УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
Рассмотрена на заседании методического объединения протокол от _______2017 г №________ | Утверждена приказом от _______ 2017 г №________ |
Принята на заседании НМС от ________ 2017 г. протокол №________ | |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Математические представления»
для индивидуального обучения на дому
учащегося 4 класса
(СИПР)
Составитель: Наумова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для учащегося 4 класса с умственной отсталостью разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ департамента образования ЯНАО от 23 марта 2017 года № 378 «Об утверждении Порядка организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому детей-инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;
Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью Гимназии г. Лабытнанги (1 – 4 класс) на 2017-2020 г.г.;
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 6-е издание. - М.: Просвещение, 2013.
Основанием для разработки адаптированной рабочей программы для индивидуального обучения на дому учащегося 4 класса (СИПР) является заключение муниципальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии от 24.03.2017 № 64.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» учитывает психолого-педагогическую характеристику учащегося 4 класса № 10 от 04.09.2017, выданную по результатам психолого-педагогического обследования педагогом-психологом Гимназии г. Лабытнанги.
Психолого-педагогическая характеристика учащегося Гимназии
г. Лабытнанги с умственной отсталостью умеренной степени (СИПР)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).
Развитие всех психических процессов у детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной в учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Обучающей задачей является получение на занятиях представления о различных признаках предметов, обучение сравнивать и устанавливать взаимно однозначные соответствия, получение представлений о количестве и числе, элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений и др.
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
«Математические представления» как систематический курс начинается с 1 дополнительного класса и представлен разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Задачи:
формировать умение различать количество предметов;
выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов;
сравнивать предметы по величине, форме;
продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);
учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками;
определять время по часам;
учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах;
решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Коррекционные задачи:
Через формирование учебных навыков корректировать недостатки внимания, памяти, мелкой моторики рук, развитие зрительно-слухового внимания, ориентировочных реакций, понимания элементарных инструкций.
Программа представлена следующими структурными элементами:
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математические представления».
Содержание учебного предмета «Математические представления» в 4 классе.
Тематическое планирование по учебному предмету «Математические представления» в 4 классе с указанием количества часов, отводимых на освоение учебного предмета.
Ввиду отсутствия УМК для учащихся данной категории на заседании НМС (протокол № 04 от 24.03.2017) было принято решение использовать следующие учебные пособия:
Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида-М.: Просвещение, 2016 г.
Алышева Т.В. Рабочая тетрадь №.1, 2. - М.:Просвещение, 2016 г.
Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2017 – 2018 учебный год
Согласно Учебному плану Гимназии г. Лабытнанги на 2017 – 2018 учебный год рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» в 4 классе рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые результатыосвоения учебного предмета
«Математические представления»
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с СНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать:
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Содержание учебного предмета «Математические представления»
Временные представления (5 ч.)
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления (50 ч.)
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц.
Представления о величине (4 ч.)
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Представление о форме (6 ч.)
Различение круглых и некруглых геометрических фигур. Соотнесение геометрических фигур с названием. Соотнесение предмета с, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления (3 ч.)
Пространственные представления (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
IV. Тематическое планирование по учебному предмету
«Математические представления»
Количество часов -68 ч.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Содержание урока |
по плану | по факту |
Количественные представления (12часов) |
1\1 | Преобразование множеств. Увеличение. | 1 | | | Действия по преобразованию множеств. Увеличение. |
2\2 | Преобразование множеств. Уменьшение. | 1 | | | Действия по преобразованию множеств. Уменьшение. |
3\3 | Преобразование множеств. Уравнивание множеств. | 1 | | | Действия по преобразованию множеств. Уравнивание множеств. |
4\4 | Пересчет предметов по единице | 1 | | | Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. |
5\5 | Узнавание цифры 3 | 1 | | | Умение соотносить число 3 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы до 3х. |
6\6 | Соотнесение количества предметов с числом 3 | 1 | | | Умение соотносить число 3 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы до 3х. |
7\7 | Обозначение числа цифрой 3 | 1 | | | Умение соотносить число 3 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы до 3х. |
8\8 | Написание цифры 3 | 1 | | | Умение соотносить число 3 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы до 3х. |
9\9 | Знание отрезка числового ряда 1 – 3 | 1 | | | Знакомство с отрезком числового ряда 1 – 3 |
10\10 | Определение места числа 3 в числовом ряду | 1 | | | Определение места числа 3 в числовом ряду. |
11,12\ 11,12 | Счет в прямой (обратной) последовательности | 2 | | | Счет в прямой (обратной) последовательности: 1,2,3; 3,2,1. |
Представления о величине (4 часа) |
13\1 | Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов | 1 | | | Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. |
