СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
АООП для детей с ОВЗ ЗПР по литературе для 6 класса ФГОС ООО на 105 часов
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на ПМПК Согласована МКОУ «Свердликовская средняя» Заместитель общеобразовательная школа» директора по УВР от 27. 08. 2019 г. _____/Стоянова О. Ф./ Протокол № 1 от 28. 08. 2019 г. Председатель ПМПК ________/Стоянова О. Ф./
| Принята Утверждаю на заседании Директор школы педагогического _________ /Иванов Е.А./ совета Приказ от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г. Протокол № 1 № 1 - 29
|
Адаптированная
рабочая программа
по литературе
6 класс
(для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР на основе варианта 7.1)
2019 – 2020 уч. год
Учитель:
Шуличенко Ольга Ивановна
с. Свердликово
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АООП для детей с ОВЗ ЗПР по литературе для 6 класса составлена на основе:
- ФГОС основного общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08. 04. 2015. Протокол № 1/15)
- учебного плана школы на 2019 - 2020 уч. год, согласно которому данная программа рассчитана на изучение литературы в 6 классе из расчёта 3 часа в неделю
(105 ч. в год)
Рабочая программа ориентирована на учебное пособие:
Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература.
6 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2013
Главная цель адаптированной программы – разработка содержания коррекционно-развивающей работы с ребенком, направленной на формирование речевых новообразований и становление всех видов детской деятельности. Адаптированная программа представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и с его родителями, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на определенной ступени образования.
Целевое назначение адаптированной образовательной программы заключается в направленности на преодоление несоответствия между процессами обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ОВЗ) не могут освоить Программу по литературе в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Учащиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования является усвоение содержания предмета «Литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Данная адаптированная рабочая программа предусматривает овладение знаниями в объёме обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Кроме того, предусматривается коррекция недостатков в развитии и индивидуально – групповая коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении предметом.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о литературе познается школьниками в результате практической деятельности.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Содержание программы включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В настоящей рабочей программе затронута одна из ведущих проблем - художественное произведение и автор, характеры героев.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Основными задачами реализации программы являются:
развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
отбор текстов с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;
постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Настоящая адаптированная рабочая программа предмета «Литература» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и задает последовательность изучения материала. Рабочая программа содействует реализации единой концепции образования.
Обучающиеся хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы, у них не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения.
Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, что свидетельствует о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем.
У обучающихся имеются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Они склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова.
Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин.
Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Исходя из особенностей классов, в тематическое планирование на каждый урок введены коррекционные упражнения, направленные на развитие речи.
На уроках литературы решаются следующие коррекционные задачи:
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция – развитие речи:
развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи;
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
Адаптированная рабочая программа предусматривает решение проблем, возникающих в процессе обучения учащегося: несформированность техники чтения, отсутствие систематических знаний по литературе, неумение пересказывать и анализировать текст и т.д. Проблемы планируется решать за счёт тех форм и видов деятельности, которые используются на уроках.
Предлагаемое содержание и объём курса соответствует образовательному стандарту по литературе, психолого-педагогической характеристике класса.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Специальные методы и приемы коррекционно-развивающего обучения:
задания по степени нарастающей трудности;
специальные коррекционные упражнения;
задания с опорой на несколько анализаторов;
развёрнутая словесная оценка;
включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей;
пропедевтика усвоения нового материала;
воспроизведение учебного материала по памяти;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
Входной – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; тестирование; выразительное чтение; техника чтения).
Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков).
Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование).
Тематический – по окончании изучения темы (тестирование).
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (тестирование, техника чтения, выразительное чтение).
