СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике 1-5 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по математике построена с учётом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике 1-5 классы»

Содержание


Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3 Общая характеристика учебного предмета …………………………………………... 3 - 5

Описание места учебного предмета в учебном плане ……………………………………5

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ………………........5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета …………………………………………………………………………………5 - 7

Содержание учебного предмета ………………………………………………………..8 - 9

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся, воспитанников ……………………………………………………………..9 - 24

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……...25























  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по математике разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих учащихся, воспитанников и программы формирования универсальных учебных действий.

Программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих учащихся, воспитанников, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики.


Основными целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие учащихся, воспитанников;

  • формирование системы начальных математических знаний;

  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.


Основные задачи реализации содержания:

  • овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и другим);

  • приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач, связанных с реализацией социально - бытовых, общих и особых образовательных потребностей (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры, в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться «карманными» деньгами);

  • развитие у учащихся, воспитанников пространственных и количественных представлений, усвоение «житейских понятий» в тесной связи с предметно-практической деятельностью;

  • выполнение математических действий и решение текстовых задач, распознавание и изображение геометрических фигур;

  • развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета.

Решение названных задач обеспечит осознание учащимися, воспитанниками

универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных

математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.


2. Общая характеристика учебного предмета


Программа учебного предмета объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материал. Содержание обучения представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины».

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у учащихся, воспитанников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся, воспитанники научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе учащиеся, воспитанники с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения.

Учебный предмет включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся, воспитанники научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Изучение предмета ориентировано на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Обучение математике способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Учащиеся, воспитанники научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение предмета обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся, воспитанников начальных классов в познании окружающего мира.

Основным способом восприятия учебного материала глухими учащимися, воспитанниками на уроках математики является слухо-зрительный; знакомую тематическую и терминологическую лексику они учатся воспринимать на слух.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


Согласно учебному плану МКОУ «Ш-И №18» на изучение математики в 1-5 классах отводится 846 часов.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

33 недели

34 недели

34 недели

34 недели

34 недели

4 часа

в неделю

5 часов

в неделю

5 часов

в неделю

5 часов

в неделю

6 часов

в неделю

132 часа

в год

170 часов

в год

170 часов

в год

170 часов

в год

204 часа

в год

Итого:

846 часов


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Математические знания и способы их получения, усваиваемые учащимися, воспитанниками в процессе изучения учебного предмета, имеют большую ценность, так как содержание (знания о числах и действиях с ними, величинах, геометрических фигурах) представляет собой тот базисный фундамент знаний, который необходим для применения на практике (в повседневной жизни) и обеспечивает возможность продолжения образования.

Математика обладает большой ценностью и с точки зрения интеллектуального развития учащихся, воспитанников так как в нём заложены возможности для развития логического, алгоритмического и пространственного мышления, выявления и развития творческих способностей на основе решения задач повышенного уровня сложности, формирования интереса к изучению математики.

Содержание предмета и способы его изучения позволяют овладеть математическим языком описания (математической символикой, схемами, алгоритмами, элементами математической логики и др.) происходящих событий и явлений в окружающем мире, что расширяет и совершенствует коммуникативные действия учащихся, воспитанников, в том числе умения уважительно вести диалог, воспитывает культуру мышления и общения.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms-сообщение и другое);

  • овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).



Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.



Предметные результаты

  • использование начальных математических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений в процессе организованной предметно-практической деятельности;

  • овладение простыми логическими операциями, пространственными представлениями, необходимыми вычислительными навыками, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», на­ходить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).






  1. Содержание учебного предмета

Числа и величины

Читать (называть с учетом индивидуальных речевых возможностей, понимать), записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона.

Устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз).

Группировать числа по заданному установленному признаку.

Читать (называть с учетом индивидуальных речевых возможностей, понимать), записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Арифметические действия

Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, простых алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком).

Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение.

Вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Работа с текстовыми задачами

Понимать условие и вопрос задач, доступных учащемуся, воспитаннику по смыслу и речевому оформлению, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать действия и объяснять свой выбор, используя доступные невербальные и вербальные средства.

Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия).

Проверять и оценивать правильность хода и результата решения задачи, при ошибке исправлять ход решения.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Определять расположение предметов относительно других в пространстве и на плоскости.

Распознавать, называть (с учетом произносительных возможностей), изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), в том числе по письменному и устному заданию, давать словесный отчет по заданию.

Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.

Распознавать и называть (с учетом произносительных возможностей) геометрические тела (куб, шар).

Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Геометрические величины

Измерять длину отрезка. Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата.

Работа с информацией

Устанавливать истинность (верно, неверно) доступных учащимся, воспитанникам по смыслу и речевому оформлению утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах.

Читать (называть с учетом индивидуальных речевых возможностей, понимать) доступные готовые таблицы с рисунками, текстами и символами;

Заполнять доступные готовые таблицы.

Читать (понимать, воспроизводить с учетом индивидуальных речевых возможностей) несложные готовые столбчатые диаграммы.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся, воспитанников


1 класс (132 часа)


Раздел, тема

Характеристика видов учебной деятельности учащихся, воспитанников

Числа и величины

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация – 24 часа

Образование, обозначение, назва­ния, последовательность чисел.

Чтение, запись и сравнение чисел.

Знаки «+», «—», «=».

Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.

Числа и цифры 6—9.

Число 0. Получение и обозначение.

Сложение и вычитание с числом 0.

Число 10.

Свойства нуля.

Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых

Знаки «», «

Равенство. Неравенство.

Число и цифра 6, 7, 8, 9.

Число 10. Компьютерная игра «Засели домик».

Количественный и порядковый счёт в пределах 10.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. Отсчитывать из множества предметов заданное количество. Сравнивать группы предметов. Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше). Считать предметы с использованием количественных и порядковых числительных. Писать цифры. Соотносить цифру и число.

Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «», « Составлять числовые равенства и неравенства. Определять место числа 0 среди изученных чисел. Устанавливать порядко­вый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

Работа с текстовыми задачами – 5 часов

Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись ре­шения и ответа задачи.

Задачи, раскрывающие смысл ариф­метических действий сложение и вычитание.

Составление задач по рисунку.

Решение задач на нахождение суммы.

Решение задач на нахождение остатка.

Выделять задачи из предложенных текстов. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычи­тание.

Геометрические величины - 7 часов

Сантиметр. Отрезок. Длина отрезка.

Измерение и сравнение длин отрезков. Построение отрезка заданной длины.

Монеты в 1 коп., 5 коп., 10 коп.

Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины. Сравнивать стоимость предметов в пределах 10 рублей.

Производить набор и размен заданных сумм. Сравнивать стоимость предметов в пределах 10 рублей.

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 10 – 24 часа

Сложение и вычитание вида □ ±1.

Сложение и вычитание вида □ ± 2.

Названия компонентов и результата действия сложения.

Нахождение неизвестных компонентов при сложении.

Прибавление и вычитание числа 3.

Сложение и вычитание вида □ ± 4.

Переместительное свойство сложения.

Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9.

Названия компонентов и результата действия вычитания.

Вычитание вида 6 - □, 7 - □, 8 - □, 9 - □, 10 - □.

Таблица сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.

Нахождение значений числовых выражении в 1 – 2 действия без скобок.

Проверочная работа (тестовая форма).

Анализ результа­тов.

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Называть компоненты арифметических действий, знаки действий.

Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов.

Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).

Проверять правильность выполнения сложения. Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.

Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

Контролировать и оценивать свою работу.

Числа и величины

Числа от 1 до 20. Нумерация – 9 часов

Название и последовательность чисел от 11 до 20. Образование, чтение и запись чисел второго десятка. Сравнение чисел в пределах 20.

Количественный и порядковый счёт в пределах 20.

Десятичный состав чисел от 11 до 20.

Образовывать числа второго десятка. Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.

Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.


Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток – 21 час

Сложение в пределах 20 без перехода через десяток (10+7, 2+10).

Вычитание вида 17 – 7, 17 – 10.

Сложение вида 12 + 5.

Вычитание вида 17 – 4.

Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10, 12+5, 17-4, основываясь на знаниях нумерации.


Работа с текстовыми задачами – 14 часов

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого.

Планировать ход решения задачи. Представлять текст задачи в виде схемы и других моделей.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Арифметические действия

Сложение в пределах 20 с переходом через десяток – 12 часов

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.

Таблица сложения однозначных чисел.

Компьютерный тест «Магические квадраты».

Применять переместительное свойство сложения.

Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

Арифметические действия

Вычитание в пределах 20 с переходом через разряд – 9 часов

Вычитание вида 11 - □, 12 - □, 13 - □.

Вычитание вида 14 - □, 15 - □, 16 - □.

Вычитание вида 17 - □, 18 - □.

