СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа адаптирована для изучение Всеобщей истории детьми с ОВЗ (ЗПР)
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Суджанская школа – интернат»
Рабочей программы к предметной линии учебников А.А. Вигасин – А.О. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
Историко-культурного стандарта.
УМК:
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2015
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; по ред. А.А. Сванидзе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Новая история, 1500 – 1800: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2017.
Новейшая история зарубежных стран, 20 – начало 21 века : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2014
Данная рабочая программа адаптирована для изучения истории детьми с ОВЗ (ЗПР).
Согласно учебного плана школы-интерната на изучение истории в основной школе выделяется 2 часа в неделю (история России – 1,5 ч и Всеобщая история – 0,5 ч). Предмет «Всеобщая история» изучается в 5-9 классах. Общее количество часов выделенных на изучение Всеобщей истории – 136 часов за четыре года обучения (5 класс – 68 ч., 6 – 9 классы – по 17 часов в год). Предполагается последовательное изучение курсов «История России» (1,2 и 3 четверти) и Всеобщая история (4 четверть).
Требования к личностным результатам освоения адаптированной образовательной
программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения
собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного взаимодействия;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению,
нацеленность на результативность общения;
6) формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование основ практической деятельности эстетического характера.
Требования к метапредметным результатам освоения адаптированной образовательной программы
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями:
1) регулятивными:
- действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы
выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий);
- действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
2) познавательными:
- конспектировать заданный учебный материал;
- подбирать необходимый справочный материал из доступных источников;
- проводить наблюдение, на основе задания педагога;
- использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации;
- выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
- проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам;
- устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);
3) коммуникативными:
- аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебно-воспитательных задач; понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);
4) практическими (способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в
познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками), владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий).
Предметные результаты освоения содержания курса истории на ступени основного общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР):
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся с ЗПР, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- понимание основ жизни общества, роли окружающей среды фактора формирования
личности, ее социализации;
- овладение основами экологического мышления, обеспечивающими понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на жизнь человека и окружающей его среды;
- приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов социализации, формирования собственной позиции в общественной жизни.
Предметные результаты изучения истории:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося с ЗПР, осмысление им опыта российской истории, усвоение базовых ценностей российского общества: идей мира и взаимопонимания между народами;
2) овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; приобретение опыта историко-культурного подхода к оценке социальных явлений;
3) формирование значимых культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности и познания современного общества;
4) развитие умений анализировать и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, определять свое отношение к ней;
5) воспитание уважения к историческому наследию народов России и других стран.
Обучающиеся должны:
Знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события государств мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
ФГОС предоставляет возможность дифференцированного подхода к освоению содержательного и деятельностного компонентов учебных программ, распределяя планируемые результаты освоения учебных программ по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», должны быть освоены всеми обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дифференцирующий потенциал проявляется здесь в том, что освоение программы предусмотрено «как минимум на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность».
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
История Средних веков. (6 класс)
Выпускник научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков;
- давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков.
История Нового времени (7–9 класс)
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Нового времени; - использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Особенности адаптации рабочей программы по предметам «История России»,
«Всеобщая история».
Обучение детей с задержкой психического развития требует адаптации содержания учебного предмета и методических подходов к образовательным возможностям обучающихся. Учебный предмет «Всеобщая история» для детей с задержкой психического развития имеет важное социализирующее значение, способствует формированию личностных качеств ребенка. Изучение истории вызывает интерес у детей, знания полученные на уроке, соотносятся с уже имеющимся у них социальным опытом. Учитывая, что очень часто у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточный уровень развития мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, учителю целесообразно работать с такими детьми в рамках базового уровня усвоения содержания и использовать задания, проверяющие усвоение на базовом уровне.
Задания для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются по категориям знать, понимать, применять, где знать – это припоминание информации, понимать – понимание поставленной задачи, условий ее выполнения, применять – использование полученных знаний для решения задач.
Знать:
- запоминать и воспроизводить употребляемые термины;
- знать конкретные факты;
- знать основные понятия;
- знать правила и принципы.
Понимать:
- факты, правила и принципы;
- интерпретировать словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
- преобразовывать словесный материал в математические выражения;
- предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся
данных.
Применять:
- понятия и принципы в новых ситуациях;
- законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- правильно владеть методом или процедурой.