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная рабочая программа по литературе для детей с ТНР, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:
частичном перераспределении учебных часов между темами, так как обучающиеся медленнее воспринимают новый материал, медленнее ведут запись и выполняют графические работы;
методических приѐмах, используемых на уроках: при использовании классной доски все записи учителем и учениками сопровождаются словесными комментариями;
оказывается индивидуальная помощь обучающимся;
коррекционной направленности каждого урока;
снижение уровня сложности и объема заданий;
в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов;
использование более медленного темпа обучения;
аналитико-синтетический способ преподнесения материала с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия;
постоянное обращение к конкретной действительности;
выявление причинно-следственных связей;
разделение деятельности на отдельные части, элементы, операции;
дозированная помощь взрослого;
многократное возвращение к изученному материалу;
постоянное обращение к конкретной действительности;
четкое обобщение каждого этапа урока ( проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д);
объяснение нового учебного материала по частям;
четкая и ясная формулировка вопросов учителя;
структурирование изучаемого материала с использованием сигнальных опор;
детализирование изучения того или иного раздела программы с целью адаптации объема, характера учебного материала к познавательным возможностям ребенка;
опора на практические действия с реальными предметами;
использование инструктивных карточек с описанием пошаговых действий;
вынесение сложных тем на индивидуальные коррекционные занятия;
снижение темпа деятельности, увеличение времени для выполнения заданий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения обучающимися программы по литературе являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
потребность в самовыражении через слово;
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по литературе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать условия и пути достижения цели;
составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты обучения
Обучающийся научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Предметные результаты освоения обучающимися программы по литературе
Устное народное творчество
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;
• выделять нравственную проблематику пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
Ученик получит возможность научиться:
• сравнивая пословицы и поговорки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• сочинять сказку или рассказ по пословице и/или придумывать сюжетные линии;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между пословицами и поговорками разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию;
• работать с книгой как источником информации.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;
• создавать собственную иллюстрацию изученного текста;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
• представление о самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел. Основное содержание по темам. | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. |
1 | Введение. Писатели - создатели, хранители и любители книг. | 1 | Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма); решение тестов. |
2 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни. Пословицы и поговорки. Загадки. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
| 4 | Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной; выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен; использование пословиц, поговорок и загадок в устных и письменных высказываниях; составление плана письменного высказывания; устный монологический ответ по плану; игровые виды деятельности: конкурсы, викторины. |
3 | Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет» - первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
| 2 | Выразительное чтение произведения; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; характеристика героев древнерусской литературы; устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; подбор цитат по заданной теме. |
4 | Из литературы XVIII века. Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
| 1 | Устный рассказ о баснописце; выразительное чтение басни; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; характеристика героев басни; формулирование вопросов к тексту; устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; работа со словарём литературоведческих терминов.
|
5 | Из русской литературы XIX века. | 48 |
|
6 | И. А. Крылов. Басни. «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и соловей».
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
| 4 | Составлять сообщения о баснописце и устный рассказ о нём. Выразительно читать басни (в том числе по ролям и наизусть) и басни собственного сочинения. Устно рецензировать выразительное чтение одноклассников. Создавать устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять вопросы к басням. Создавать характеристики героев басен. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Работать со словарём литературоведческих терминов. Создавать собственные иллюстрации. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п. Выявлять особенности басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция, особенности языка и стиха). Составлять таблицы «Жанровые особенности басен». Презентация и защита собственных иллюстраций к басням И. А. Крылова. |
7 | А. С. Пушкин. Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка». Образ автора – повествователя в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Изображение русского барства в повести. Дубровский – старший и Троекуров в повести. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян в повести Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Защита чести, независимости личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям повести. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). | 16 | Поиск сведений о поэте; устный рассказ о поэте; выразительное чтение стихотворений; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; устные ответы на вопросы; выявление в стихотворениях их жанровых особенностей; составление плана анализа стихотворения; устный и письменный анализ стихотворений; выразительное чтение фрагментов прозы; поиск незнакомых слов и их объяснение с помощью словарей и справочной литературы; различные виды пересказов; анализ сюжетно-композиционных особенностей прозаических произведений; выделение этапов развития сюжета; различение образов рассказчика и автора-повествователя; анализ различных форм выражения авторской позиции; составление сравнительной характеристики героев; обсуждение киноверсий повестей; составление письменного ответа на проблемный вопрос.
