Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для обучения Белоусова Тимофея, учащегося 7 класса по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» (столярное дело).
Бедоусов Тимофей обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе образования для обучающихся с умственной отсталостью, I вариант. Возможности к усвоению учебного материалы ограничены. Слабо контролирует свое поведение, поэтому некоторые темы программы 7 класса по столярному делу исключены или взяты частично, уменьшено количество часов работы на станке.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, терпения, усидчивости)
Уважение к людям труда;
Сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
Формирование организационных умений – вовремя приходить на занятия, правильно располагать на верстаке материалы и инструменты, убирать рабочее место по окончанию работы, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Наряду с этими задачи на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений.
Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Коррекция моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательные координации, регуляции мышечного усилия);
Компенсация развития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи);
Коррекция познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, мелкой моторики рук.
Нормативно-правовые документы:
● Конституция Российской Федерации.
* Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
● Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4. 2.1178-02»
● Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №2015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (ООП) – образовательным программам начального общего (ОП НОО), основного общего (ОП ООО), среднего общего образования (ОП СОО);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Учебный план ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1.
● Учебный план Новочеркасской школы-интернат №1 на 2016-2017 учебный год.
УМК: 1. Б.А. Журавлев, «Столярное дело» 6-7 класс - М.: Просвещение, 1992г. Вспомогательная школа.
2. Б.А. Журавлев, «Столярное дело» 4 класс - М.: Просвещение, 1992г. Вспомогательная школа.
3. В.И.Куленек, «Дидактический материал по трудовому обучению» - М.: Просвещение 2000г.
4. В.А. Коваленко «Объекты труда», Москва, «Просвещение» 1991г.
Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умении учитывается: правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
На уроках столярного дела решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовке к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских.
Обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Предусмотрены следующие виды труда:
Работа с бумагой и картоном;
Объемные игрушки из картона и бумаги;
Коробки открытые;
Работа с металлом и древесиной (изделия из проволоки, изделия из жести и тонколистового металла, изделия из древесины, изделия из фанеры);
Работа с пластическими материалами (изделия из пластилина).
Межпредметные связи
Математика. Разметка заготовок, проведение параллельных линий, вычерчивание геометрических фигур по размерам
Изобразительное искусство. Определение структуры узора, расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по вопросам. Дополнение собеседника, рассказ о трудовом процессе, самостоятельное описание предметов. использование новых слов.
Ожидаемые результаты
Ориентировка в задании по вопросам и самостоятельно.
Сравнение образца с объектом по вопросам учителя и самостоятельно.
Составление плана работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно. Умение планировать свою работу.
Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя.
Употребление в речи технической терминологии.
Словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно. Анализ своего изделия по вопросам учителя и самостоятельно.
Содержание учебного предмета
1 четверть – 8 ч
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства | Проблемы при изучении темы | Мониторинг |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. | 2 | Повторение Т.Б. План работы на четверть. | Беседа, плакаты по ТБ, презентация. | | Зачет по ТБ |
2-3 | Изготовление ящика по размерам перекладиной | 4 | Выполнить поперечное пиление, производить обработку, отделку. | Образец изделия | | Практическая работа |
4 | Сборка ящика изготовление дна шлифование и отделка изделия. | | Выполнить задание по размерам, отшлифовать и украсить изделие. | Рисунок изделия, образец изделия. | | Практическая работа |
5-6 | Изготовление деталей круглого сечения (палочка для флажка) | 4 | Ориентироваться в задании по образцу и рисунку. Планировать работу по объяснению и показу. | Готовое изделие. Технологическая карта. Плакаты по ТБ. | | Практическая работа |
7 | Изготовление флажка, вертушки (по выбору) Крепление к основанию. | 2 | Ориентироваться в задании по образцу, плакату. | Готовое изделие. Плакат по Т.Б. | | Практическая работа |
8 | Самостоятельная работа(тестирование) работа с конструктором | 2 | Ориентировка в задании по чертежу изделия | Детали конструктора. | | Практическая работа |
2 четверть- 8ч.