Для разработки практических задач предусмотрено использовать ключевые слова:
- знать: называть, узнавать, воспроизводить, перечислять, находить определять, запоминать, показывать, записывать;
- понимать: рассказывать, приводить примеры, объяснять, формулировать, обсуждать;
- применять: использовать, воссоздавать, иллюстрировать, решать, проверять.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает роль методической составляющей обучения: устное изложение материала учителем, работа с иллюстративным материалом, использование средств ИКТ и информационно-образовательных ресурсов, организация уроков в игровой форме, что значительно активизирует работу обучающихся и повышает мотивационную составляющую учебной деятельности.
В 2014 г. с целью повышения качества школьного исторического образования была принята Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт. Эти документы вносят изменения в организацию обучения истории в школе, которые заключаются в следующем:
1. Переход к линейной хронологической системе обучения истории (5-10 кл.).
2. Изменение периодизации истории. Каждому историческому периоду соответствует раздел в ИКС, который состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы, их оценка; список понятий и
терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе.
При этом УМК по Всеобщей истории в школе используются прежние – подготовленные по концентрической структуре (до утверждения Историко-культурного стандарта по Всеобщей истории и подготовки и экспертизы УМК по этому курсу обновленных учебников).
Преподавание всеобщей истории в 6 - 9 классах предполагает необходимость корректирования рабочих программ в соответствии с новой структурой исторического образования, с целью синхронизации курсов истории России и Всеобщей истории.
При переходе на новую структуру исторического образования планируем использовать примерную схему, рекомендуемую Е.Е.Вяземским (См: Вяземский. Е.Е. Рекомендации по переходу на новую структуру исторического образования / Е. Е. Вяземский, Т. В. Болотина // Преподавание истории в школе. - 2015.-№ 10, С. 3-11
Синхронизация курсов Всеобщей истории и Истории России
Класс | Всеобщая история | История России |
5 | История Древнего мира |
|
6 | Всеобщая история. История Средних веков VI-XV вв. | История России VIII- XV вв. |
7 | Всеобщая история. История Нового времени. XVI- XVII вв. | История России XVI-XVII вв. |
8 | Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в. | История России XVIII в. |
9 | Всеобщая история. История Нового времени. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны | Российская империя в XIX – начале XX вв. |
Для перехода на данную структуру преподавания истории необходим новый УМК по Всеобщей истории. В 2018-2019 учебном году из-за отсутствия данного УМК предполагаем использовать следующие учебники:
5 класс: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2015
6 класс: Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; по ред. А.А. Сванидзе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
7 – 8 классы: Новая история, 1500 – 1800: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
9 класс: Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2014.
В связи с требованиями основной образовательной программой основного общего образования в части синхронизации курсов Всеобщей истории и истории России в рабочей программе по курсу всеобщей истории производятся следующие изменения:
Из содержания 7 класса темы, касающиеся 18 века (тема 3. «Эпоха Просвещения. Время преобразований», тема 4. «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» и «Международные отношения в 18 в.») переносятся на изучение в 8 классе.
В 8 классе изучаются только темы, которые предполагалось изучать в 7 классе (тема 3. «Эпоха Просвещения. Время преобразований», тема 4. «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» и «Международные отношения в 18 в.»).
В программе увеличено количество уроков на изучение тем «Великие просветители Европы», «Мир художественной культуры Просвещения», «Война за независимость и Создание Соединенных Штатов Америки», «Великая Французская революция».
В 9 классе изучается материал, который ранее изучался в 8 классе.
класс
Всеобщая история. История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
История России
Народы и государства на территории нашей страны в древности
6 класс
Всеобщая история. История средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
класс
Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1700
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV — начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Международные отношения в 17 в. Европейские конфликты и дипломатия. Тридцатилетняя война (1618 – 1648).
класс
Всеобщая история. История Нового времени. 1700 - 1800
Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Эпоха промышленного переворота.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
Международные отношения в 18 веке. Европейские конфликты и дипломатия. Война за испанское наследство (1701 – 1714). Северная война (1700 – 1721). Война за австрийское наследство (1740 – 1748). Семилетняя война (1756 – 1763). Восточный вопрос. Колониальные захваты европейских держав.
класс
Всеобщая история. История Нового времени. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Тематическое планирование
В связи с изменениями в преподавании истории в школе количество часов на изучение Всеобщей истории в 6 – 9 классах уменьшено до 17 часов в каждом учебном году, что составляет за четыре года обучения 68 часов. В 5 классе без изменений.