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, счётные палочки, графические схемы.

Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

Геометрические величины

Меры длины – 2 часа

Единица длины дециметр. Соотно­шение между дециметром и санти­метром.

Измерение и построение отрезков.

Переводить одни единицы длины в другие. Чертить отрезки заданной длины. Использовать чертёжные инструменты.

Повторение пройденного материала – 5 часов

Итоговое повторение пройденного материала.

Проверка знаний.

Контрольная работа за год.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.




2 класс (170 часов)


Раздел, тема

Характеристика видов учебной деятельности учащихся, воспитанников

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 20 (повторение) – 5 часов

Таблица сложения в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

Решение задач изученных видов на сложение и вычитание.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

Выполнять вычитание чисел с пере­ходом через десяток в пределах 20.


Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Числа и величины

Числа от 1 до 100. Нумерация – 15 часов

Новая счетная единица – десяток. Образование и названия чисел, их десятичный состав.

Запись и чтение чисел от 21 до 100.

Числа однозначные и двузначные.

Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел.

Количественный и порядковый счёт по одному и группами.

Образовывать, называть и запи­сывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать ре­зультат сравнения. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последователь­ность, продолжать её или восста­навливать пропущенные в ней числа.

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток – 25 часов

Прибавление и вычитание единицы: 28 ±1.

Сложение и вычитание круглых десятков (40 + 30, 70 – 20).

Прибавление единиц к круглым десяткам: 20 + 4, 5 + 30.

Вычитание вида: 45 – 5, 35 – 30.

Сложение и вычитание вида 52+4, 78 – 3.

Сложение и вычитание вида 24+30, 45–20.

Сложение и вычитание вида 42+17,59 –31.

Компьютерный тест «Угадай результат».

Моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.).

Выполнять сложение и вычитание вида 20 + 4, 45-5, 35- 30. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ.

Работа с текстовыми задачами – 10 часов

Задачи в одно действие, решаемые сложением и вычитанием (Сюжеты задач, связанные с изделиями русского народного промысла).

Задачи ранее пройденных видов с числовыми данными в пределах 100.

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Задачи на разностное сравнение.


Собирать информацию по теме «Русские народные промыслы» из различных источников, включая Интернет. Планировать решение задачи. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Обнаруживать и устранять логиче­ские ошибки и ошибки в вычисле­ниях при решении задачи. Отмечать изменения в решении за­дачи при изменении её условия или вопроса.

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток – 25 часов

Случаи сложения и вычитания вида:

9 + 5, 11 – 4 (повторение),

29 + 7, 30 – 8, 34 – 8.

Случаи сложения и вычитания вида:

28 + 34, 50 – 17, 51 – 12.

Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столби­ком, выполнять вычисления и про­верку.

Арифметические действия

Уравнения – 10 часов

Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании.

Решение уравнений вида: 12 + х =15,

х + 5 = 11, х – 8 = 15, 24 – х = 20

Выполнять проверку вычислений. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнен­ных вычислений в т.ч. компьютерный тест «Верно? Неверно?»

Арифметические действия

Умножение и деление – 50 часов

Нахождение суммы равных слагаемых.

Название и обозначение действия умножения.

Названия компонентов и результата действия умножения.

Переместительное свойство умножения.

Таблица умножения на 2, 3 и соответствующие случаи деления.

Название и обозначение действия деления.

Названия компонентов и результата действия деления.

Понятие о делении на равные части.

Умножение на 1 и 0.

Умножение на 10.

Деление на 1.

Порядок выполнения арифметических действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок).

Слайд-тестирование.

Моделировать действие умножение с использованием предметов, схема­тических рисунков, схематических чертежей.

Заменять сумму одинаковых слагае­мых произведением. Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычисле­ниях. Использовать математическую тер­минологию при записи и выполне­нии арифметического действия ум­ножение. Моделировать действие деление с использованием предметов, схемати­ческих рисунков, схематических чер­тежей.

Использовать связь между компо­нентами и результатом умножения для выполнения деления. Выполнять умножение и деление с числом 2,3. Умножать и делить на 1 и 10. Устанавливать порядок выполнения действий в числовых выраже­ниях со скобками и без скобок.

Работа с текстовыми задачами 10 часов

Задачи на нахождение суммы нескольких равных слагаемых, решаемых умножением.

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Задачи на деление на равные части.

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Задачи на деление по содержанию.


Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. На­ходить различные способы решения одной и той же задачи.

