Всё чаще сегодня можно услышать : «Какой агрессивный ребёнок! Откуда в нём столько агрессии?» Агрессивность, в основном, является нарушением поведения ребёнка. В редких случаях агрессивности способствуют заболевания. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни. Специалистами доказано, что к повышенной тревожности, подозрительности, агрессивности приводит резкое отлучение ребёнка от груди.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые применяют родители в ответ на появление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни странно, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Этого ребёнка очень трудно бывает принять таким, какой он есть.
Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на события происходящие вокруг него.
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастие родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человеком. Вот он и ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.
«Агрессивный ребёнок, используя любую возможность,…. стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку»-говорит Н.Л.Кряжева
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не замечают, что вселяют в других страх и беспокойство. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются? Причин, конечно, может быть много. Но, часто дети поступают именно так потому, что не знают как поступать иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение.
Работа с агрессивными детьми должна проводится в трёх направлениях:
Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию и т.д.
Работа с гневом
Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. Именно поэтому от гнева нужно освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свой гнев приемлемыми, неразрушительными способами (нарисовать «обидчика», поиграть в «Обзывалки», возможно, игра с оружием тоже приемлемый способ выплеснуть гнев, игры с водой, с песком, с глиной.
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
Далеко не всегда агрессивный ребёнок признаётся в том, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить своё состояние и состояние окружающих. Для тренировки навыка распознания эмоциональных состояний можно использовать плакаты с изображением различных эмоциональных состояний (указать своё состояние) или обратная процедура – самим придумать названия эмоциональных состояний (в каком настроении находятся человечки), можно попросить нарисовать «как я сержусь», «как я радуюсь».
Формирование способности к эмпатии
Агрессивные дети имеют низкий уровень способности к эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение встать на его позицию. Агрессивных детей чаще не волнуют страдания других, они не могут представить, что другому человеку может быть плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», то его агрессия станет слабее.
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра. Например, если в группе произошла ссора, можно разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котёнка и Тигрёнка. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, а затем детей просят помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить детей на 2 группы (говорить за Котёнка или за Тигрёнка) или дать возможность самим занять чью-то позицию. Таким образом, ребёнок учится вставать на позицию другого, распознавать его чувства и переживания. Общее обсуждение проблемы способствует сплочению детского коллектива. Можно обыграть другие ситуации: товарищ не отдаёт игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить если тебя толкнули и т.д.
Взрослому, взаимодействующему с агрессивным ребёнком тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех грехах. Например, если ребёнок в гневе швырнул игрушку, можно сказать: «Ты негодник! От тебя одни проблемы» Но вряд ли это снизит эмоциональное напряжение ребёнка. Наоборот, ребёнок, который и так уверен, что он никому не нужен ещё больше обозлится. В таком случае лучше сказать о своих чувствах, используя местоимение «Я», а не «Ты». «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Таким образом вы не обвиняете его, не угрожаете, а говорите о своих ощущениях и чувствах. Как правило, такая реакция может шокировать ребёнка, а затем вызывает у него чувство доверия.
Работа с родителями агрессивного ребёнка.
Работая с агрессивным ребёнком необходимо наладить контакт с его семьёй. Необходимо показать родителям, что одной из причин проявления агрессии ребёнка может быть агрессивное поведение родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребёнок будет покладистым и спокойным.
5 способов контроля поведения ребёнка:
Позитивные – просьба и мягкое физическое манипулирование (отвлечь, взять за руку)
Нейтральный – поощрение за выполнение правил, наказание за игнорирование. Используется не часто, так как ребёнок может впоследствии делать только то, за что получает награду.
Негативные – частые наказания и приказы. Это заставляет подавлять свой гнев – это способствует проявлению в характере пассивно-агрессивных черт (ребёнок начинает делать всё, что может вывести родителей из равновесия)
Только терпение и внимание к нуждам ребёнка, постоянная отработка навыков общения с окружающими поможет родителям наладить отношения с ребёнком.