в спячку, зимой.


Воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки. Распознавание птиц на картинках. Подкармливание птиц. Беседа о детском опыте. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.


Лошадь, корова, овца, коза, свинья – домашний скот. Распознавание домашних животных на картинках. Детеныши домашних животных. Чтение рассказов. Уход людей за домашними животными. Расположение изображений перечисленных животных в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Беседа о детском опыте.


Петух, курица, утка, гусь, индюк – домашние птицы. Польза домашних птиц. Чтение рассказов. Уход людей за домашними птицами. Птенцы домашних птиц. Раскрашивание изображений. Беседа о детском опыте.


Таяние снега. Изменение внешнего вида людей, улиц. Предупреждение простудных заболеваний.


Правила безопасности на водоемах. Чтение рассказов.

Пробуждение животных и природы от зимней спячки. Проталины. Изменение окраса животных.


4 четверть

4

Человек и общество.


(5 часов)


































Правила безопасной жизни

(3 часа)














Человек и природа (6 ч.)


Наша Родина
















Москва – столица нашей Родины.



Президент Российской Федерации.



Моя малая Родина



Экскурсия

Мой город (село)









Основные правила безопасности при обращении с водой.






Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр).


Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми.


Первые лесные растения весны.

Труд людей весной: посадка рассады, огородов, цветов.







К нам прилетели перелетные птицы.


Повторение изученного за год.

Наша страна-Россия. Демонстрация слайд-шоу1 с фотографиями красивых мест нашей страны (Олимпийский город Сочи, Родина деда Мороза – Великий Устюг, сады Придонья, Байкал-жемчужина Сибири, Санкт-Петербург – северная столица). Параллельно обозначается воздушный, железнодорожный, водный транспорт. Вокзал, аэропорт. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.


Москва. Рассказ о Москве. Демонстрация слайд-шоу (Кремль, Красная площадь, Москва-река, улицы и парки Москвы).

Фамилия и функции Президента. Большой Кремлевский Дворец. Закрепление сведений о Москве.

Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название.

Название своего населенного пункта. Беседа о месте проживания детей.

Экскурсия с целью ознакомления с ближайшими окрестностями школы: названиями улиц, общественными учреждениями (магазин, почта, поликлиника), остановками общественного транспорта (при наличии).

Водоемы. Водоемы родного края. (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Температура воды. Правила обращения с водопроводными кранами и горячей водой.

Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр).


Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми.



Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Наблюдение сезонных изменений в природе.

Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения. Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.


1 В соответствии с гигиеническими нормами, приведенными в СанПин.

6