СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессивное поведение подростков

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Агрессивное поведение подростков

Просмотр содержимого документа
«Агрессивное поведение подростков»

МОУСОШ№2

Тема: «Агрессивное поведение подростков – актуальная проблема нашего времени»













Работу выполнила: Бакина Ксения«9а» класс.

Руководитель: Морозова Ольга Александровна.



























Г.Нерехта 2013год.



Оглавление.

1)Ведение.

2)Основная часть.

2.1) Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.

2.2)Причины агрессии, ее виды и механизм действия.

2.3)Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.

2.4. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.

3.Практическая часть.































1.Введение.

То, что начато во гневе, кончается в стыде.

Л.Н.Толстой.

Тема нашей исследовательской работы «Агрессивное поведение детей и подростков» (актуальная проблема нашего времени).

Предметом исследования является агрессивное поведение подростков. Объектом исследования являются подростки 11-16 лет.

Цель работы: исследовать половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.

В нашей стране сейчас происходит дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом.

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения.

Особенно трудно в этот период подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер, в полоть до фатальных исходов

 Поэтому мы считаем, что тема нашей исследовательской работы актуальна на сегодняшний день.

Наши задачи:

- анализ понятия подростковой агрессивности;

- дать характеристику подростковой агрессивности, как возрастной и психолого-педагогической проблемы;

- найти способы профилактики агрессивного поведения подростка;

- найти на основе анализа уровня агрессивности провести тестирование;

Мы выдвинули две гипотезы:

С возрастом количество агрессивных подростков увеличивается, т.к. появляется больше жизненных проблем.

Уровень агрессивности у мальчиков в любом возрасте выше, чем у девочек.

Методы исследования: анкетирование, сравнение, обобщение.









2.Основная часть(теоретическая)

2.1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.  Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

1. Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)

2.Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)

3.Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)

4.Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson) 

5.Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).  Р. Бэрон и Д. Ричардсон[4] дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению этих авторов:

- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;

 -в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

 -жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;

В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой  утверждается что[6]:

 1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2.Агрессия всегда является результатом фрустрации.

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

        Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного     обращения.

        Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние  на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием    для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

и отношения с другими людьми.

2.2.     Причины агрессии, ее виды и механизм действия

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный  "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.

Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения представлена в теории социального научения Л. Берковитца. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

 Агрессивные действия рассматриваются не только как ре­зультат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

2.Наличие фрустрации.

3.Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

4.Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

  Среди форм агрессивных реакций необходимо выделить следующие:

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

 2.Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

4. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

4.Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

1. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

2. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм  и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.Этими факторами являются:

Намерение,ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение,благоприятствующие агрессии ключевые раздражители ,удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом,самооценка.

Итак,    в самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так:  в начале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самого больного процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших патологических изменений.

 2.3. Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.

В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стерео­типный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят «пойди и дай сдачи», девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внеш­не менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят.

Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случаях групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и «подзуживают старающихся дурачков».

Нами было проведено исследование половозрастных отличий в проявлении агрессивности .

Анализ приведённых в таблице данных показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 11, 13-летние и 16 –летние подростки (причем как мальчики, так и девочки, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек .В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 16 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии .Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает к 16 годам (приложения 4, диаграмма 4). На основании анализа приведённых данных возникает необходимость более детального изучения агрессивности девочек. Если раньше говорили о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, то на данный момент ситуация резко изменилась: уровень агрессивности у девочек во всех возрастных группах почти равен или больше чем у мальчиков. Возможно, это объясняется тем, что в современном обществе женщины стараются занять лидирующие позиции во всех сферах, проявляют ряд качеств, характерных для мужчин.

2.4. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков

Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и  одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи   следует повторить,  что важным условием развития агрессии является не  только социальное научение как таковое, но и фрустрация[26], возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и "снятия" агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения,   превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии    маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно  действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты  агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так  как круг общения подростка уже не ограничивается семьей - подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения    сверстниками агрессии против "неправильных (не справедливых) действий  родителей". А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте  тенденции, поведенческой особенности - пробовать социальные нормы и     правила "на прочность" и через это определять границы допустимого в своем поведении, - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения  уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

      Активное наказание также рассматривается в  качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако  заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут   вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.[27]

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

Ø   выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

Ø  современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы. 
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.















3.Практическая часть.

Я решила выяснить отношение своих одноклассников к проблеме своих одноклассников к проблеме агрессивного поведения детей.

Исследование 1.

Я разработала анкету и провела социологический опрос учашихся нашего класса.В анкетировании принимало участие 22 человека .Анализ результов анкеты показал :

При ответе на вопрос считаешь ли ты себя агрессивным?

-5 человек ответило да

-15-нет

- 2 человека сказали что иногда

На вопрос каких людей ты считаешь агрессивными?(были получены следующие ответы):

-которые дерутся 11 человек

-которые обзываются 5 человек

-все 1

-злые 6 человек

-не слушают взрослых 1человек

-не терпеливые 2 человека

-нервные 3 человек

Как уже видно,что ребята считают агрессивным человеком того,кто дерется,обзывается и злой.