|
8 | М. Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях «Утес», «Три пальмы». Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления). | 4 | Поиск материалов о биографии и творчестве поэта; устный рассказ о поэте; выразительное чтение стихотворений; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; различение образов лирического героя и автора в лирике; выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции; устный и письменный анализ стихотворения; составление письменного ответа на проблемный вопрос. |
9 | И. С. Тургенев. Литературный портрет писателя. Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков в рассказе. Роль картин природы в рассказе. Выразительное чтение отрывков. Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» Вн. чт. И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч». Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
| 5 | Устный рассказ о писателе, выразительное чтение; поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; составление устной и письменной характеристики героя или групповой характеристики героев; нравственная оценка героев; различение образов рассказчика и автора-повествователя; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов; работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом; игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п. |
10
11
12 | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет поэта. Отражение внутреннего мира поэта в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело», «Листья». Философские размышления в стихотворении «С поляны коршун поднялся». | 4 | Устный рассказ о поэте; выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть); устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устный и письменный анализ стихотворений; различение образов лирического героя и автора в лирике; анализ форм выражения авторской позиции в стихотворениях; подбор цитат из стихотворений по заданной теме; работа со словарём литературоведческих терминов; письменный ответ на вопрос проблемного характера; тестовая проверка знаний по теории литературы. |
А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила", «Еще майская ночь…», «Учись у них – у дуба, у березы». Краски и звуки в пейзажной лирике А. А. Фета. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
| 2 | Устный рассказ о поэте; выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть); выразительное чтение; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устный и письменный анализ стихотворений; различение образов лирического героя и автора в лирике; анализ форм выражения авторской позиции в стихотворениях; подбор цитат из стихотворений по заданной теме; работа со словарём литературоведческих терминов; письменный ответ на вопрос проблемного характера; тестовая проверка знаний по теории литературы. | |
Н. А. Некрасов. Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение “Железная дорога”. Картины подневольного труда. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении «Железная дорога». Своеобразие языка и композиции стихотворения. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). | 3 | Устный рассказ о поэте; выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть); выразительное чтение; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устный и письменный анализ стихотворений; различение образов лирического героя и автора в лирике; анализ форм выражения авторской позиции в стихотворениях; подбор цитат из стихотворений по заданной теме; работа со словарём литературоведческих терминов; письменный ответ на вопрос проблемного характера; тестовая проверка знаний по теории литературы. | |
13 | Н. С. Лесков. Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Гордость Н. С. Лескова за народ в сказе “Левша”. Особенности языка сказа «Левша». “Портрет” Левши. Сказовая форма повествования в сказе «Левша». Вн. чт. Н. С. Лесков «Человек на часах», Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). | 6 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение сказа (в том числе по ролям); устные ответы на вопросы; составление устной и письменной характеристики героев; нравственная оценка героев сказа; анализ различных форм выражения авторской позиции; различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении; жанровая характеристика сказа; работа со словарём литературоведческих терминов; составление плана (цитатного плана). письменного высказывания; письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного плана. |
14 | А. П. Чехов. Встреча с А. П. Чеховым – писателем и человеком. Роль художественной детали в рассказе «Толстый и тонкий». «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника» и др. рассказы. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий). | 2 | Устный рассказ о писателе; восприятие текста рассказа и его выразительное чтение; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; составление устной и письменной характеристики героев и их нравственная оценка; анализ различных форм выражения авторской позиции в рассказах; работа со словарями и справочной литературой; обсуждение произведений книжной графики; игровые виды деятельности: конкурсы, викторины |
15 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский, Е. А. Баратынский. Особенности пейзажной лирики. А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). | 2 | Выразительное чтение стихотворений; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устный и письменный анализ стихотворений; прослушивание и обсуждение романсов на стихи русских поэтов; устное рецензирование исполнения романсов актёрами; определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов; составление плана письменного высказывания; обсуждение пейзажных картин русских художников и пейзажных полотен, созвучных стихам и романсам; письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного плана. |
16 | Из русской литературы XX века. | 25 |
|
| А. И. Куприн. Реальная основа рассказа «Чудесный доктор». Тема служения людям в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор». Характеристика героя по плану. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления). | 3 | Устный рассказ о писателе; восприятие текста рассказа и его выразительное чтение; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; составление устной и письменной характеристики героев и их нравственная оценка; анализ различных форм выражения авторской позиции в рассказах; работа со словарями и справочной литературой; обсуждение произведений книжной графики; игровые виды деятельности: конкурсы, викторины. |
17 | А. П. Платонов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Неизвестный цветок». Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).
