СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по естествознанию для 8 коррекционного класса VIII вида (надомная форма обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по естествознанию для 8 коррекционного класса VIII вида (надомная форма обучения)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым»



Утверждено

Директор МБОУ

Школа № 13 г. Феодосии

_____________ Н.В. Левина

приказ от «__» _____201_ г. № __



Согласовано

Зам. директора

_______/___________


Рассмотрено

на методическом объединении

учителей коррекционных классов

МБОУ Школа № 13 г. Феодосии

протокол №1 от «__»____201_

Руководитель МО ___________










Рабочая адаптированная программа

по естествознанию

для 8-го коррекционного класса VІІІ вида

надомная форма обучения

Количество часов: 34ч.

(из них: аудиторные часы – 34ч.; часы самостоятельной работы ---)









Учитель:

Школа Наталья Викторовна





С программой ознакомлен(а)

«__» _________ 201__ ______________/ __________________________/

Подпись ФИО родителя (законного представителя)








г. Феодосия 2018 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по естествознанию составлена на основе:

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. 

2.Учебного плана МБОУ Школа №13 г. Феодосии на 2018/2019 учебный год.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Никишов А.И.Теремов А.В. «Биология. Животные». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2016г. 

Нормативно-правовой основой программы являются: 

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013)"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

  • Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 N 333 "Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях".

Программа рассчитана на 34 часов (из них часов аудиторного изучения – 34, часов на самостоятельное изучение ---). Количество часов в неделю – 1 час.

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств в процессе изучения предмета биологии.

Задачи обучения:

Образовательные:

-Дать элементарные научные и систематические сведения о строении образе жизни и среде обитания изучаемых животных, о систематике животного мира, о роли животных в жизни человека, об охране природы.

- Помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:

- Содействовать патриотическому, экологическому воспитанию.

- Прививать любовь к природе, к своему краю.

Коррекционно-развивающие:

- Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

- Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

- Расширить лексический запас, развивать связную речь.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Кол-во

часов

1

Введение

1

2

Беспозвоночные животные:


Черви Насекомые

4:


4

3

Позвоночные животные:


Рыбы

Земноводные Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие или звери. Сельскохозяйственные млекопитающие.

27:


4

2

2

6

8

5

4

Обобщение знаний по результатам изучения животных.

2


ВСЕГО ЧАСОВ:

34

Содержание и основные разделы программы

  • Беспозвоночные животные:

  • Позвоночные животные

  • Рыбы

  • Земноводные

  • Пресмыкающиеся

  • Птицы

  • Млекопитающие

  • Сельскохозяйственные млекопитающие

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распро­странение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

Основные требования к знаниям и умениям обучающегося:

В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающийся должен знать:

  • основные отличия животных от растений;

  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;

  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельс­кохозяйственными животными (известными учащимся).

Должны уметь:

  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Учебно-методический комплект:

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VІІІ вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой, издательство «ВЛАДОС», Москва, 2001г.

Никишов А.И.Теремов А.В. «Биология. Животные.» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2016 г.



Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол. аудиторных часов

Дата

Кол-во часов на самост-е изучение

Примечание

план

факт

1

Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана

1

05.09




2

Беспозвоночные животные

Черви

Дождевой червь. Круглые черви-паразиты человека.

1

12.09




3

Насекомые. Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1

19.09




4

Бабочка – капустница. Яблонная плодожорка.

Майский жук.

1

26.09




5

Комнатная муха. Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд.

1

03.10




6

Позвоночные животные

Рыбы

Внешнее строение и скелет рыбы.

1

10.10




7

Внутреннее строение рыбы. Размножение и развитие рыб.

1

17.10




8

Речные рыбы. Морские рыбы.

1

24.10




9

Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

1

07.11




10

Земноводные

Среда обитания и внешнее строение земноводных

1

14.11




11

Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки.

1

21.11




12

Пресмыкающиеся

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

1

28.11




13

Внутреннее строение пресмыкающихся.

Размножение и развитие пресмыкающихся.

1

05.12




14

Птицы

Особенности внешнего строения птиц.

Особенности скелета птицы.

1

12.12




15

Особенности внутреннего строения птиц.

Размножение и развитие птиц.

1

19.12




16

Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса.

1

26.12




17

Хищные птицы. Птицы пресных водоёмов и болот.

1

09.01




18

Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

1

16.01




19

Домашние куры. Домашние утки и гуси.

Развитие птицеводства.

1

23.01




20

Млекопитающие

Внешнее строение млекопитающих.

1

30.01




21

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Внутренние органы млекопитающих.

1

06.02




22

Грызуны. Значение грызунов в природе и в жизни человека.

1

13.02




23

Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов.

1

20.02




24

Хищные звери. Дикие пушные хищные.

1

27.02




25

Разведение норки на зверофермах. Домашние хищные звери – кошка, собака.

1

06.03




26

Ластоногие. Китообразные.

1

13.03




27

Парнокопытные. Непарнокопытные. Приматы.

1

20.03




28

Сельскохозяйственные млекопитающие

Корова. Породы коров. Содержание коров на ферме. Выращивание телят.

1

03.04




29

Овцы. Породы овец. Содержание овец и выращивание ягнят.

1

10.04




30

Верблюды. Северные олени.

1

17.04




31

Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят.

1

24.04




32

Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят.

1

08.05




33

Практические работы по уходу за животными (кошкой, собакой, аквариумными рыбками и др.)

1

15.05




34

Разнообразие животных Республики Крым Красная книга Республики Крым. Обобщающий урок.

1

22.05




Всего

34ч



---


Всего по программе

34 часа