Решать текстовые задачи, раскрывающие смысл действия деление ариф­метическим способом. Представлять текст задачи (схема, таблица и другие моде­ли).

Выполнять задания творческого и поискового характера из различных источников, включая Интернет.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 5 часов

Квадрат, прямоугольник, треугольник.

Измерение сторон многоугольников.

Свойство сторон квадрата и прямоугольника.

Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырёхугольников. Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Использовать чер­тёжные инструменты для вы­полнения построений.

Геометрические величины – 5 часов

Меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и их соотношение.






Меры времени: час. Определение времени по часам (с точностью до часа).

Измерять длину отрезка. Знать единицы длины (мил­лиметр, сантиметр, дециметр, метр) и соотношение между ними. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Определять по часам время с точно­стью до часа.

Проводить сбор информации, связанной с измерением величин; анализировать полученную информацию.

Повторение пройденного материала – 10 часов

Итоговое повторение.

Проверка знаний.

Оценивать результаты освоения те­мы, проявлять личностную заинтере­сованность в приобретении и расши­рении знаний и способов действий.


3 класс (170 часов)


Раздел, тема

Характеристика видов учебной деятельности учащихся, воспитанников

Числа и величины

Числа от 1 до 100. Повторение изученного материала – 10 часов

Устные и письменные приёмы сло­жения и вычитания

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении.

Использовать математическую тер­минологию при чтении и записи числовых выражений.

Решение уравнений с неизвестным умень­шаемым, с неизвестным вычитае­мым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвест­ного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о вза­имосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Связь умножения и деления.

Таблицы умножения и деления с числами 2 и 3. Чётные и нечётные числа.

Выполнять умножение и деление с числом 2, 3. Называть чётные и нечётные числа. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие слу­чаи деления с числами 2, 3.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Вычислять значения числовых вы­ражений в два-три действия со скоб­ками и без скобок.

Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

(Задачи с сюжетами, способствующими формированию бережного отношения к окружающему миру. Виртуальные экскурсии в природу).

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьше­ние) числа в несколько раз, приво­дить объяснения.

Объяснять выбор действий для ре­шения.


Повторение пройденного. Проверочная работа.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заин­тересованность в приобретении и расширении знаний и способов дей­ствий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Арифметические действия

Табличное умножение и соответствующие случаи деления – 18 часов

Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Таблица Пи­фагора.

Переместительное свойство умножения.

Упрощение вычислений с помощью переместительного и сочетательного законов умножения.

Компьютерный тест «Угадай результат».

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие слу­чаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применять знание таблицы умно­жения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколь­ко раз больше (меньше) данного. Умножать числа на 1 и на 0. Вы­полнять деление 0 на число, не рав­ное 0.


Арифметические действия

Внетабличное умножение и деление – 50 часов

Приёмы умножения для случаев вида 20 • 3, 3 • 20. (4 ч.)

Приёмы умножения для случаев вида 12 ∙ 4, 3 ∙ 26. (6 ч.)

Умножение суммы на число. Приёмы деления для случаев вида 60:3, 80:20. (4 ч.) Приёмы деления для случаев вида 78:2, 69:3. (10ч.) Деление суммы на число. Связь между числами при делении.

Про­верка деления (5ч)

Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22. Проверка умножения делением. (10ч.)

Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остат­ком (11 ч).

Решение примеров в 2 – 3 действия со скобками и без скобок.

Выполнять внетабличное умноже­ние и деление в пределах 100 разны­ми способами.

Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выпол­нении деления.

Сравнивать разные способы вычис­лений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.

Объяснять смысл деления с остат­ком, выполнять деление с остатком и его проверку.

Вычислять значения числовых вы­ражений в два-три действия со скоб­ками и без скобок.

Геометрические величины

Меры времени – 2 часа

Меры времени: час, минута.

Определение времени по часам с точностью до 5 минут.

Определять время по часам с точностью до 5 минут.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 2 часа

Углы прямые и непрямые.

Треугольник.

Распознавание и изображение геометрических фигур: угол, треугольник. Различать прямой, тупой и острый углы. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге.

Числа и величины

Числа от 1 до 1000. Нумерация – 12 часов

Счёт предметов. Чтение и за­пись чисел от нуля до тысячи. Классы и разряды. Представле­ние многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чи­сел, знаки сравнения.

Читать и записывать трёхзначные числа.

Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которо­му составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному основанию.