| 2 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение фрагментов; устные ответы на вопросы (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении; составление плана (цитатного плана) и сравнительной характеристики героев; устный и письменный анализ эпизода; работа со словарём литературоведческих терминов. |
18 | М. М. Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца». Особенности композиции и сюжета. Тема дружбы и согласия в сказке - были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Образ природы в сказке – были. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление). | 4 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение фрагментов; устные ответы на вопросы (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении; составление плана (цитатного плана) и сравнительной характеристики героев; устный и письменный анализ эпизода; работа со словарём литературоведческих терминов. |
19 | А. С. Грин. Слово о сказочнике. Повесть “Алые паруса”. Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести. Отношение автора к героям повести «Алые паруса» Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений). | 3 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение фрагментов; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников; устные ответы на вопросы (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении; составление плана (цитатного плана) и сравнительной характеристики героев; устный и письменный анализ эпизода; работа со словарём литературоведческих терминов. |
20 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К. Г. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Солдатские будни и любовь к Родине в годы военных испытаний. Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений). | 2 | Устные рассказы о поэтах-фронтовиках; выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть); устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; различение образов лирического героя и автора; выявление роли изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. |
21 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления). | 3 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям); устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; выделение этапов развития сюжета; устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов. |
22 | В. Г. Распутин. Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика рассказа. Проект. Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). | 3 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям); устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; выделение этапов развития сюжета; устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов. |
23 | Родная природа в русской литературе XX века. Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова. Чувство любви к родной природе в стихах А. А. Блока, С. А. Есенина. А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий). Лирический герой (развитие представлений). | 5 | Выразительное чтение стихотворений; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устный и письменный анализ стихотворений; прослушивание и обсуждение романсов на стихи русских поэтов; устное рецензирование исполнения романсов актёрами; определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов; составление плана письменного высказывания; обсуждение пейзажных картин русских художников и пейзажных полотен, созвучных стихам и романсам; письменный ответ на проблемный вопрос сопоставительного плана; работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом. |
24 | Писатели улыбаются | 6 |
|
25 | В. М. Шукшин. Особенности рассказов В. М. Шукшина о героях – «чудиках». Рассказы В. М. Шукшина «Чудик», «Критики». Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В. М. Шукшина. Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). | 2 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение фрагментов рассказа; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов; презентация и защита собственных иллюстраций. |
26 | Ф. Искандер. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Вн. чт. Обзор творчества писателей Курского края. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие понятия).
| 4 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение фрагментов рассказа; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов; презентация и защита собственных иллюстраций. |
27 | Из литературы народов России. | 1 |
|
| Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов. | 1 | Устные рассказы о поэтах; выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть); устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устный и письменный анализ стихотворений; различение образов лирического героя и автора в лирике; анализ форм выражения авторской позиции в стихотворениях; подбор цитат из стихотворений по заданной теме; работа со словарём литературоведческих терминов; письменный ответ на вопрос проблемного характера; тестовая проверка знаний по теории литературы. |
28 | Из зарубежной литературы | 13 |
|
| Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. | 2 | Выразительное чтение мифов; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов. |
29 | Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). | 1 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение легенды; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов. |
30 | Гомер. Героический эпос Гомера. «Илиада», «Одиссея». Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). | 1 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение фрагментов героического эпоса; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов. |
31 | М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот»: нравственный смысл романа. Мастерство М. де Сервантеса – романиста. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе, о пародии (начальные представления). | 3 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение фрагментов романа; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов. |
32 | Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». Теория литературы. Понятие о рыцарской балладе (начальные представления).
