СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по дисциплине «основы садоводства» по профессии 18103 «садовник»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная Рабочая ПРОГРАММа

 

по дисциплине «основы садоводства»

 

по профессии 18103 «садовник»

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по дисциплине «основы садоводства» по профессии 18103 «садовник»»















Адаптированная Рабочая ПРОГРАММа

по дисциплине «основы садоводства»


по профессии 18103 «садовник»




























Адаптированная рабочая программа профессионального обучения разработана на основе профессионального стандарта «Специалист в области декоративного садоводства» для слушателей по профессии 18103 «Садовник»



Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Уфимский колледж ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова


Разработчик :

Назирова Н.А. преподаватель спецдисциплин.


©















































С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности у обучающихся в ходе освоения дисциплины должны формироваться:


трудовые действия

посева, посадки и ухода за посадками сельскохозяйственных культур и декоративных растений; копки ям и засыпки после высадки саженцев, черенков, сеянцев, деревьев и кустарников, цветочных растений ; обрезки больных, отмерших побегов; измерения интенсивности света, температурного и водного режима почвы , воздуха; способы обвязки и укрытия и другие способы защиты; устройства и формирования газонов, цветников.

необходимые умения

выполнять агротехнические приемы посева, посадки и ухода за растениями с соблюдением правил безопасности - полив, подкормку, рыхление, удаление сорняков в посевах и посадках и другие приемы: обрезку, подвязку , формовку, подрезку , формирование и способы прививки плодовых культур; закладку шпалер, пикировку рассады; пасынкование, пинцировку растений; сажать, пересаживать саженцы, черенки, сеянцы, деревья, кустарники, цветочные растения; пользоваться садовым инструментом и инвентарем; использовать простые метеорологические приборы; защищать от неблагоприятных метеорологических условий, вредителей и болезней.

необходимые знания

морфобиологические особенности выращиваемых плодов и декоративных растений, агротехнические приемы возделывания декоративных растений и плодово-ягодных культур, способы уборки и транспортировки урожая, способы посадки и пересадки растений, требования охраны труда при выполнении работ, способы защиты от неблагоприятных условий, технологии профилактики и борьбы с болезнями и вредителями растений, технологии устройства газонов и цветников и приемы ухода за ними, породы деревьев и кустарников, плодово-ягодных культур, их свойства и особенности.






Результатом освоения программы профессионального обучения является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Основы садоводства, в том числе профессиональными и общими компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Производить посев, посадку сельскохозяйственных культур

ПК 2

Выполнять работы по уходу за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.

ПК 3

Проводить мероприятия по защите растений от вредителей, болезней, сорняков

ПК 4

Собирать урожай и транспортировать к местам хранения.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).




3.1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание дисциплины Основы садоводства

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение дисциплины (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1,2,3.4

Раздел 1.

876

232

40

116

468

66


Производственная практика, часов



*






Всего:

876

232

40

116

468

66
















3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине « Основы садоводства».


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия.

Объем часов

Уровень освоения


1

2

3

4


Учебная дисциплина Основы садоводства


232



Раздел 1

Общее цветоводство


Тема1

Строение цветочных растений

Содержание

12 7


1.

Строение растений. Корень

1



2.

Стебель

1



3.

Лист

1



4.

Цветок. Опыление.

1



5.

Соцветие

1



6.

Плоды. Семена

1



7

Значение растений

1



Лабораторно - практические занятия

5

1




1.

Корни ,их разновидности. Почвенное питание растений


3

Листья, их строение и формы

1


4

Строение цветка и виды соцветий

1


5

Виды плодов и семян

1


Тема 2

Условия выращивания цветочных растений

Содержание

11 9


1.

Тепловой режим

1

2



2.

Водный режим



3

Световой режим

1



4

Воздушный режим

1



5

Питание растений . Удобрения

2



6

Садовые земли. Субстраты

2



Лабораторно - практические занятия

2



1.

Заготовка дерновой ,листовой, перегнойной земли.


Тема 3

Общие приемы выращивания растений, уход за ними

Содержание

17



1.

Обработка почвы. Посадка растений , пересадка, перевалка

3



2

Полив, способы полива, орошение и методы орошения сада.

2



3

Рыхление ,прополка, прореживание, окучивание

2



4


Мульчирование, нормы, сроки, способы внесения удобрений.

2



5

Севооборот.

1



6

Подвязка. Прищипка, пасынкование

2



7

Обрезка растений . Срезка цветов.

2



8

Защита от неблагоприятных условий. Обвязка, укрытие, дымление, полив, мульчирование, установка защитных колпаков от дождя, глубокая культивация почвы, пломбирование, дупел, лечение трещин, расколов.

