ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ АМО.
– это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
- Данные исследований
- человек запоминает только 10% того, что он читает,
- 20% того, что слышит,
- 30% того, что видит;
- 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
- 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
- И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Вступление
- Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К тому же, знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются. Поэтому я решила детально на практике рассмотреть вопрос применения активных форм обучения на уроках истории .
Причины использования АМО
- эффективное усвоение большого объема учебной информации
- формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества
- обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося
- повышение интереса и мотивированности учителя
- меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу
- соответствие результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
Составляющие
Технологии АМО
Содержание
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразии коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии
Структура
в соответствии с технологией, все образовательные технологии делятся на логически связанные фазы и этапы 2 .
Фазы урока
Этапы фазы урока
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.
АМО (методы)
Инициация
(приветствие, знакомство)
метод «Самолётик пожеланий»,
вхождение или погружение в тему
метод «Приветствие»,
( определение целей урока)
метод «Инструментальный пазл»,
Фаза 2. Работа над темой.
Определение ожиданий обучающихся
метод «Мотыльки»,
метод «Прогноз погоды»,
Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)
( планирование личностного смысла урока)
метод «Список покупок»,
метод «Лотерея»,
Метод работы в мини – группах «Ситуационная задача»
Интерактивная лекция ( передача и объяснение педагогом новой информации)
метод «Дерево ожиданий»,
метод «Почта России»
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.
Проработка содержания темы ( групповая работа обучающихся над темой урока)
метод «Инфо - угадайка»,
Эмоциональная разрядка (разминки)
метод «Визитные карточки»,
метод «Кластер»,
метод «Земля, воздух, огонь и вода»,
Подведение итогов ( рефлексия, анализ и оценка урока)
метод «Карта группового сознания»,
метод «Мозговой штурм»,
метод «Письмо самому себе»,
метод «Приоритеты»,
метод «Оловянный солдатик и тряпичная куколка»,
метод «Облако тэгов»,
метод « Мудрый совет»
метод « Светофор»
метод «Всё у меня в руках»
метод «Инфо - карусель»,
Неимитационные
Имитационные
Игровые
- проблемная лекция;
- проблемный семинар;
- лекция вдвоём;
- лекция с заранее запланированными ошибками;
- лекция пресс-конференция;
- эвристическая беседа;
- учебная дискуссия;
- самостоятельная работа с литературой;
- «круглый стол»;
- мозговой штурм
Неигровые
- деловая игра;
- инсценирование ситуаций и задач (разыгрывание ролей);
- игровое проектирование;
- имитационный тренинг
- анализ конкретных ситуаций (кейс-метод);
- коллективная мыслительная деятельность
Фаза 3. Завершение образовательного
мероприятия.
Эмоциональная разрядка (разминки)
метод «Земля, воздух, огонь и вода»,
Подведение итогов ( рефлексия, анализ и оценка урока)
метод «Оловянный солдатик и тряпичная куколка», «лимон»
метод «Ресторан»,
метод « Мудрый совет»
метод «Всё у меня в руках»
Метод «Лимон»
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
- Метод «Ресторан»
- Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
- Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
1. Я почти переварил…
2. Я переел… 3. Пожалуйста, добавьте…
Метод «облако тэгов»
- Системное и целенаправленное использование технологии АМО приводит к высокой мотивации обучающихся, качественному формированию УУД и компетентностей, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.
Литература :
1. Активные методы и инновации в учебном процессе. – М., 1998.
2. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А. П. Панфилова. – Москва: Академия, 2009.
3. Образовательные технологии новых стандартов./ Т.В. Лазарев- Петрозаводск: издательство «Verso», 2012 г. – 255 стр.
4. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва: Академия, 2008.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М:Просвещение, 2009 – 48с (стандарты нового поколения)
6. Самое существенное и основополагающее в чем-либо – Викисловарь (электронный документ); http:ru.wiktionary/org/wiki/суть.
7. Факультет интерактивного обучения образовательного портала "Мой университет" / http://moi-amour.ru