Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Заместитель директора по УВР ________ / О.В. Доблер «31» августа 2020 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Новодраченинская СОШ» ________ / А.Е. Гавшин приказ №153 от «31» августа 2020 г. |
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
по общеобразовательной программе
основного общего образования
для учащихся 7 класса
на 2019-2020 учебный год
срок реализации 1 год
Разработана на основе примерной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений, 5-9 классы (авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение, 2016. – 63 с.
Разработал: учитель ОБЖ
Нечаев Игорь Владимирович
с. Новодраченино
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», обеспечивающая реализацию основной образовательной программы основного общего образования в 7 классе составлена в соответствии с:
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
Методические материалы:
1. Авторская программа «Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы» под общей редакцией А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2016 г.
2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
3. Программа формирования универсальных учебных действий;
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
4. Положение о рабочих программах МКОУ «Новодраченинская СОШ»;
5. Учебный план МКОУ «Новодраченинская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Учебно-методический комплект:
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей ред. Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2016 г.).
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.;
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
Цели:
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения обучающихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Описание места учебного предмета и резервное время
Согласно годовому календарному графику в 2019-2020 учебном году 35 недель.
Количество учебных часов – 35 (1 час в неделю).
Изменения в содержании учебного материала
Рабочая программа соответствует авторской программе по предмету.
ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
МОДУЛЬ I. Основы безопасности личности, общества и государства.
РАЗДЕЛ I. Основы комплексной безопасности.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика. Снежные лавины.
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения.
Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии.
РАЗДЕЛ II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения.
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения.
Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков
Защита населения от цунами.
Защита населения от природных пожаров и защита населения.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
РАЗДЕЛ III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.
МОДУЛЬ II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
РАЗДЕЛ IV. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.
Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
РАЗДЕЛ V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Общие правила оказания первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
Тематическое планирование
№ п/п | Название модулей и разделов | Количество часов |
Модуль | Раздел |
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Основы безопасности личности, общества и государства | 28 | |
1 | Основы комплексной безопасности | | 16 |
2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | | 8 |
3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | | 4 |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 7 | |
4 | Основы здорового образа жизни | | 3 |
5 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | | 4 |
| Итого | 35 | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч) |
| Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) |
1 | Различные природные явления | 1 | | |
2 | Общая характеристика природных явлений | 1 | | |
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | | |
4 | Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия | 1 | | |
5 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 | | |
6 | Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов | 1 | | |
7 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 1 | | |
8 | Смерчи | 1 | | |
9 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 | | |
10 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения | 1 | | |
11 | Сели и их характеристика | 1 | | |
12 | Цунами и их характеристика | 1 | | |
13 | Снежные лавины | 1 | | |
14 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | | |
15 | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения | 1 | | |
16 | Эпизоотии и эпифитотии | 1 | | |
| Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от ЧС (8 ч) |
17 | Защита населения от последствий землетрясений | 1 | | |
18 | Последствия извержения вулканов. Защита населения | 1 | | |
19 | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения | 1 | | |
20 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 1 | | |
21 | Защита населения от последствий наводнений | 1 | | |
22 | Защита населения от последствий селевых потоков | 1 | | |
23 | Защита населения от цунами | 1 | | |
24 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 | | |
| Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (4 ч) |
25-26 | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность | 2 | | |
27-28 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения | 2 | | |
| Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч) |
| Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) |
29 | Психологическая уравновешенность | 1 | | |
30 | Стресс и его влияние на человека | 1 | | |
31 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 | | |
| Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
32 | Общие правила оказания первой помощи | 1 | | |
33 | Оказание первой помощи при наружном кровотечении | 1 | | |
34 | Оказание первой помощи при ушибах и переломах | 1 | | |
35 | Общие правила транспортировки пострадавшего | 1 | | |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