| 1 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение баллады; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов. |
33 | П. Мериме. Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. Теория литературы. Понятие о новелле (начальные представления).
| 2 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение новеллы; различные виды пересказов; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа со словарём литературоведческих терминов. |
34 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Теория литературы. Притча (начальные представления).
| 3 | Устный рассказ о писателе; выразительное чтение сказки; различные виды пересказов; сопоставительный анализ произведений; поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества; поиск и анализ «вечных» образов мифологии и мировой литературы в произведениях русских писателей, |
35 | Резерв | 4 |
|
36 | Итого | 105 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов, тем | Кол-во часов (всего) | Из них (кол-во часов) | |||
по плану | по факту | Вн. чтение | Развитие речи | Контрольные работы | |||
|
|
| Введение | 1 |
|
|
|
1 |
|
| Писатели – создатели, хранители и любители книги. | 1 |
|
|
|
|
|
| Устное народное творчество | 4 |
|
| 1 |
2 |
|
| Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни. | 1 |
|
|
|
3 |
|
| Пословицы и поговорки. | 1 |
|
|
|
4 |
|
| Загадки. | 1 |
|
|
|
5 |
|
| Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество». | 1 |
|
| 1 |
|
|
| Из древнерусской литературы. | 2 |
|
|
|
6 |
|
| «Повесть временных лет» — первая русская летопись. | 1 |
|
|
|
7 |
|
| «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. | 1 |
|
|
|
|
|
| Из литературы XVIII века. | 1 |
|
|
|
8 |
|
| Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. | 1 |
|
|
|
|
|
| Из русской литературы XIX века. | 48 | 5 | 4 | 7 |
|
|
| И. А. Крылов. | 4 |
|
|
|
9-10 |
|
| Басни И. А. Крылова. «Листы и корни», «Ларчик». | 2 |
|
|
|
11 |
|
| И. А. Крылов. Басня «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. | 1 |
|
|
|
12 |
|
| Контрольная работа № 2 по теме «Басни». | 1 |
|
| 1 |
|
|
| А. С. Пушкин. | 16 |
|
|
|
13 |
|
| Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. | 1 |
| 1 |
|
14 |
|
| Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». | 1 |
|
|
|
15
|
|
| А. С. Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. | 1 |
|
|
|
16 |
|
| Р/р Лирика А. С. Пушкина. | 1 |
| 1 |
|
17 |
|
| А.С. Пушкин. Вн. чт. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка». | 1 | 1 |
|
|
18 |
|
| Образ автора – повествователя в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». | 1 |
|
|
|
19 |
|
| Контрольная работа № 3 по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». | 1 |
|
| 1 |
20 |
|
| Изображение русского барства в повести А. С. Пушкина «Дубровский» | 1 |
|
|
|
21 |
|
| Дубровский – старший и Троекуров в повести А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 |
|
|
|
22 |
|
| Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. | 1 |
|
|
|
23 |
|
| Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский». Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». | 1 |
|
|
|
24 |
|
| Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. | 1 |
|
|
|
25 |
|
| Защита чести, независимости личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 |
|
|
|
26 |
|
| Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям повести. | 1 |
|
|
|
27 |
|
| Классное сочинение по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 |
| 1 |
|
28 |
|
| Контрольная работа № 4 по повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 |