Арифметические действия

Приёмы устного сложения и вы­читания в пределах 1000 – 10 часов

Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100

(900 + 20, 500 - 80, 120 -7, 300: 6 и др.)

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.

Арифметические действия

Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000 - 23 часа

Приёмы письменного сложения чисел в пределах 1000 (2 ч.)

Сложение чисел с нулём на конце или в середине (5ч.)

Сложение чисел с переходом в двух разрядах (6 ч.)

Приёмы письменного вычитания трёхзначных чисел (2 ч.)

Вычитание чисел с нулём на конце или в середине (4ч.)

Вычитание чисел с переходом в двух разрядах (4ч.)

Проверка сложения и вычитания.

Проверочная работа. Анализ результа­тов.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.

Контролировать пошагово правиль­ность применения алгоритмов ариф­метических действий при письмен­ных вычислениях.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисле­ний. Анализировать достигнутые резуль­таты и недочёты, проявлять лич­ностную заинтересованность в рас­ширении знаний и способов дей­ствий.

Работа с текстовыми задачами – 6 часов

Задачи пройденных типов с новым числовым материалом.

Задачи на нахождение суммы и остатка. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Задачи на разностное сравнение.

(Задачи с сюжетами, связанными с Великой Отечественной войной, достижениями страны, оказывающие влияние на формирование гражданской идентичности. Виртуальные экскурсии. Видеофрагменты).

Объяснять выбор действий для ре­шения. Моделировать содержание задачи с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Решать задачи практиче­ского характера. Анализировать задачи, устанавли­вать зависимости между величина­ми, составлять план решения зада­чи, решать текстовые задачи разных видов.

Арифметические действия

Уравнения – 5 часа

Решение уравнений на основе знаний зависимости между компонентами и результатом действия умножения и деления.

Решать уравнения на основе свя­зи между компонентами и резуль­татами действий умножения и деления. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвест­ного делимого, неизвестного делите­ля.

Арифметические действия

Письменное умножение и де­ление на однозначное число в пределах 1000 – 20 часов

Приёмы устного умножения и де­ления.

Умножение круглых десятков на однозначное число.

Письменный прием умножения на однозначное число (вычисле­ния столбиком).

Деление круглых десятков на однозначное число.

Письменный прием деления на однозначное число (деление углом).

Проверка деления умножением.

Использовать различные приёмы для устных вычислений.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений.

Работать в паре по компьютерному тесту «Верно? Неверно?»

Геометрические величины

Меры длины – 2 часа

Меры длины: километр, метр.

Соотношения между ними.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Геометрические величины

Меры массы – 2 часа

Меры массы: килограмм, грамм. Соотношения между ними.

Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.

Повторение пройденного материала – 8 часов

Итоговое повторение.

Контроль и учёт знаний.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.



4 класс (170 часов)


Раздел, тема

Характеристика видов учебной деятельности учащихся, воспитанников

Арифметические действия

Числа от 1 до 1000. Повторение – 12 часов

Чтение и за­пись чисел от 1 до 1000. Сравне­ние и упорядочение чисел, зна­ки сравнения.

Приёмы письменного сложения чисел в пределах 1000.

Приёмы письменного вычитания чисел в пределах 1000.

Умножение многозначных чисел на однозначное число (умножение столбиком).

Деление многозначных чисел на однозначное число (деление углом).

Решение уравнений на основе знаний зависимости между компонентами и результатом действий.

Столбчатые диаграммы.

Чтение и составление столбчатых диаграмм.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа.

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвест­ного делимого, неизвестного делите­ля.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений.

Читать и строить столбчатые диа­граммы.

Числа и величины

Натуральные числа от 1 до 10 000. Нумерация – 12 часов

Нумерация чисел от 1 до 10 000.

Чтение и запись чисел в пределах 10 000.

Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Понятие однозначного, двузначного, трехзначного и четырехзначного числа. Сравнение чисел.


Считать предметы десятками, сот­нями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах 10 000. Заменять многозначное число сум­мой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Сравнивать числа.

Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которо­му составлена числовая последова­тельность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней эле­менты.

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 10 000 – 22 часа

Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Письменный прием сложения и вычитания (столбиком).

Проверка сложения и вычитания.

Использование переместительного свойства сложения для проверки сложения.

Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для упрощения вычислений.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 10 000.

Контролировать пошагово правиль­ность применения алгоритмов ариф­метических действий при письмен­ных вычислениях.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисле­ний.

