СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по технологии для детей с нарушениями интеллекта (лёгкая умственная отсталость)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по технологии для детей с нарушениями интеллекта (лёгкая умственная отсталость)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство Просвещения Ростовской области

Управление образования администрации Неклиновского района‌

ПСШ №2


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Пономаренко А.А.

протокол № 1 от «30» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Гармаш Е.И.

протокол пед.совета № 1 от «31» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Холодов А.А.

приказ № 23 от «1» сентября 2023 г.





Адаптированная рабочая программа

по технологии для детей с нарушениями интеллекта

(лёгкая умственная отсталость)





Класс: 3 к

Учитель: Платонова Надежда Ивановна











с. Покровское‌ 2023


Программа учебного курса «Технология. Ручной труд» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На его изучение в 3 классе отводится 68 часов, два часа в неделю.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результаты освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

- положительное отношение и интерес к труду;

-понимание значения и ценности труда;

- отношение к труду как первой жизненной необходимости;

-понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

-осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

- способность к самооценке; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Предметные результаты освоения АООП общего образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой об­разовательной области, готовность их применения.

Программа «Технология. Ручной труд» в 3 классе определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальныйуровеньовладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью 3 класса, вклю­чающий следующие знания и умения:

К концу третьего года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:

- правила организации рабочего места;

- виды трудовых работ;

- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в 3 классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;

- приемы работы (приемы разметки деталей, приёмы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

Уметь:

- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;

- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя;

- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя;

- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и картоном, нитками и тканью).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся третьего класса.

К концу третьего года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

уметь: самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для второклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.


Базовые учебные действия

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обу­че­ния и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют ос­но­ву формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.


1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.


Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к даль­нейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.


Личностные учебные действия

Личностные учебные действия:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей;

понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


Содержание учебного материала


Содержание обучения в 3 классе является логическим продолжением обучения во 2 классе и спланировано с учетом повторения и расширения знаний о видах труда: « работа с глиной и пластилином», «работа с природным материалом», «работа с бумагой и картоном», «работа нитками и тканью», пройденных в первом классе, и усложнения приемов обработки известных детям материалов, что способствует выработке устойчивых привычек и навыков. Поскольку дети с особенностями умственного развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года, то трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце второго класса обучения предусматривается такой уровень учащихся, который позволит в следующем классе предъявить к ним более высокие требования.

В 3 классе обучающиеся получат технологические сведения о новых материалах (о ткани). На уроках технологии во втором классе реализуются идеи комплексного подхода крешения задач развития речи ребенка, формирования его читательских способностей.

Определяющими требованиями в содержании обучения должна быть учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений и навыков, его коррекционная направленность.

Объекты труда с учетом привлекательности, доступности выполнения, общественной пользы и расширение социального опыта ребенка.

«Работа с глиной и пластилином»

В 3 классе знания школьников пополняются техническими свойствами о назначении и применении глины в промышленности: глина, как строительный материал; глина в изготовлении посуды; для изготовления скульптуры. В ходе лепных работ дети знакомятся с простыми геометрическими фигурами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы. Работая с пластическим материалом , второклассники осваивают, как новые приемы ( с применением резака, стеки), так и закрепляют изученные в первом классе ( скатывание, сплющивание, вытягивание, сдавливание,прищипывание, примазывание). Так же происходит совершенствование умения лепить конструктивным и пластическим способом.

Лепка предметов быта (посуды, строительных инструментов и др.), различных фигурок (животные, птицы) пробуждает у школьников художественно-эстетическое отношение к предметному миру.

На уроках лепки развиваются умственные действия в процессе анализа, сравнения предметов, планирования предстоящей работы, текущего и заключительного контроля. Кроме этого лепные работы требуют затрат физических усилий, что положительно влияет на укрепление мышечной системы верхних конечностей, развитие и дифференциацию координации движений пальцев и рук и на осуществление коррекции недостатков развития мелкой моторики.

«Работа с природными материалами»

В 3 классе содержание учебного материала с данным видом работынаправленно на ознакомление школьников с новым видом природными материалами, их свойствами и применением (изготовление поделок из желудей, скорлупы грецкого ореха). Практическая работа с новыми природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объемных изделий с применением незнакомого детям инструмента (шило) или применением вспомогательного материала (палочки с заостренными концами). Повторяются технические сведения об уже знакомых материалах, их свойства и правилах заготовки (сухие листья, цветы, травы, шишки). Закрепляются навыки обработки этих материалов (наклеивание) и использование их при изготовлении аппликационных работ и при объемных композициях (макетов).

«Работа с бумагой»

В 3 классе содержание учебного материала пополняются сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке. Новым является освоение школьниками приемов разметки с помощью линейки. Опираясь на некоторый опыт в обращении с линейкой, полученный на уроках математике, дети применяют его в процессе разметки картона и бумаги. . В то же время закрепляется навык работы с шаблоном, полученный в первом классе.

Особое внимание уделяется закреплению и совершенствованию безорудийной обработки бумаги: сгибание, отрывание. Работая с ножницами, второклассники отрабатывают приемы прямолинейного и криволинейного вырезания, продолжают осваивать приемы симметричного вырезания, продолжают осваивать правила работы с клеем и кистью.

«Работа с текстильными материалами»

В 3 классе содержание данного раздела углубляется за счет включения познавательных сведений, о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма) и их видах, сортах, свойствах, применение и значение. В ходе практической деятельности дети овладевают различными приемами работы с текстильным материалом ( пришивании пуговиц с двумя сквозными отверстиями и с подкладыванием палочки, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани, вышивание по канве сметочным стежком, выполнение стежка «шнурок» ). Наряду с освоением перечисленных материалов, дети повторяют имеющиеся у них сведения о нитках (намотка ниток на картон и в клубок, связывание нитки в пучок, плетение косички, завязывание узелка на конце нитки, шитьё, вышивание).

Овладение школьниками второго класса технико-технологическими терминами и понятиями: « нитка», «игла», «канва», «лекало», «лён», «ткань», «тесьма», «раскрой», «строчка», «стежок» «портной», «пуговица», «раскрой», «хлопок», «швея», «шерсть», «шитьё».