Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым»
Утверждено
Директор МБОУ
Школа № 13 г. Феодосии
_____________ Н.В. Левина
приказ от «__» _____201_ г. № __
Согласовано
Зам. директора
_______/___________
Рассмотрено
на методическом объединении
учителей коррекционных классов
МБОУ Школа № 13 г. Феодосии
протокол №1 от «__»____201_
Руководитель МО ___________
Рабочая адаптированная программа
по естествознанию
для 8-го коррекционного класса VІІІ вида
надомная форма обучения
Количество часов: 34ч.
(из них: аудиторные часы – 34ч.; часы самостоятельной работы ---)
Учитель:
Школа Наталья Викторовна
С программой ознакомлен(а)
«__» _________ 201__ ______________/ __________________________/
Подпись ФИО родителя (законного представителя)
г. Феодосия 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по естествознанию составлена на основе:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2.Учебного плана МБОУ Школа №13 г. Феодосии на 2018/2019 учебный год.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Никишов А.И.Теремов А.В. «Биология. Животные». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2016г.
Нормативно-правовой основой программы являются:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 .
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013)"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 N 333 "Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях".
Программа рассчитана на 34 часов (из них часов аудиторного изучения – 34, часов на самостоятельное изучение ---). Количество часов в неделю – 1 час.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств в процессе изучения предмета биологии.
Задачи обучения:
Образовательные:
-Дать элементарные научные и систематические сведения о строении образе жизни и среде обитания изучаемых животных, о систематике животного мира, о роли животных в жизни человека, об охране природы.
- Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
- Содействовать патриотическому, экологическому воспитанию.
- Прививать любовь к природе, к своему краю.
Коррекционно-развивающие:
- Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
- Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
- Расширить лексический запас, развивать связную речь.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Беспозвоночные животные: Черви Насекомые | 4: 4 |
3 | Позвоночные животные: Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие или звери. Сельскохозяйственные млекопитающие. | 27: 4 2 2 6 8 5 |
4 | Обобщение знаний по результатам изучения животных. | 2 |
| ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
Содержание и основные разделы программы
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Основные требования к знаниям и умениям обучающегося:
В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающийся должен знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Учебно-методический комплект:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VІІІ вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой, издательство «ВЛАДОС», Москва, 2001г.
Никишов А.И.Теремов А.В. «Биология. Животные.» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2016 г.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. аудиторных часов | Дата | Кол-во часов на самост-е изучение | Примечание |
план | факт |
1 | Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана | 1 | 05.09 | | | |
2 | Беспозвоночные животные Черви Дождевой червь. Круглые черви-паразиты человека. | 1 | 12.09 | | | |
3 | Насекомые. Внешнее строение и образ жизни насекомых. | 1 | 19.09 | | | |
4 | Бабочка – капустница. Яблонная плодожорка. Майский жук. | 1 | 26.09 | | | |
5 | Комнатная муха. Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд. | 1 | 03.10 | | | |
6 | Позвоночные животные Рыбы Внешнее строение и скелет рыбы. | 1 | 10.10 | | | |
7 | Внутреннее строение рыбы. Размножение и развитие рыб. | 1 | 17.10 | | | |
8 | Речные рыбы. Морские рыбы. | 1 | 24.10 | | | |
9 | Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. | 1 | 07.11 | | | |
10 | Земноводные Среда обитания и внешнее строение земноводных | 1 | 14.11 | | | |
11 | Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки. | 1 | 21.11 | | | |
12 | Пресмыкающиеся Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | 1 | 28.11 | | | |
13 | Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1 | 05.12 | | | |
14 | Птицы Особенности внешнего строения птиц. Особенности скелета птицы. | 1 | 12.12 | | | |
15 | Особенности внутреннего строения птиц. Размножение и развитие птиц. | 1 | 19.12 | | | |
16 | Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса. | 1 | 26.12 | | | |
17 | Хищные птицы. Птицы пресных водоёмов и болот. | 1 | 09.01 | | | |
18 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 1 | 16.01 | | | |
19 | Домашние куры. Домашние утки и гуси. Развитие птицеводства. | 1 | 23.01 | | | |
20 | Млекопитающие Внешнее строение млекопитающих. | 1 | 30.01 | | | |
21 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Внутренние органы млекопитающих. | 1 | 06.02 | | | |
22 | Грызуны. Значение грызунов в природе и в жизни человека. | 1 | 13.02 | | | |
23 | Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов. | 1 | 20.02 | | | |
24 | Хищные звери. Дикие пушные хищные. | 1 | 27.02 | | | |
25 | Разведение норки на зверофермах. Домашние хищные звери – кошка, собака. | 1 | 06.03 | | | |
26 | Ластоногие. Китообразные. | 1 | 13.03 | | | |
27 | Парнокопытные. Непарнокопытные. Приматы. | 1 | 20.03 | | | |
28 | Сельскохозяйственные млекопитающие Корова. Породы коров. Содержание коров на ферме. Выращивание телят. | 1 | 03.04 | | | |
29 | Овцы. Породы овец. Содержание овец и выращивание ягнят. | 1 | 10.04 | | | |
30 | Верблюды. Северные олени. | 1 | 17.04 | | | |
31 | Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. | 1 | 24.04 | | | |
32 | Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1 | 08.05 | | | |
33 | Практические работы по уходу за животными (кошкой, собакой, аквариумными рыбками и др.) | 1 | 15.05 | | | |
34 | Разнообразие животных Республики Крым Красная книга Республики Крым. Обобщающий урок. | 1 | 22.05 | | | |
Всего | 34ч | | | --- | |
Всего по программе | 34 часа |