5 класс. Всеобщая история. История Древнего мира (68 ч)
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)
|
Введение. Что изучает история Откуда мы знаем, как жили наши предки | 1 | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать историю. |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей | 6 | Показывать на карте места расселения древнейших людей. Сравнивать первобытного и современного человека. Определять значение и роль общины в жизни человека Определять условия жизни, занятия, верования первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Выявлять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
|
Глава 1. Первобытные охотники и собиратели | 3 | |
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Жизнь первобытных людей (урок систематизации и обобщения знаний и умений) | 2
1 | |
Глава 3. Счёт лет в истории | 1 | Определять по году век, решать задачи на счёт лет в истории. |
Раздел 2. Древний Восток
| 20 | Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии Определять условия жизни и занятия населения, крупнейших городах Древней Месопотамии. Объяснять как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус. Характеризовать 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положения и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной. Объяснять в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Рассматривать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Характеризовать культуру Древней Ассирии (используя иллюстративный материал) Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась. Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Определять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев. Характеризовать культуру Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Определять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру. |
Тема 1. Древний Египет
Древний Египет (урок развивающего контроля) | 8 | |
Тема 2. Западная Азия в древности | 7 | |
Тема 3. Индия и Китай в древности
Древний Восток (урок систематизации и обобщения знаний и умений) | 4
1 | |
Раздел 3. Древняя Греция
| 21 | Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Характеризовать условия жизни и занятия населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Характеризовать политический строй древнегреческих городов государств (Афины, Спарта) Определять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия. Определять, как утверждались демократические порядки в Афинах. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Характеризовать спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Определять причины и итоги воин, которые вели древнегреческие государства. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Определять, что означало в Древней Греции понятие гражданин. Определять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского. Определять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма. |
Тема 1. Древнейшая Греция
| 5 | |
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
| 7 | |
Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. До н.э. и расцвет демократии
| 5 | |
Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. До н.э. | 3 | |
Древняя Греция (урок систематизации и обобщения знаний и умений) | 1 | |
Раздел 4. Древний Рим | 18 | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Характеризовать условия жизни и занятия населения Древней Италии. Раскрывать значение понятий патриций, плебеи, республика. Определять, кому принадлежит власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризовать верования жителей Древней Италии. Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион. Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима. Характеризовать хозяйственную жизнь в Древнем Риме, положение трудового населения, рабов. Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения. Раскрывать значение понятий император, провинция. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события. Характеризовать, как строились отношения между Римом и провинциями. Определять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Характеризовать культурную жизнь в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. |
Тема 1. Рим от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | |
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | |
Тема 3. Гражданские войны в Риме | 4 | |
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры | 5 | |
Тема 5. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Древний Рим (урок систематизации и обобщения знаний и умений) | 2
1 | |
Историческое и культурное наследие Древнего мира | 1 | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. |
Итого | 68 |
|
6 класс (17 ч)
Всеобщая история. История Средних веков.
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)
|
ГлаваI. Становление средневековой Европы | 3 | Показывать на карте направления перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах. Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника, высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье. Представлять описание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать свое суждение о них. |
Глава II. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2 часа) | 2 | Показывать на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства. Раскрывать значение кодекс, фреска, мозаика. Определять, кто и как управлял Византийской империей. Составить исторический портрет (характеристику) императора Юстиниана. Характеризовать культуру Византии, представлять описание её выдающихся памятников. |
Глава III. Арабы в VI – XI вв.
| 1 | Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья. Характеризовать занятия и образ жизни арабских племен. Раскрывать значение понятий ислам, коран, мусульманин, халифат. Определять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры. |
Глава IV. Феодалы и крестьяне | 1 | Характеризовать жизнь представителей различных сословий средневекового общества – рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. Раскрывать значение понятий: феодал, сеньор, рыцарь, сословие, цех, гильдия. |
Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 1 | |
Глава VI. Католическая церковь в IX – XIII вв. Крестовые походы | 1 | Раскрывать значение понятий: католицизм, православие, Крестовые походы, еретик, инквизиция. Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. |
ГлаваVII.Образование централизованных государств в западной Европе (XI – XV вв.)
| 4 | Определять значение понятия парламент. Определять какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие против. Представлять характеристики известных исторических личностей (Жанны д’Арк, Яна Гуса и др.) объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе. |
Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. | 1 | Показывать на карте территории славянских государств и направления наступления турок османов на Балканах. |
Глава IX. Культура Западной Европы в XI – XV вв.