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства | Проблемы при изучении темы | Мониторинг | |
1 | Вводное занятие. Текущий инструктаж, подбор объектов труда | 2 | Правила по ТБ. Поведение в мастерской и обязанности уч-ся. | Беседа, плакаты по ТБ. | | Зачет по ТБ | |
2-3 | Разметка и изготовление заготовок рамки. Изготовление рамки, дна рамки. | 8 | Ориентирование в задании по образцу. Планирование и фронтальное объяснение. | Инструменты и принадлежности. Образцы изделия. | | Практическая работа | |
4-5 | Игрушки из древесины и проволоки | 4 | Анализ образцов. Составление плана работы изделия. | Беседа по образцам. Технологическая карта. | | Практическая работа | |
6-7 | Изделие из «Папье-Маше» | 8 | Ориентировка по образцу. Составление плана работы по объяснению. Анализ качества. | Экскурсия в выставочный зал. Готовое изделие. Плакаты и материалы. | | Практическая работа | |
8 | Самостоятельная работа(тестирование) | 2 | Выполнение задания | Материалы и оборудование мастерской | | Практическая работа | | | |
3 четверть – 10 ч.
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства | Проблемы при изучении темы | Мониторинг |
1 | Вводное занятие. Текущий инструктаж, подбор объектов труда. | 2 | Анализ работы. Правила поведения в мастерской. | Плакаты по ТБ. Правила по ТБ в журнале. | | Зачет. |
2-4 | Неподвижные игрушки. Изготовление изделия (танк, грузовик) Изготовление заготовок по образцу, изготовление, элементов изделия Сборка, подгонка деталей. Отделка, украшение изделия. | | Анализ работы по чертежу. Составление и планирование работы. Способы украшения изделия, отделка, лакирование. | Готовое изделие. Технологическая карта изделия. Оборудование мастерской. | | Практическая работа: паровоз, трактор. |
5-6 | Сверление отверстий на станке. Соединение элементов изделия, сборка основных узлов. | 6 | Ориентировка в задании по изделию. Разметка, выполнение отверстий. | Оборудование мастерской, беседа, готовое изделие. | | Практическая работа. |
7-9 | Изготовление изделий из фанеры Изготовление полочки для туалетных принадлежностей (полотенца) | 12 | Способы выпиливания изделий. Ориентировка в задании по образцу, рисунку, контроль качества. | Оборудование и приспособления. Технологическая карта изделия. | | Практическая работа |
5 | Самостоятельная работа (тестирование) | 2 | Изготовить работу по желанию | Анализ работы. | | |
4 четверть-8 ч.
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства | Проблемы при изучении темы | Мониторинг |
1 | Вводное занятие. Текущий инструктаж. Подбор объектов труда. | 2 | Закрепить знания и умения по ТБ. Правила поведения. | Плакаты по ТБ. Правила поведения учащихся. | | Зачет. |
2-3 | Изготовление подставки для карандашей, ручек. | 4 | Ориентировка в задании по чертежу. Составление плана работы. Контроль качества работы. Сборка изделия. Устранение дефектов. | Образец изделия. Инструменты и принадлежности. | | Практическая работа. |
4-5 | Изготовление игрушек из древесины. | 4 | Ориентировка в задании по чертежу. Распределение обязанностей в бригаде. Взаимоконтроль действий. | Посещение выставки. Образцы изделий. Технологическая карта. | | Практическая работа. |
4 | Выжигание и раскрашивание изделий. | 2 | Способы выжигания и отделки изделий. Техника раскрашивания изделий. | Оборудование мастерской. Образцы работ. | | Практическая работа |
5 | Контрольная работа. Анализ качества. | 2 | Контроль знаний и умений. | Тестовые задания | | Зачет. |
8