2







9.

Машины и оборудование, применяемые в саду.

1



Тема 4.

Вредители и болезни цветочных растений и меры борьбы с ними

Содержание

30 24



1.

Основные группы вредителей : нематоды (стеблевые, плодовые, корневые), моллюски, вредные грызуны, клещи, насекомые

2



2.

Насекомые , их строение и жизненные функции. Внешнее строение насекомых

2



3.

Внутреннее строение насекомых

2



4.

Биология развития насекомых, развитие с полным и неполным превращением

2



5.

Систематика и классификация насекомых .Насекомые с неполным превращением.

2



6.

Насекомые с полным превращением

2



7.

Типы повреждения растений насекомыми

2



8.

Болезни растений и их возбудители. Классификация болезней.

2



9.

Неинфекционные болезни

2



10

Инфекционные болезни.

2



11

Методы защиты растений от вредителей . Понятие о пестицидах , их применение.

4



Лабораторно –практические занятия

6


2



1.

Зарисовка частей тела, ротовых органов у со­сущих и грызущих насекомых, стадий развития насекомых с полным и неполным превращением.


2

Ознакомление с вредителями по коллекциям и таблицам, гербарным образцам их зарисовка.

2


3

Изучение растений, поврежденных вредителями , их зарисовка.

1



4.

Ознакомление с основными пестицидами и правилами обращения.

1


Раздел 2

Цветоводство закрытого грунта


Тема1.

Ассортимент и технология выращивания цветочных растений

закрытого грунта















Раздел 3

Цветоводство открытого грунта

Тема 1.

Ассортимент цветочных растений открытого грунта

Содержание

30 24


1. Производственные площади для выращивания цветочно-декоративных растений

1



2. Классификация цветочно-декоративных растений защищенного грунта

1



3. Сезонноцветущие грунтовые культуры

2



4. Сезонноцветущие горшечные культуры

2



5. Выгоночные культуры-травянистые и кустарниковые

2



6. Вечнозеленые цветочно-декоративные культуры, классификация, характеристика.

1



7. Условия выращивания вечнозеленых растений. Температурный режим.

1



8. Световой режим, водный режим.

1



9. Почвенные смеси, минеральное питание

2



10. Пересадка и перевалка вечнозеленых

2



11. Емкости для посадки комнатных растений , обрезка и прищипка растений

2



12. Основные вечнозеленые растения. Абутилон, антуриум, аспарагус, аспидистра.

2



13. Бегония, бромелиевые , гибискус, диффенбахия, сансевьера


2



14. Драцена, зебрина, кодиеум, кофе, монстера, сингониум, спатифиллум

2



15. Пальмы. Финик, хамедорея, хамеропс , ховея, трахикарпус.Фикус.

2



16. Папоротники, плющи. Хлорофитум , циссус, юкка.

2



17. Цветочно-декоративные растения в интерьере.

1



18. Способы и приемы размещения растений в интерьере

2



Практические занятия

6



1. Пересадка и перевалка сезонноцветущих растений

2



2. Пересадка и перевалка вечнозеленых растений.

2



3. Уход за горшечными растениями.

2



Содержание

59 49



1.

Классификация и характеристика растений открытого грунта .

1

1



2

Летники. Летники красивоцветущие . Агератум



3

Астра, алиссум ,амаранта

1



4

Бальзамин, бархатцы

1



5

Бегония, вербена

1



6

Гацания, георгин , гвоздика

1



7

Календула, космея, клеома

1



8

Львиный зев, лобелия, петуния, пеларгония, портулак

2



9

Сальвия, табак , хризантема, целозия, цинния

2



9

Летники декоративно-лиственные: дек. капуста, кохия ,клещевина, перилла, цинерария

3



10

Летники вьющиеся: вьюнок, фасоль огненная, горошек душистый, ипомея, настурция, хмель

3



11

Ковровые, характеристика; альтернантера, ирезине, колеус, овсяница, сантолина, седум

3



12

Сухоцветы, характеристика: акроклиниум, гелихризум, статице.

2



13

Гомфрена , эрингиум, эхинопс

2



14

Двулетники , кр. характеристика: анютины глазки, маргаритка, мальва, гвоздика турецкая, незабудка, наперстянка,колокольчик,незабудка

4



15

Многолетники, общая характеристика.

