СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) «Биология» 6-9 класс на 2020– 2021 учебный год Составитель (ФИО) Серебренникова В.П. Должность: социальный педагог Категория: первая

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по биологии 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) «Биология» 6-9 класс на 2020– 2021 учебный год Составитель (ФИО) Серебренникова В.П. Должность: социальный педагог Категория: первая»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НИЖНЕАНГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1



РАССМОТРЕНО

МО учителей_______________

протокол

от ______202 _ г №___


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР Зырянова М.А.

_____________










Адаптированная рабочая программа

для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

«Биология»

6-9 класс


на 2020– 2021 учебный год



Составитель (ФИО) Серебренникова В.П.

Должность: социальный педагог

Категория: первая






Нижнеангарск

2020 год








Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 5 – 9 классов для обучающихся с умственной отсталостью (УО) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:


- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);

-Программа по биологии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

-Основная общеобразовательная адаптированная программа для детей с умственной отсталостью МБОУ «НСОШ №1».

- Положение об адаптированной рабочей программе для обучения

детей с ОВЗ МБОУ «НСОШ №1».


Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изу­че­нии ко­торого учащиеся в V и VI классах, получат элементарную естественно-научную под­го­товку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целост­ность би­ологического курса, а его содержание будет способство­вать правильному поведению обу­чающихся в соответствии с законами приро­ды и общечеловеческими нрав­с­т­ве­н­ны­ми цен­ностями.

Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать за­дачи экологического, эстетического, патриотического, физическо­го, трудового и полового воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием растительного и животного ми­ра должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответ­ственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью че­ловека и человек — часть приро­ды, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоро­вье».

Распределение времени на изучение тем учитель планирует самостоятельно, исходя из местных (региональных) условий.

Программа предполагает ведение наблюдений, органи­зацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опы­тов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осу­ществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдатель­ность, корригировать мышление и речь.

С разделом «Неживая природа» учащиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI классах и узнают, чем жи­вая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и не­живые тела, получают новые знания об элементарных физичес­ких и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы.

Основная цель обучения биологии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать биологические знания и умения в повседневной жизни для поведения в окружающей среде.



Основные задачи изучения биологии:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ результаты освоения биологии

 

Минимальный уровень:

представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;

выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;

описание особенностей состояния своего организма;

знание названий специализации врачей;

применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:

представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;

осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;

установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;

узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;

знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);

знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;

выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);

владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

Содержание предмета


РАСТЕНИЯ

Введение

Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные, человек.

Многообразие растений (размеры, форма, места произраста­ния).

Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.

Общие сведения о цветковых растениях

Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.).

Подземные и наземные органы растения

Корень. Строение корня. Образование корней. Виды кор­ней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).

Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древес­ный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющий­ся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древе­сина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стеб­ля. Побег.

Лист Внешнее строение листа (листовая пластинка, че­решок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни расте­ния — образование питательных веществ в листьях на свету, ис­парения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.

Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (об­щее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшени­цы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.

Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на свету.

Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.

Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, лис­товое деление). Определение всхожести семян.

Растения леса

Некоторые биологические особенности леса.

Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или дру­гие местные породы.

Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы дере­вьев, характерные для данного края.

Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использова­ние древесины различных пород.

Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от кустарников.

Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование челове­ком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.

Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенно­сти внешнего строения. Биология этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Прави­ла их сбора и заготовки.

Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2—3 вида других местных травянистых растений. Практическое значение этих растений.

Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, гриб­ница.

Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядо­витых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед упо­треблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).

Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги. Лес — наше богат­ство (работа лесничества по охране и разведению лесов).

Практические работы. Определение возраста лиственных деревьев по годичным кольцам, а хвой­ных деревьев — по мутовкам. Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление аль­бома «Растения леса». Лепка из пластилина моделей различных видов лесных грибов. Подбор литературных произведений с описанием леса («Русский лес в поэзии и прозе»),

Экскурсии в природу для ознакомления с разнообразием рас­тений, с распространением плодов и семян, с осенними явлени­ями в жизни растений.

Комнатные растения

Разнообразие комнатных растений.

Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).

Теневыносли­вые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной местности).

Влаголюбивые (циперус, ас­парагус).

Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).

Особенности внешнего строения и биологические особеннос­ти растений. Особенности ухода, выращивания, размножения. Раз­мещение в помещении. Польза, приносимая комнатными расте­ниями. Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений.

Практические работы. Черенкование комнатных растений. Посадка окоренённых черенков. Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнат­ными растениями: полив, обрезка. Зарисовка в тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.

Цветочно-декоративные растения

Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календу­ла). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Разме­щение в цветнике. Виды цветников, их дизайн.

Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Раз­личие в способах выращивания однолетних и двулетних цветоч­ных растений. Размещение в цветнике.

Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины).

Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочно-декоративных рас­тений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.

Растения поля

Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, куку­руза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим.

Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, кар­тофель, подсолнечник.

Особенности внешнего строения этих растений. Их биологи­ческие особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одеж­да изо льна и хлопка.

Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.

Внешний вид. Борьба с сорными растениями.

Овощные растения

Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп — по выбору учителя).

Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.

Многолетние овощные растения: лук.

Особенности внешнего строения этих растений, биологичес­кие особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени.

Выращивание: посев, уход, уборка.

Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (ви­тамины).

Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.

Практические работы: выращивание рассады. Определение основных групп семян овощных растений. Посадка, прополка, уход за овощными растениями на при­школьном участке, сбор урожая.

Растения сада

Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (аб­рикосы, персики — для южных регионов).

Биологические особенности растений сада: созревание плодов. особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними.

Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза све­жих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.

Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев. Рыхление междурядий на делянках земляники. Уборка прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых деревьев. Экскурсия в цветущий сад.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс




34 часа в год

Тема занятия


Глава 1.Наука о растениях ботаника - 4ч.

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Многообразие жизненных форм растений

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки

Ткани растений


Глава 2. Органы растений- 9ч.

Семя, его строение и значение.

Л/р № 1 «Строение семени фасоли»

Условия прорастания семян

Корень, его строение и значение.

Л/р № 2 «Строение корня проростка»

Побег, его строение и развитие.

Л/р №З «Строение вегетативных и генеративных почек»

Лист, его строение и значение

Стебель, его строение и значение.

Л/р 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

Цветок, его строение и значение

Плод. Разнообразие и значение плодов

Повторение, обобщение и систематизация информации по темам «Наука о растениях — ботаника» и «Органы растений»


Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений - 6 час.

Минеральное питание растений и значение воды

Воздушное питание растений — фотосинтез

Дыхание и обмен веществ у растений

Размножение и оплодотворение у растений

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Л/р 5 «Черенкование комнатных растений»

Рост и развитие растений


Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира - 11ч.

Систематика растений, ее значение для ботаники

Водоросли, их разнообразие и значение в природе

Отдел Моховидные, Общая характеристика и значение. Л/р № 6 Изучение внешнего строения моховидных растений

Плауны. Хвощи, Папоротники. Их общая характеристика

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

Семейства класса Двудольные

Семейства класса Однодольные

Историческое развитие растительного мира

Разнообразие и происхождение культурных растений

Дары Нового и Старого Света


Глава 5. Природные сообщества– 5ч.

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

Смена природных сообществ и ее причины

Повторение, обобщение и систематизация информации по курсу биологии 6 класса. Обсуждение заданий на лето


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для учителя и для учащихся

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с. 2. Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/М. : Просвещение, 2013