Арифметические действия

Решение уравнений – 4 часа

Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании на основе знаний зависимостей: между слагаемыми и суммой; между вычитаемым, уменьшаемым и разностью.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвест­ного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о вза­имосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Работать в паре по компьютерному тесту «Верно? Неверно?»

Работа с текстовыми задачами – 10 часов

Решение составных задач в 2 действия, включающих в себя простые задачи:

на нахождение суммы;

на нахождение остатка;

на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Составление краткой записи условия.

Решение задач с вопросами.

Решение задач с объяснением.

Составление задач указанных типов.

Анализировать задачи, устанавли­вать зависимости между величина­ми, составлять план решения зада­чи, решать текстовые задачи разных видов, проводить сбор информации из различных источников, включая библиотечный фонд и Интернет, чтобы дополнить условия задач с недостающими данными и решать их.

Арифметические действия

Умножение и деление на однозначное число в пределах 10 000 – 30 часов

Умножение круглых сотен и тысяч на однозначное число.

Умножение четырёхзначных чисел на однозначное число (письменный приём вычислений).

Деление круглых сотен и тысяч на однозначное число.

Деление четырёхзначных чисел на однозначное число (письменный приём вычислений).

Проверка умножения делением.

Проверка деления умножением.

Порядок выполнения арифметических действий.

Решение примеров в 2-3 действия со скобками и без скобок.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений.

Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения.

Проверять выполненные действия: умножение делением и деление ум­ножением.


Арифметические действия

Уравнения – 4 часа

Нахождение неизвестных компонентов при умножении и делении на основе знаний зависимости между сомножителями и произведением; между делимым, делителем и частным.

Решать уравнения на основе свя­зи между компонентами и резуль­татами действия умножения и деления.

Работа с текстовыми задачами – 16 часов

Решение составных задач в 1-2 действия, включающих в себя простые задачи на нахождение суммы нескольких равных слагаемых, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на кратное сравнение, на нахождение суммы и остатка, на деление на равные части и деление по содержанию.

(Задачи с сюжетами, связанными с профессиональной деятельностью людей.).

Анализировать задачи, устанавли­вать зависимости между величина­ми, составлять план решения зада­чи, решать текстовые задачи разных видов.

Представлять текст задачи в виде схемы, таблицы и других моделях.

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.

Просмотр видеофрагментов.

Геометрические величины

Меры массы – 10 часов

Меры массы: грамм, килограмм, центнер, тонна.

Сложение и вычитание чисел с мерами массы.

Умножение и деление именованных чисел на однозначное число.

Решение задач с именованными числами.

Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.

Собирать и систематизировать информацию по разделу «Меры массы».

Геометрические величины

Меры длины – 12 часов

Меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр.

Сложение и вычитание чисел с мерами длины.

Умножение и деление именованных чисел на однозначное число.

Решение задач указанных типов с именованными числами.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Выполнять арифметические действия с именованными числами.

Собирать и систематизировать информацию по разделу «Меры длины».

Геометрические величины

Меры времени – 12 часов

Меры времени: секунда, минута, час, сутки.

Соотношение между ними.

Сложение и вычитание чисел с мерами времени.

Решение задач на нахождение продолжительности, начала и конца события.

Определять по часам время с точно­стью до минуты.

Знать соотношение 1 ч = 60 мин.

Определять продолжительность события, начало и конец события.

Собирать и систематизировать информацию по разделу «Меры времени».

Геометрические величины - 16 часов

Отрезок. Длина отрезка.

Вычерчивание отрезка заданной длины, выраженной составным именованным числом.

Свойство сторон прямоугольника и квадрата.

Периметр треугольника, прямоугольника и квадрата.

Понятие площади

Квадратный сантиметр. Квадратный дециметр.

Площадь прямоугольника и квадрата.

Меры площади и соотношения между ними.

Нахождение площадей прямоугольников и квадратов.

Решение составных задач, включающих в себя задачи на вычисление площади и периметра.

Сравнивать геометрические фигуры по площади.

Вычислять площадь прямоугольни­ка разными способами. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырёхугольников.

Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.

Сравнивать значения площадей раз­ных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними.


Повторение пройденного материала – 10 часов

Итоговое повторение.

Контроль и учёт знаний.

Анализировать достигнутые резуль­таты и недочёты, проявлять лич­ностную заинтересованность в рас­ширении знаний и способов дей­ствий.



5 класс (204 часа)


Раздел, тема

Характеристика видов учебной деятельности учащихся, воспитанников

Числа и величины

Числа от 1 до 10 000. Повторение – 20 часов

Нумерация чисел от 1 до 10 000. Разряды. Классы.

