Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках: окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Учитель: Левина Н.Н.
Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время. Одни исследователи акцентрировали своё внимание на развитии познавательной потребности, другие – на развитии любознательности или познавательного интереса. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и навыками, при помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, её познавательной деятельности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи. Педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательного интереса в начальном обучении должен состоять в том, чтобы постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности. Практика показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение учиться, порой отсутствует интерес к учению. В связи с этим необходимо изменить подход к учебной деятельности. Из объекта обучения (учитель учит – ученик усваивает) учащийся превращается в субъект обучения, который осознаёт, что знания ему необходимы, а потому он сам заинтересован в их получении и усвоении. Таким образом, субъектно – объектные отношения между учителем и учеником становятся субъектно – субъектными. Учитель не только источник знаний, он создаёт среду обучения, способную развить у школьников познавательный интерес, учит их работать самостоятельно. К.Д.Ушинский писал, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нём желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания, дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции ученика, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике. Познавательный интерес свидетельствует об определённом уровне развития познавательной активности личности, источником которой является познавательная потребность человека. В качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность, предлагается использование загадки, в основе которой лежит сравнение. Разносторонняя работа над загадкой формирует у школьников умение сравнивать, сопоставлять явления окружающей действительности, желание найти суть явления, т.е. способствует активности личности ребёнка, развивает познавательный интерес. Развитию познавательного интереса способствует так называемая отсроченная отгадка. В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет найдена на уроке при работе над новым материалом (Не человек, а думает; не телевизор, а показывает; не книга, а учит; не учитель, а ошибки исправляет. Что это? Компьютер.)
Учебная дисциплина «окружающий мир» решает многие задачи обучения и воспитания. В содержании программы и учебника заложены большие возможности по организации познавательной деятельности учащихся. Постоянными гостями на уроке становятся Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. Вопрос Муравьишки направляет учеников на поиск ответа, приобщает к умственному труду. У учащихся расширяется словарный запас, увеличивается интерес к изученному материалу. Следуя примеру Мудрой Черепахи, ученики торопятся в библиотеку за интересной книгой о природе. Ребята учатся работать со справочной литературой: 1)атлас – определитель «От земли до неба» (узнай названия двух ярких звёзд в созвездии Орион; найди сведения о том, из каких камней делают украшения.)2)книга «Зелёные страницы» (прочитай рассказ «Похожие, но разные. «Сравни лягушку и жабу.)3)дополнительная литература (чем занимаются люди этих профессий? Океанолог, кинолог, энтомолог.)4)странички для любознательных (Как предсказывают погоду; легенды орастениях; деньги.) Каждая тема завершается разворотом, на котором представлен «проект». «Проекты» ориентируют учащихся на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника («Красная книга», «Родной город», «Профессии».) Встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира. Это уроки – экскурсии. Непосредственное восприятие природного окружения развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю. Во время экскурсий учащиеся любуются красотой природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного о законах природы. При проведении игр на уроках, у ребят повышается мотивация обучения. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе. Игры помогают повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, дают заряд хорошего настроения и делают учебный процесс интересным и увлекательным.
а) Игра «Узнай птицу» (Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко (зяблик). Всё у этой птицы не как у других – клюв крест- накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой (клёст).)
б) Игра «Лучший грибник» (отгадать загадку про гриб и если гриб съедобный, то картинку- отгадку положить в корзинку.)
в) Блиц - турнир (быстро и правильно нужно ответить на вопросы): Какая птица выше всех летает? (орёл) Какая птица бегает за кормом по дну реки? (оляпка)
Ученикам нравится отгадывание ребусов, что развивает их мыслительные возможности, концентрирует внимание, несут и информационную нагрузку. У детей появляется желание самим придумать что- то подобное, подключить к работе родителей. Во время такой совместной работы развиваются навыки поиска информации и творческие задатки школьников.
40а (сорока) с3ж (стриж) лас. (ласточка)
Как сделать урок Изо для учащихся значимым? Одной из главных целей становится задача развития у учащихся интереса. На уроках Изо мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от предыдущих поколений. А чтобы это произошло, нужно сформировать устойчивый интерес к урокам, тягу к познанию искусства и творчества. На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлечённости. Момент восприятия должен содержать интересные познавательные сведения.
1) Для запоминания фамилий художников можно использовать стихотворения (ж. «Нач.шк.»№7-08г.)
И солнце ярко светит, Написано умело, смело,
И воздух осени неповторим, Как будто налегке…
Но почему- то, глядя на картину, Но за душу берёт и душу греет…
Вдруг сердце грустью защемит. А по - другому тот художник
Всё скромно: речка, небо Просто не умеет.
И лес, деревня вдалеке. (И.Левитан)
2) Декоративное рисование «Золотые узоры Хохломы». Откуда брали мастера росписи мотивы для своих узоров? Сказка даёт нам ответ.
(ж. «Нач.шк. №8-09г.) (из родной природы).
«Сказочная птица»: практической работе предшествует беседа, в которой учащиеся вспоминают сказочных птиц из литературы («Финист-ясный сокол», «Сказка о царе Салтане…»). Стоит рассказать о символике изображений птиц: в Древнем Египте-символ души, в Древней Греции - символ воздуха); познакомить учащихся с русским фольклором: Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой. Птице даны крылья, а человеку - разум.
3)Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. На таких занятиях учащиеся представляют себя мастерами- художниками. В руках у них волшебные карандаши и краски.
Игры и игровые приёмы помогают создать на уроке момент увлечённости, а значит, и устойчивого интереса к урокам изобразительного искусства.
На уроках технологии учащиеся учатся мастерству, умению что- то создавать своими руками. Учебник поможет лучше понять, как люди создают красивые и удобные вещи; познакомит с новыми правилами и законами, которые должны знать мастера. Кроме того дети учатся наблюдать мудрую природу и использовать в своих изделиях её чудесные секреты.
На уроках технологии идёт изучение элементов русской народной культуры. Знание основ народной жизни, обрядов, традиций помогает воспитать интерес и уважение к родной культуре и культуре других народов, а также является одной из сторон воспитания человеческой культуры вообще. Изучая народную культуру, учащиеся напрямую соприкасаются с миропониманием предков, поэтому важно научить их расшифровывать смысл древних знаков, спрятанных в причудливых узорах.
1)Птица- солнце (на этом уроке решаются учебные задачи, связанные с развитием познавательных процессов и знакомство с одной из народных традиций встречи весны). Эта птица золотистым цветом напоминает нам солнце. Птица считается предвестницей весны. Своим громким криком прогонят птицы мрак и стужу и принесут тепло. Солнце в народном представлении - «податель света и теплоты, плодородия земли и оживитель природы». А будет плодородной земля, будет и счастье у человека (птица счастья). Ж. «Нач.шк.»№4-05г.
2)Тайны старинного полотенца (ж. «Нач.шк.№8-09г.)
На вид орнамент не приметен, Быть может, нитками зигзаги
Но он столетия живёт. В узоре вытканы не зря.
Не зря его на белом свете И мы с тобою видим знаки
Народ издревле бережёт. Славянского календаря.
3)Как итог работы - создание проектов на тему «О чём рассказывают наши вещи?» Учащиеся должны придумать такое новое изделие, по одному только внешнему виду, которого можно сразу угадать, кто хозяин этой вещи!
Для формирования и актуализации познавательного интереса его постоянно нужно инициировать. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний.
Умелое сочетание приёмов, методов, форм работы гораздо быстрее формируют такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении задания, поиск путей для решения задания, концентрация внимания на объекте деятельности, увлечённость, активность, самостоятельность.