| 2 | Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия. Определять что и как изучали в средневековых школах и университетах. Определять значение понятий и терминов: школа, университет, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение. Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение. |
Глава X. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века
| 1 | Показывать на карте древние государства Азии, Америки и Африки. Определять значение понятий хан, самурай, каста. Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных. Характеризовать положение различных групп населения стран Востока. Представлять описание, характеристику памятников культуры народов Востока (используя иллюстративный материал). Характеризовать культуру, верования народов, населяющих эти территории. |
7 класс
Всеобщая история. История нового времени XVI-XVII вв. (17 ч)
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)
|
Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 13 | Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый Свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке. Объяснять причины и последствия Великих географических открытий. Раскрывать значение понятий колонизация, мировая торговля, мануфактура, капитализм. Показывать на карте основные торговые пути. Раскрывать значение понятий абсолютизм, деспотизм. Называть признаки абсолютизма и конкретизировать их примерами. Объяснять, как строились отношения монархов, имевших абсолютную власть, и их подданных. Характеризовать положение различных социальных групп в этот период. Объяснять значение понятий Реформация, Контрреформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм. Объяснять предпосылки и цели реформации. Характеризовать основные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей. Высказывать аргументированное суждение о значении Реформации для развития общества в эпоху Нового времени. |
Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | 3 | Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Рассказывать о лесных и морских гёзах. Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывать об основных событиях гражданской войны в Англии. Составлять словарь терминов и понятий. Объяснять особенности парламентской системы в Англии. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям в Нидерландах и Англии. Показывать на карте основные события международных отношений в XVI – XVII вв. Характеризовать причины, события и последствия Тридцатилетней войны. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Всеобщая история. История нового времени: 1500—1700» | 1 |
|
Итого | 17 |
|
8 класс
Всеобщая история. История нового времени. XVIIIв. (17 ч)
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)
|
Глава 1II. Эпоха Просвещения. Время преобразований
| 12 | Характеризовать перемены в культуре Западной Европы в XVIII в., объяснять их связь с новыми явлениями в жизни общества, идеями Просвещения. Раскрывать смысл, значение понятий «Просвещение», «просвещённый абсолютизм», выделять их основные черты. Характеризовать предпосылки распространения идей Просвещения в европейских странах. Проводить поиск и анализ идей и теорий просветителей в нескольких источниках (учебном тексте), систематизировать информацию и составлять сравнительную таблицу. Описывать специфику взаимоотношений монарха и подданных в странах просвещённого абсолютизма. Характеризовать личности и творчество представителей Высокого Возрождения. Составлять характеристику произведения искусства Высокого Возрождения по плану, предложенному учителем. Высказывать суждения о значении творчества деятелей эпохи Возрождения в Новое время и в современную эпоху. Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Называть причины и предпосылки Французской революции. Устанавливать последовательность и длительность событий во Франции, приведших к началу революции. Разъяснять причины революции, характеризовать требования отдельных сословий и групп населения. Выявлять мотивы поступков исторических лиц на примере конфликта короля и общества, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками. Раскрывать значение понятий и терминов Учредительное собрание, Конвент, Законодательное собрание, жирондисты, якобинцы, санкюлоты. Систематизировать материал о данном периоде Французской революции в форме хронологической таблицы. Рассказывать о ключевых событиях данного периода. Составлять исторические портреты монтаньяров (Марата, Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона). Высказывать суждения об итогах, результатах и значении Французской революции для истории Франции и всей Европы. |
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 3 | Характеризовать действия турецких султанов по созданию мощной империи, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Группировать (классифицировать) факты об истории османских завоеваний, составлять хронологическую таблицу. Характеризовать основные черты и особенности устройства общества. Характеризовать действия правителей государства Великих Моголов по созданию мощной империи, анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Характеризовать особенности географического положения и природных условий Китая и Японии, определивших своеобразие их истории и культуры. Выделять характерные черты государственного устройства Японии, положение императорской власти и системы сёгуната. Высказывать суждения о политике «закрытия» Японии и Китая. |
Международные отношения в VIII в. | 1 | Составлять таблицу. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Всеобщая история. История нового времени 1700-1800 век» | 1 |
|
Итого | 17 |
|
9 класс
Всеобщая история. История Нового времени. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история.
Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)
|
Глава I. Становление индустриального общества.