2



16

Многолетние зимующие в открытом грунте: астильба, астра

1



17

Аквилегия, дельфиниум, ирис

2



18

Лилейник, люпин, пион

2



19

Примула, рудбекия,

1



20

Флокс, хоста

1



21

Многолетники, не зимующие в открытом грунте; канна ,георгина , гладиолусы

2



22

Луковичные многолетники: гиацинт, лилия, нарцисс, тюльпан, лиатрис

4



23

Мелколуковичные многолетники ; безвременник, крокус, мускари и др.

2



20

Розы. Классификация, размножение, посадка ,уход, обрезка

4



Лабораторно-практические занятия

10

1

1




1.

Препарирование луковиц гладиолусов, тюльпанов.


2

Выращивание луковичных



3

Посев семян однолетних, пикировка, уход за рассадой

2




4

Посев семян двулетних , уход за всходами

2




5

Посев семян многолетних, уход, высадка на постоянное место

2




6

Составление календаря работы на цветнике

1




7

Выращивание многолетников, не зимующих на открытом грунте

1




Тема 2

Использование растений в зеленом строительстве











Тема3.

Древесно-кустарниковые растения
















Тема 4.

Плодово- ягодные растения.

Содержание

22 19



1.

Декоративное оформление участка, Композиции зеленых насаждений

2



2.

Проектирование закладки сада, подготовка участка к озеленению

2



3.

Обработка почвы в саду, уход за почвой и зелеными насаждениями.

2



4.

Устройство и содержание газонов. Садовые дорожки и спортивные площадки.

3



5.

Оформление цветника , виды цветочных устройств, уход за ними.

2



6

Устройство альпинарий и рокарий. Создание живой изгороди

2



7.

Вертикальное озеленение. Садовые дорожки , спортивные площадки.

2



8.

Водоемы и малые архитектурные формы, устройство ограды.

2



9.

Использование плодовых древесных растений в озеленении.

2




Практические занятия.

3



1.

Составление проекта, расчет площади цветника, его формы.

1



2.

Создание зимнего сада.

1



3.

Оформление интерьера предприятий.

1



Содержание

23 19



1.

Ассортимент деревьев и кустарников для озеленительных работ, их классификация.

2
















2.

Хвойные породы . Классификация и характеристика. Ель, сосна, туя, пихта, лиственница, можжевельник,

2


3.

Лиственные породы . Классификация и характеристика . Дуб, береза , клен, липа, ива, тополь, ясень , ольха, осина.

2



4

Декоративные кустарники , их ассортимент и характеристика, использование в озеленении

2


5.

Выращивание деревьев и кустарников ,способы посадки саженцев, выкопка и сортировка саженцев

3


6.

Типы крон, формирование деревьев и кустарников, виды и приемы, сроки обрезки., обработка ран после обрезки. Садовые инструменты и приспособления.

4


6.

Выкопка , транспортировка и реализация деревьев и кустарников

2


7.

Выращивание крупномерного посадочного материала.

2



Практические занятия.

4


1.

Посадка деревьев и кустарников

2


2.

Обрезка деревьев и кустарников

2



Содержание

28 24


1.

Семечковые плодовые культуры. Яблоня и груша и х сорта.

3


2.

Косточковые плодовые культуры. Вишня ,черешня , слива и их сорта.

3


3.

Способы вегетативного размножения плодовых культур(отводками, делением куста, черенкованием, прививкой). Стимуляторы роста.

3


4.

Агротехника плодовых культур. Посадка растений, подготовка посадочных ям и растений к посадке, сроки и глубина посадки , уход за посадками.


4


5.

Ягодные культуры. Земляника, малина, черная смородина, крыжовник и их сорта. Особенности агротехники и ухода за ягодными культурами.

3



6.


Уход за садом. Обрезка и формирование , перепрививка растений. Уход за почвой, внесение удобрений и подкормка растений. Использование междурядий. Садовый инвентарь и средства механизации

4


7.

Способы уборки урожая, сортировка и калибровка плодов и ягод. Подготовка ящиков для укладки и способы упаковки плодов , закладка на хранение.

2


8.

Вредители и болезни плодово-ягодных культур. Меры борьбы с вредителями, химические средства защиты. Техника безопасности при работе с ядохимикатами.


2





Практические занятия

4





1.

Посадка плодовых (яблони и вишни)

2





2.

Посадка ягодных культур ( смородина),размножение отводками, делением куста.

2





Учебная практика

Виды работ

Сбор гербарного материала

Составление почвенных смесей

Очистка участков, подготовка почвы, посев семян.

Посадка рассады летников , двулетников и многолетников

Уход за летниками, двулетниками, многолетниками

Сбор энтомологического материала.

Сбор гербарного материала пораженные болезнями и вредителями.