|
| 1 |
|
|
| М. Ю. Лермонтов. | 4 |
|
|
|
29 |
|
| Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». | 1 |
|
|
|
30 |
|
| Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». | 1 |
|
|
|
31 |
|
| Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы». | 1 |
|
|
|
32 |
|
| Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова. | 1 |
|
| 1 |
|
|
| И. С. Тургенев. | 5 |
|
|
|
33 |
|
| И. С. Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 |
|
|
|
34 |
|
| Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 |
|
|
|
35 |
|
| Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 |
|
|
|
36 |
|
| Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Выразительное чтение отрывков. | 1 |
|
|
|
37 |
|
| Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян» Вн. чт. И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч». | 1 | 1 |
|
|
|
|
| Ф.И. Тютчев. | 4 |
|
|
|
38 |
|
| Ф. И. Тютчев. Литературный портрет поэта. | 1 |
|
|
|
39 |
|
| Отражение внутреннего мира поэта в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело», «Листья». | 1 |
|
|
|
40
|
|
| Философские размышления Ф.И. Тютчева в стихотворении «С поляны коршун поднялся». | 1 |
|
|
|
41 |
|
| Административная контрольная работа (тестирование). | 1 |
|
| 1 |
|
|
| А. А. Фет. | 2 |
|
|
|
42 |
|
| А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила", «Еще майская ночь…», «Учись у них – у дуба, у березы». | 1 |
|
|
|
43 |
|
| Краски и звуки в пейзажной лирике А. А. Фета. | 1 |
|
|
|
|
|
| Н. А. Некрасов. | 3 |
|
|
|
44 |
|
| Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение “Железная дорога”. Картины подневольного труда. | 1 | 1 |
|
|
45 |
|
| Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога». | 1 |
| 1 |
|
46 |
|
| Своеобразие языка и композиции стихотворения. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов XIX века. | 1 |
|
| 1 |
|
|
| Н. С. Лесков. | 6 |
|
|
|
47 |
|
| Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. | 1 |
|
|
|
48 |
|
| Гордость Н. С. Лескова за народ в сказе “Левша”. | 1 |
|
|
|
49 |
|
| Особенности языка сказа Н. С. Лескова «Левша». | 1 |
|
|
|
50 |
|
| “Портрет” Левши. Сказовая форма повествования в сказе Н. С. Лескова «Левша». Проект. | 1 |
|
|
|
51 |
|
| Вн. чт. Н. С. Лесков «Человек на часах», Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». | 1 | 1 |
|
|
52 |
|
| Контрольная работа № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова | 1 |
|
| 1 |
|
|
| А. П. Чехов. | 2 |
|
|
|
53 |
|
| Встреча с А. П. Чеховым – писателем и человеком. Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». | 1 |
|
|
|
54 |
|
| Вн. чт. А. П. Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника» и др. рассказы. | 1 | 1 |
|
|
|
|
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | 2 |
|
|
|
55 |
|
| Я.П. Полонский, Е. А. Баратынский. Особенности пейзажной лирики. | 1 |
|
|
|
56 |
|
| А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». | 1 |
|
|
|
|
|
| Из русской литературы XX века. | 25 | 2 | 1 | 3 |
|
|
| А. И. Куприн. | 3 |
|
|
|
57 |
|
| А. И. Куприн. Реальная основа рассказа «Чудесный доктор». | 1 |
|
|
|
58 |
|
| Тема служения людям в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор». | 1 |
|
|
|
59 |
|
| Р/р Характеристика героя по плану. | 1 |
| 1 |
|
|
|
| А. П. Платонов. | 2 |
|
|
|
60 |
|
| А. П. Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 |
|
|
|
61 |
|
| А. П. Платонов. «Неизвестный цветок». | 1 |
|
|
|
|
|
| М. М. Пришвин. | 4 |
|
|
|
62 |
|
| М. М. Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца». Особенности композиции и сюжета.