Сложение и вычитание в пределах 10 000.

Умножение и деление в пределах 10 000.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Величины (длина, масса, время). Сравнение величин.

Решение текстовых задач пройденных видов.

Геометрические фигуры. Периметр. Площадь.

(Задачи, способствующие формированию экономико-географического образа России (площадь страны, протяжённость рек, дорог и др.) Виртуальные экскурсии. Видеофрагменты.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, умножения и деления и выполнять эти действия с числами в пределах 10 000.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений.

Вычислять площадь прямоугольни­ка (квадрата) разными способами.


Собирать и представлять информацию, связанную с изучением объектов в различных источниках, включая Интернет.

Числа и величины

Натуральные числа в пределах класса миллионов

Нумерация – 16 часов

Новая счётная единица — тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чте­ние и запись многозначных чисел. Представление многозначных чи­сел в виде суммы разрядных слага­емых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1000 раз. Выделение в числе общего количе­ства единиц любого разряда. Класс миллионов.

Компьютерный тест «Верно? Неверно?»

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

Заменять многозначное число сум­мой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее ко­личество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

Сравнивать числа по классам и раз­рядам.

Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которо­му составлена числовая последова­тельность, продолжать её, восста­навливать пропущенные в ней эле­менты.

Оценивать правильность составле­ния числовой последовательности. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному плану.

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах класса миллионов – 24 часов

Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Письменный прием сложения и вычитания.

Проверка сложения и вычитания.

Использование переместительного свойства сложения для проверки сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для упрощения вычислений.

Порядок выполнения арифметических действий.

Решение примеров в 3—4 действия со скобками и без скобок.

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифмети­ческих действий (сложение, вычита­ние).

Вычислять значения числовых вы­ражений в два-три действия со скоб­ками и без скобок. Использовать математическую тер­минологию при чтении и записи числовых выражений. Устанав­ливать порядок выполнения действий в числовых выраже­ниях со скобками и без скобок.

Арифметические действия

Уравнения – 11 часов

Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании на основе знаний зависимости между слагаемыми и суммой; между вычитаемым, уменьшаемым и разностью.

Нахождение неизвестных компонентов при умножении и делении на основе знаний зависимости между сомножителями и произведением; между делимым, делителем и частным с новым числовым материалом.

Вычисление числовых значений буквенных выражений.

Среднее арифметическое нескольких чисел.

Решать уравнения на основе свя­зи между компонентами и резуль­татами действия умножения и деления, сложения и вычитания.

Вычислять значение буквенных выражений.

Находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Арифметические действия

Изучение зависимости между ценой, количеством и стоимостью – 15 часов

Решение составных задач в 2-3 действия, включающих в себя зависимость между ценой, количеством и стоимостью.

Составление задач по рисункам и по краткой записи условия.

Слайд-тестирование.

Моделировать связи между данны­ми и искомым в текстовых задачах и решать их.

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Решать задачи на зави­симость между величинами, характеризующими процессы купли-продажи; количество то­вара, его цена и стоимость.

Арифметические действия

Умножение на двузначное и трёхзначное число – 24 часов

Умножение на 10, 100, 1000 и т.д.

Письменный прием умножения на двузначное число.

Письменный прием умножения на трёхзначное число.

Умножение чисел, оканчива­ющихся нулями.

Использование переместительного и сочетательного законов умножения для упрощения вычислений.

Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифме­тических действий. Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно ум­ножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на зна­ние алгоритмов письменного выпол­нения действия умножение.

Арифметические действия

Деление на двузначное и трёхзначное число – 30 часов

Устные приёмы деления для случа­ев вида 600:20, 5600:800.

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Пись­менное деление на числа, оканчи­вающиеся нулями.

Письменный прием деления на двузначное число.

Письменный прием деления на трёхзначное число.

Деление с остатком.

Проверка деления умножением.

Деление числа на произведение.

Выполнять устно и письменно деле­ние на числа, оканчивающиеся нуля­ми, объяснять используемые при­ёмы.

Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000.

Объяснять каждый шаг в алгорит­мах письменного деления много­значного числа на двузначное и трёх­значное число.

Выполнять письменно деление мно­гозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на зна­ние алгоритмов письменного выпол­нения действия деление. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполне­ния алгоритма арифметического дей­ствия деление.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 8 часов

Прямая, отрезок, луч.