| 4 | С помощью фактов доказывать, что промышленный переворот завершился. Группировать достижения по рейтингу социальной значимости. Рассказывать об открытиях и их практической значимости для общества. Объяснять, какие ценности стали преобладать в индустриальном обществе. Доказывать, что индустриальное общество – городское общество. Доказывать, что среда обитания человека стала разнообразнее. Рассказывать об изменении отношений в обществе. Объяснять причины ускорения развития математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. (подтверждать примерами). Раскрывать в общих чертах сущность научной картины мира. Объяснять, что на смену традиционному обществу идёт новое, с новыми ценностями и идеалами. Выявлять и комментировать новые явления и тенденции в искусстве. Сравнивать искусство XIX в. с периодами Возрождения, Просвещения. Обозначать характерные признаки классицизма, романтизма, импрессионизма, приводить примеры. Объяснять понятия: либерализм, консерватизм; причины многообразия социально-политических учений. Характеризовать учения, выделять их особенности. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. |
Глава II. Строительство новой Европы | 5 | Давать оценку роли Наполеона в изменении французского общества, страны в целом. Характеризовать внутреннюю политику в стране. Анализировать изменение положения низших слоёв общества, состояние экономики в эпоху республики и империи. Оценивать достижения курса Наполеона в социальной политике. Рассказывать о Венском конгрессе и его предназначении. Объяснять особенности установления парламентского режима в Великобритании. Рассказывать об особенностях промышленной революции во Франции. Характеризовать общество, политический курс правительства Франции накануне и после революции 1830 г. Формулировать своё отношение к политике Ришелье, аргументировать своё мнение. Раскрывать причины революции 1848 г. во Франции, и её социальные и политические последствия. Сравнивать режим Первой и Второй республик во Франции. Доказывать, что во Франции завершился промышленный переворот. Анализировать ситуацию в Европе и её влияние на развитие Германии. Называть причины, цели, состав участников и итоги революции в Германии. Оценивать значение образования Северогерманского Союза. Объяснять причины раздробленности Италии. Оценивать поступки национальных лидеров Италии. Выделять факторы, обеспечившие национальное объединение Италии. Объяснять причины франко-прусской войны и её последствия для Франции и Германии. Анализировать роль коммуны в политическом преобразовании Франции. Давать оценку происходящим событиям с позиции рядового гражданина, О. Бисмарка. Выполнять самостоятельную работу. |
Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества.
| 3 | Характеризовать политический курс О. Бисмарка. Анализировать политические меры Бисмарка с позиции их прогрессивности для Европы. Объяснять причины подготовки Германии к войне. Доказывать, что реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Характеризовать двухпартийную систему. Сравнивать результаты первой и второй избирательных реформ в Англии. Находить на карте и называть владения Британской империи. Выявлять и обозначать последствия Франко-прусской войны для французского города и деревни. Объяснять причины установления Третьей республики во Франции. Сравнивать курс, достижения Второй и Третьей республик во Франции. Характеризовать преобразования в Италии. Объяснять причины отставания экономики Италии от экономик ведущих европейских стран. Объяснять причины начала колониальных войн Италии. Объяснять причины революционной ситуации в Австрийской империи. Характеризовать «лоскутную империю». Выделять особенности промышленной революции в Австрийской империи. |
Глава IV. Две Америки | 2 | Выделять особенности промышленного переворота в США. Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом. Раскрывать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гомстедах, фермер. Называть итоги гражданской войны в США и её итоги. Сравнивать борьбу за права в США и Великобритании в XIX в. Составлять задания для соседа по одному из пунктов параграфа. Рассказывать об особенностях борьбы рабочих за свои права в США. Оценивать курс реформ Т. Рузвельта для дальнейшего развития страны. Показывать на карте страны Латинской Америки и давать им общую характеристику. Выделять особенности развития Латинской Америки в сравнении с Северной Америкой. Выделять цели и средства национально-освободительной борьбы. |
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма | 2 | Объяснять своеобразие уклада Японии. Устанавливать причины неспособности Японии противостоять натиску западной цивилизации. Раскрывать смысл реформ Мэйдзи и их последствия. Сравнивать результаты «открытия» Японии и Китая европейцами. Рассказывать о попытках модернизации и их неудач. Характеризовать курс Цыси и реформы Как Ю-вэя. Доказывать, что Индия – «жемчужина» Британской империи. Объяснять пути и методы вхождения Индии в мировой рынок. Объяснять, почему в Африке традиционализм преобладал дольше, чем в других странах. Анализировать культуру, развитие стран Африки. |
Глава VI. Международные отношения: обострение противоречий. Новейшая история. Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. Мир в 1900—1914 гг.
| 1 | Работать с картой. Объяснять причины и последствия войн в эпоху Нового времени. Определять место периода Новейшей истории на ленте времени, указывать хронологические рамки периода. Раскрывать смысл понятий «индустриальное общество», «империализм». Устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в экономике и социальных отношениях в начале ХХ в. и выстраивать логическую цепочку. Выявлять причины первых революций XX в. Сопоставлять социалистические идеи с идеями либерализма и консерватизма, выявлять факторы, способствовавшие их широкому распространению в начале ХХ в. Проводить поиск и анализ информации о колониальных владениях к началу ХХ в. в нескольких источниках (учебный текст, документ, карта), систематизировать информацию и наносить её на контурную карту). |
Итого | 17 |
|
15