14\2 | Составление упорядоченного ряда по убыванию | 1 | | | Составление упорядоченного ряда по убыванию. |
15\3 | Составление упорядоченного ряда по возрастанию | 1 | | | Умение различать и сравнивать предметы по величине. |
16\4 | Сравнение предметов по длине | 1 | | | Умение различать и сравнивать предметы по длине. |
Количественные представления (10часов) |
17\1 | Состав числа 3 из двух слагаемых | 1 | | | Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 3. |
18\2 | Сложение предметных множеств в пределах 3 | 1 | | | Умение обозначать арифметические действия знаками. |
19\3 | Вычитание предметных множеств в пределах 3 | 1 | | | Умение обозначать арифметические действия знаками. |
20\4 | Запись арифметического примера на увеличение на одну единицу в пределах 3 | 1 | | | Умение обозначать арифметические действия знаками. |
21\5 | Запись арифметического примера на уменьшение на одну единицу в пределах 3 | 1 | | | Запись арифметического примера на уменьшение на одну единицу в пределах 3. |
22\6 | Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 3 | 1 | | | Умение решать задачи на увеличение на одну в пределах 3. |
23\7 | Запись решения задачи в виде арифметического примера | 1 | | | Запись решения задачи в виде арифметического примера. |
24\8 | Решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах 3 | 1 | | | Умение решать задачи на уменьшение на одну в пределах 3. |
25, 26\ 9,10 | Выполнение арифметических действий на калькуляторе | 2 | | | Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц в пределах 3 на калькуляторе. |
Представления о форме (6 часов) |
27\1 | Узнавание геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия | 1 | | | Умение различать и сравнивать предметы по форме: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия. | |
28\2 | Различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия | 1 | | | Умение различать и сравнивать предметы по форме: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия. |
29,30\ 3,4 | Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой | 2 | | | Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. |
31,32\ 5,6 | Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек | 2 | | | Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. |
Количественные представления (15 часов) |
33\1 | Узнавание цифры 4 | 1 | | | Умение соотносить число 4 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. |
34\2 | Соотнесение количества предметов с числом 4 | 1 | | | Умение соотносить число 4 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. |
35\3 | Обозначение числа цифрой 4 | 1 | | | Умение пересчитывать предметы до 4х. Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 4. |
36\4 | Написание цифры 4 | 1 | | | Обучение написанию цифры 4. |
37\5 | Знание отрезка числового ряда 1 – 4 | 1 | | | Знание отрезка числового ряда 1 – 4. |
38\6 | Определение места числа 4 в числовом ряду | 1 | | | Определение места числа 4 в числовом ряду. |
39\7 | Состав числа 4 из двух слагаемых | 1 | | | Умение пересчитывать предметы до 4х. Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 4. |
40\8 | Сложение предметных множеств в пределах 4 | 1 | | | Умение обозначать арифметические действия знаками. Сложение. |
41\9 | Вычитание предметных множеств в пределах 4 | 1 | | | Умение обозначать арифметические действия знаками. Вычитание. |
42\10 | Запись арифметического примера на увеличение на одну единицу в пределах 4 | 1 | | | Умение обозначать арифметические действия знаками на увеличение на одну единицу в пределах 4. |
43\11 | Запись арифметического примера на уменьшение на одну единицу в пределах 4 | 1 | | | Умение обозначать арифметические действия знакамина уменьшение на одну единицу в пределах 4 . |
44\12 | Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 4 | 1 | | | Умение решать задачи на увеличение на одну единицу в пределах 4. |
45\13 | Запись решения задачи в виде арифметического примера | 1 | | | Умение записать решение задачи в виде арифметического примера. |
46\14 | Решение задач на уменьшение на одну единицу в пределах 4 | 1 | | | Умение решать задачи на уменьшение на одну единицу в пределах 4. |
47\15 | Выполнение арифметических действий на калькуляторе | 1 | | | Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц в пределах 4 на калькуляторе. |
Пространственные представления (3часа) |
48\1 | Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре) | 1 | | | Умение ориентироваться на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре). |
49\2 | Ориентация на плоскости: справа, слева | 1 | | | Умение ориентироваться на плоскости: справа, слева. |
50\3 | Составление предмета (изображения) из нескольких частей. | 1 | | | Умение ориентироваться в схеме тела на плоскости. |
Временные представления (5часов) |
51\1 | Узнавание и различение частей суток | 1 | | | Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий. |
52,53\2,3 | Узнавание и различение дней недели | 2 | | | Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий. |
54,55\4,5 | Знание последовательности дней недели | 2 | | | Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий. |
Количественные представления (13часов) |
56\1 | Узнавание цифры 5 | 1 | | | Умение соотносить число 5 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. |
57\2 | Соотнесение количества предметов с числом 5 | 1 | | | Умение соотносить число 5 с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. |
58\3 | Обозначение числа цифрой 5 | 1 | | | Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5. |
59\4 | Написание цифры 5 | 1 | | | Обучение написанию цифры 5. |
60\5 | Знание отрезка числового ряда 1 – 5 | 1 | | | Умение пересчитывать предметы до 5. |
61\6 | Определение места числа 5 в числовом ряду | 1 | | | Числовой ряд. Определение места числа 5 в числовом ряду. |
62\7 | Счет в прямой последовательности | 1 | | | Счет в прямой последовательности: 1,2,3,4,5. |
63\8 | Счет в обратной последовательности | 1 | | | Счет в обратной последовательности: 5,4,3,2,1. |
64\9 | Состав числа из двух слагаемых | 1 | | | Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5. |
65,66\ 10,11 | Различение денежных знаков. Монета. | 2 | | | Умение различать денежные знаки. Монета. |
67\12 | Узнавание достоинства монет | 1 | | | Умение обращаться с деньгами. |
68\13 | Итоговый урок | 1 | | | Подведение итогов за год. |
СОГЛАСОВАНО |
Заместитель директора по учебной работе |
___________________ Александрова Т.В. |
«______» ____________________ 2017 год |