Угол. Прямой, острый и тупой угол.

Транспортир. Измерение углов. Построение углов, заданной величины.

Окружность, круг.

Центр, радиус, диаметр окружности.

Циркуль. Построение окружности.

Распознавать и изображать геометрические фигуры: угол, окружность, круг. Использовать чер­тёжные инструменты для вы­полнения построений.

Чертить окружность (круг) с ис­пользованием циркуля. Моделировать различное располо­жение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденно­му основанию.

Работа с текстовыми задачами

Изучение зависимости между скоростью, временем и расстоянием – 28 часов

Понятие скорости.

Таблица скоростей движения различных объектов.

Зависимость между скоростью, временем и расстоянием.

Формулы скорости, времени и расстояния.

Решение простых задач на нахождение скорости, времени и расстояния.

Решение задач в 2— 3 действия на движение одного объекта.

Решение задач на движение двух объектов

Понятие о встречном движении;

о движении в одном направлении;

о движении в противоположных направлениях.

Временные понятия: одновременно, раньше, позже.

Решение задач на встречное движение.

Решение задач на движение в одном направлении и в противоположных направлениях.

Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, рас­стояние.

Проводить сбор информации,

связанной с измерением величин; анализировать полученную информацию. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, рас­стояние.

Планировать ход реше­ния задачи. Представлять тек­ст задачи в виде схемы, таблицы.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновре­менное встречное движение и дви­жение в противоположных направле­ниях и решать такие задачи. Составлять план решения. Обнару­живать допущенные ошибки.

Геометрические величины

Объём куба и прямоугольного параллелепипеда – 16 часов

Куб

Стороны и вершины куба.

Свойство сторон куба.

Площадь поверхности куба.

Прямоугольный параллелепипед

Свойство сторон прямоугольного параллелепипеда.

Площадь поверхности.

Понятие объёма тела. Меры объёма

Объём куба и прямоугольного параллелепипеда.

Кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр, кубический километр.

Литр.

Решение задач на вычисление объёма.

Распознавать и называть геометри­ческие тела: куб, шар, параллелепипед. Изготавливать модели куба и параллелепипеда из бумаги с использованием развёрток.

Моделировать разнообразные ситу­ации расположения объектов в про­странстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с мо­делями многогранников и шара.

Сравнивать значения площадей раз­ных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними.


Повторение изученного – 12 часов

Итоговое повторение.

Контроль и учёт знаний.


Оценить результаты усвоения учеб­ного материала; делать выводы, пла­нировать действия по устранению выявленных недочётов; проявлять за­интересованность в расширении зна­ний и способов действий. Соотносить результат с поставлен­ными целями изучения темы.

  1. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса


Методические пособия для учителя

  1. Ситникова Т.Н. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс.- М.: ВАКО, 2016

  2. Семакина Л.И., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по математике. 2 класс.- М.: ВАКО, 2015

  3. Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 3 класс.- М.: ВАКО, 2015

4. Сухова В.Б. Обучение математике в подготовительном – четвертом классах школ для глухих и слабослышащих детей. Москва «Академия»

Литература для учащихся

Учебники
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.

2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч.

3. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

4. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.

Рабочие тетради
1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.
2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
3. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.

4. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч

Печатные пособия

1.Разрезной счётный материал по математике (Приложение к учебнику 1 класса).
Моро М.И., Волкова С.И.,
2.Степанова С.В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 1 класс.
3. Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 2 класс.
4. Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 3 класс.
5. Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 4 класс.


Средства обучения

  1. Инновационные средства обучения:

Компьютер, телевизор, принтер.

Электронные таблицы для начальной школы (132 шт.)

Электронное пособие «Математика. Счёт»

Электронное пособие «Математика. Измерения»

Электронные математические тренажёры

Презентации к урокам.

  1. Традиционные средства обучения:

Циферблат

Геометрический материал

Веера цифр

Веера математических знаков

Весы. Разновесы

Наборы счётных палочек.
Набор предметных картинок
Наборное полотно
Демонстрационная оцифрованная линейка
Демонстрационный чертёжный треугольник
Демонстрационный циркуль

Таблицы

Арифметические действия: сложение, вычитание

Арифметические действия: умножение, деление

Таблица умножения

Таблица Пифагора

Меры величин

Демонстрационный материал

Соотношение величин. Разностное, кратное сравнение

Единицы величин и зависимости между ними.

Схемы-опоры краткой записи задач.

Числовые выражения и их значения.