Выполнение агротехнических мероприятий

Технология создания цветника подбор растений.

Изучение ассортимента древесных пород и кустарников

Изучение технологии обрезки

Изучение технологии создания альпинариев, садовых дорожек.


Производственная практика

Виды работ

Составление почвосмеси, подготовка парников и рассадников, гряд открытого грунта.

Определение болезней растений по таблицам и образцам

Изучение растений поврежденных вредителями

Приготовление рабочих растворов для обработки больных растений

Технология выращивания 1летних,2летних и многолетних

Посев семян ,высадка рассады, выкопка луковичных и сезонноцветущих

Выгонка луковичных

Выращивание сезонно-цветущих

Зимний уход за комнатными культурами.

Технология выращивания растений закрытого грунта

Устройство цветника и уход за ним

Технология работы в дендрологическом отделе

Озеленение стен зданий ,создание альпинариев, рокариев.

Создание и содержание газона

Уход за газонами в разное время года.

Защита растений от неблагоприятных условий внешней среды.




-





468













66



1.

Композиции зеленых насаждений

2

3

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам составленным преподавателем);

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов, подготовка к защите.;

Самостоятельное изучение и составление инструкционно- технологических карт.


2.

Проектирование садово-паркового ландшафта, подготовка участка к озеленению

2


Примерная тематика внеаудиторных самостоятельных заданий

  1. Оформление технологической документации процесса выполнения лабораторно-практических работ

  2. Составление тестов по темам.

  3. Составление карточек-заданий по темам.


3.

Уход за почвой и зелеными насаждениями.

2





4.

Устройство и содержание газонов. Садовые дорожки и спортивные площадки.

3



4. условия реализации программы


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета « Основы садоводства»; лаборатории технологии производства продукции растениеводства; полигоны: опытные участки. учебно-производственное хозяйство.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия ;

- комплект инструментов, приспособлений;

- комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска.


Оборудование лаборатории и рабочих мест:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место мастера

- комплект инструментов, приспособлений;

- наглядные пособия;

- комплект учебно-методической документации


Реализация программы предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

О.Н.Бобылева. Цветочно-декоративные растения закрытого грунта. Москва.2011г.

В.А.Лудилов.Производство семян овощных культур с основами земледелия

Москва.2011.

В.Ф.Бибикова.Цветоводство защищенного грунта.Москва.2010г.

В.В.Гриценко.Вредители и болезни сельскохозяйственных культур.Москва.2010г.

О.А.Ганечкина.Справочник умелого цветовода. Москва.2014г.

Т.П.Князев.Миллион цветов на вашем участке.Москва.2012г.

Ю.В.Сергиенко.Полная энциклопедия комнтных растений.Москва.2010г.

Дэвид Стивенс.Внутренний дворик.(дизайн) Москва.2014г.


Дополнительные источники:

  1. Интернет-ресурсы

  2. Журналы , каталоги,стандарты по цветоводству и садоводству


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессии.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение : наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю .

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели , а также обще-профессиональных дисциплин.

Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.




5. Контроль и оценка результатов освоения


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК1.Производить посев и посадку сельскохозяйственных культур.


Грамотность выполнения технологических операций по посеву и посадке сель.хоз. культур.Знание технологии посева в зависимости от биологических особенностей культуры.

Текущий контроль в форме:

-защиты лабораторных и практических занятий;

-контрольных работ по темам МДК.


Зачеты по учебной и производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля.


Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК2.Выполнять работы по уходу за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.

Грамотность выполнения технологических приемов по уходу за посевами и посадками сель.хоз.культур.


ПК3.Проводить мероприятия по защите растений от вредителей, болезней ,сорняков.

ПК4.Собирать урожай и транспортировать к местам хранения.

Умение определять по признакам поражения растений вредителями и болезнями.

Грамотное владение мероприятиями по защите растений.

Знание техники безопасности и умение обработки растений ядохимикатами.

Грамотность и аккуратность сбора урожая и транспортировки к местам хранения.









Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций .







Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-демонстрация интереса к будущей профессии



Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области определения последовательности и методов работы в производстве продукции растениеводства ;

-оценка эффективности и качества выполнения работ;

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

-решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области определения последовательности и методов работы в области производства продукции растениеводства;



Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

-эффективный поиск необходимой информации;

-использование различных источников, включая электронные;

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-работа на современном оборудовании с применением средств малой механизации;



Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности


-взаимодействие с обучающими-

ся, преподавателями и мастерами в ходе обучения


-оценка эффективности и качества работ,выбор и применение более безопасных. методов

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

-организация работы на производственной практике.




3