Аннотация к рабочей программе.9 класс.
Предмет | Профессиональное самоопределение |
Класс | 9 |
Стандарт | ФГОС ООО |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов за год | 34 |
Уровень | Базовый |
Срок реализации | 1 год |
Краткое содержание | Гл.1 Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана 1ч Гл.2 Познавательные процессы и способности личности 3ч Гл. 3 Психология личности 3ч Гл.4 Мир профессий 5ч Гл.5 Профессиональное самоопределение 5ч Гл.6 Подготовка к будущей карьере 1ч Гл.7 Информационная подготовка 15 Гл.8 Резерв 1ч |
Учебник | Немова, Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учеб.-метод. пособие / Н.В. Немова. – М.:Дрофа 2015г. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «Профессиональное самоопределение»
9 КЛАСС
Личностные результаты:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Метапредметные результаты:
– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
– формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынкетруда;
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Актуальность программы.
Нарушения пространственного восприятия затрудняют понимание причинно-следственных связей, логико-грамматических конструкций, обедняют логико-смысловую сторону речи. У многих детей отмечаются низкая активность, отсутствие мотивации к действию и общению с окружающими, нарушения в развитии познавательной деятельности, высших психических функций, эмоционально-волевые расстройства.Исходя из вышесказанного в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья используются программы адаптированные к возможностям учащихся. Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития
При оценке учитывают, насколько четко и правильно дается ответ, какова культура его речи (устной и письменной). В соответствии с этими критериями деятельность учащихся оценивается следующим образом:
«5» - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором учащийся легко ориентируется, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения.
«4» - если обучаемый полно освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» - если учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий; в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения.
«2» - если обучаемый имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применить знания для решения практических задач.
Содержание программы
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Личностные результаты:
определение понятия «личный профессиональный план»;
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Метапредметные результаты:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
перечислять основные разделы программы курса;
составлять личный профессиональный план.
Предметные результаты:
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Личностные результаты:
определения понятий «память», «внимание»;
виды памяти и внимания;
качества внимания;
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
виды мышления;
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
основные операции мышления;
основные качества мышления;
определение понятия «способности»;
основные виды способностей;
особенности интеллектуальной сферы;
типы интеллекта.
Метапредметные результаты:
называть основные процессы памяти;
перечислять основные виды памяти;
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
определять особенности своей памяти;
перечислять основные приемы и методы запоминания;
перечислять основные качества и виды внимания;
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
определять особенности своего внимания;
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
перечислять формы чувственного познания;
перечислять типы мышления;
определять свой преобладающий тип мышления;
называть формы логического мышления и определять их сущность;
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Личностные результаты:
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения;
определение понятия «конфликт»;
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Метапредметные результаты:
называть типы нервной системы и их различия;
определять свой тип нервной системы;
выявлять свой ведущий тип темперамента;
определять наиболее типичные черты своего характера;
исследовать формы проявления характера;
выявлять уровень самооценки;
называть отличительные признаки видов мотивации;
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
называть различные виды потребностей;
указывать основные признаки делового общения;
перечислять способы разрешения конфликтов;
определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Личностные результаты:
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Метапредметные результаты:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Личностные результаты:
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
виды профпригодности;
компоненты и субъекты рынка труда.
Метапредметные результаты:
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Предметные результаты:
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Личностные результаты:
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Метапредметные результаты:
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
определять цели собственной будущей карьеры.
Предметные результаты:
VII. Информационная подготовка
Построение личного профессионального плана. Зачет.
:Метапредметные результаты:
провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса.
Тематическое планирование
n/n | Наименование тем | Количество часов |
I | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 |
II | Познавательные процессы и способности личности | 3 |
2.1 | Память. Внимание. | 1 |
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 |
2.3 | Мышление. Типы интеллекта. Способности. | 1 |
III | Психология личности | 3 |
3.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 |
3.2 | Самоопределение. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды. | 1 |
3.3 | Общение. Конфликт.. | 1 |
IV | Мир профессий | 5 |
4.1 | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. | 1 |
4.2 | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. | 1 |
4.3 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. | 1 |
4.4 | Типы профессий. Матрица выбора профессий. | 1 |
4.5 | Характеристика профессий. | 1 |
V | Профессиональное самоопределение | 5 |
5.1 | Профессиональное самоопределение. | 1 |
5.2 | Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу). | 1 |
5.3 | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. | 1 |
5.4 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо). | 1 |
5.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. | 1 |
VI | Подготовка к будущей карьере | 1 |
6.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 1 |
VII | Информационная подготовка | 15 |
7.1 | Первичная диагностика образовательного запроса. | 1 |
7.2 | Особенности получения среднего (полного) общего образования. | 1 |
7.3 | Система образования в Российской Федерации. | 1 |
7.4 | Особенности получения образования. | 1 |
7.5 | Возможности получения профессии | 1 |
7.6 | Пути получения профессии. | 1 |
7.7 | Государственная регламентация деятельности ОУ | 1 |
7.8 | Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. | 1 |
7.9 | ОУ начального профессионального образования. | 1 |
7.10 | ОУ среднего профессионального образования. | 1 |
7.11 | ОУ высшего профессионального образования. | 1 |
7.12 | Послевузовское профессиональное образование. | 1 |
7.13 | Заключительная диагностика образовательного запроса. | 1 |
7.14 | Вариант продолжения образования. Профессиональный план. | 1 |
7.15 | Мини-проект о профессиональном самоопределении. | 1 |
VII | РЕЗЕРВ: | 1 |
| ИТОГО: | 34 |
4