| 1 |
|
|
|
63 |
|
| Тема дружбы и согласия в сказке - были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 |
|
|
|
64 |
|
| Образ природы в сказке - были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 |
|
|
|
65 |
|
| Контрольная работа № 8 по сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Тестирование. | 1 |
|
| 1 |
|
|
| А. Грин. | 3 |
|
|
|
66 |
|
| А. Грин. Слово о сказочнике. Повесть “Алые паруса”. | 1 |
|
|
|
67 |
|
| Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести. | 1 |
|
|
|
68 |
|
| Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | 1 |
|
|
|
|
|
| Произведения о Великой Отечественной войне | 2 |
|
|
|
69 |
|
| К. Г. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д. С. Самойлов «Сороковые». Солдатские будни и любовь к Родине в годы военных испытаний. | 1 |
|
|
|
70 |
|
| Вн. чт. Любимые строки о войне. | 1 | 1 |
|
|
|
|
| В. П. Астафьев. | 3 |
|
|
|
71 |
|
| В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение сибирской деревни в предвоенные годы. | 1 |
|
|
|
72 |
|
| Нравственные проблемы рассказа “Конь с розовой гривой” В. П. Астафьева. Яркость и самобытность героев. | 1 |
|
|
|
73 |
|
| Контрольная работа № 9 по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 |
|
| 1 |
|
|
| В. Г. Распутин. | 3 |
|
|
|
74 |
|
| Отражение трудностей военного времени в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 |
|
|
|
75 |
|
| Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | 1 |
|
|
|
76 |
|
| Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Проект. | 1 |
|
|
|
|
|
| Родная природа в русской литературе XX века. | 5 |
|
|
|
77 |
|
| Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова. | 1 |
|
|
|
78 |
|
| Чувство любви к родной природе в стихах А. А. Блока, С. А. Есенина. | 1 |
|
|
|
79 |
|
| А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». | 1 |
|
|
|
80 |
|
| Контрольная работа № 10 по стихотворениям о природе поэтов XX века. | 1 |
|
| 1 |
81 |
|
| Вн. чт. Любимые стихи поэтов XX века. | 1 | 1 |
|
|
|
|
| Писатели улыбаются | 6 | 1 | 1 |
|
82 |
|
| Особенности рассказов В. М. Шукшина о героях – «чудиках». Рассказы В. М. Шукшина «Чудик», «Критики». | 1 |
|
|
|
83 |
|
| Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В. М. Шукшина. | 1 |
|
|
|
84 |
|
| Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование характера. | 1 |
|
|
|
85 |
|
| Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 |
|
|
|
86 |
|
| Классного сочинения по произведениям В. Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф. А. Искандера (по выбору). | 1 |
| 1 |
|
87 |
|
| Вн. чт. Обзор творчества писателей Курского края. | 1 | 1 |
|
|
|
|
| Из литературы народов России | 1 |
|
|
|
88 |
|
| Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев. «»Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…». | 1 |
|
|
|
|
|
| Из зарубежной литературы | 13 |
| 1 | 1 |
89 |
|
| Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». | 1 |
|
|
|
90 |
|
| Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». | 1 |
|
|
|
91 |
|
| Геродот «Легенда об Арионе». | 1 |
|
|
|
92 |
|
| Героический эпос Гомера. «Илиада», «Одиссея». | 1 |
|
|
|
93 |
|
| М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Пародия на рыцарские романы. | 1 |
|
|
|
94 |
|
| «Дон Кихот»: нравственный смысл романа. Мастерство М. Сервантеса – романиста. | 1 |
|
|
|
95 |
|
| Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». | 1 |
|
|
|
94 |
|
| Итоговая контрольная работа (тестирование). | 1 |
|
| 1 |
97 |
|
| Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе». | 1 |
|
|
|
98 |
|
| «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. | 1 |
|
|
|
99 |
|
| А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | 1 |
|
|
|
100 |
|
| Классное сочинение по сказке «Маленький принц»: «Вечные истины в сказке». | 1 |
| 1 |
|
101 |
|
| Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». | 1 |
|
|
|
102-105 |
|
| Резервные часы. | 4 |
|
|
|