СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения. Технология развития критического мышления. Проблемно-диалогическое обучение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование. 

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения. Технология развития критического мышления. Проблемно-диалогическое обучение»

Нетрадиционные уроки как фактор повышения эффективности обучения

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой урока. Специалисты считают, что если ученик сам ставит цель работы, в том числе и цель урока, то он сознательно возьмется за дело и доведет его до конца. Поэтому на уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. А традиционные уроки не полностью отвечают этим требованиям.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике преподавания. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.

Г.В. Селевко рассматривает нетрадиционные формы уроков как “технологии”, “нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.















Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”

Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

 

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки:
субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства:
субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.
Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока.
Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.
Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

Из данной таблицы видно, что достоинства нестандартных форм урока намного доминируют, чем недостатки.

Нетрадиционные уроки условно можно разделить на группы:

  1. Урок- игра (викторины, брейн- ринг, умники и умницы, соревнования)

  2. Урок- ролевая игра (урок-суд, урок- театр, урок- пресс-конференция, урок-концерт и др.)

Особенность данных уроков в том, что каждый ученик примеряет на себе какую-то роль: судьи, режиссера, журналиста, артиста, какого-нибудь литературного героя…Они требуют от школьников хорошей подготовки и знания материала, текста.

  1. Урок- мастерская

Этапы «Мастерских»:

1 этап – «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого ученика. Предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации.

2 этап – работа с материалом, погружение в него.

3 этап – «социализация» - каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других.

4 этап – «разрыв» - новое видение предмета, неожиданность.

5 этап – «Творчество» - написание текста, сочинения.

6 этап – «рефлексия» - самоанализ.

  1. Урок- проект



АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Современное общество вышло на новый, цифровой уровень развития. Информационное поле формирует у молодых людей новый стиль мировоззрения: установка на яркую жизнь, потребительская модель поведения, эмоциональное восприятие информации. Сегодня серьёзные, научные познания вызывают скуку и стресс, а классическое образование обесценивается в глазах молодёжи по мере развития монетизации развлекательного контента. У студентов имеются большие трудности в определении своего будущего, оно кажется им недостаточно привлекательным. Как же запустить механизм развития и саморазвития у подрастающего поколения? Как вызвать интерес к учёбе и жизни вне «паутины»?

Традиционные методы обучения устарели. Сейчас бессмысленно ждать высоких результатов от студентов, если сам педагог не перешёл на новые технологии. Главная задача преподавателя сегодня – заинтересовать. Для этого необходимо использовать активные методы обучения, которые создают положительный эмоциональный фон занятий, развивают у студентов метапредметные компетенции, вносят творческий элемент в процесс обучения. При этом и сами знания должны быть созвучны с жизнью.[1,159]

Достижение указанных результатов на уроках русского языка и литературы возможно только при использовании активных методов обучения, современных приемов и технологий. При этом необходимо учитывать, что всё меняется стремительно: еще относительно недавно педагоги осваивали технологии по активизации речемыслительной деятельности ТРКМ (технология развития критического мышления) и ПДО (проблемно-диалогическое обучение), как уже на первый план вышли информационно-коммуникационные технологий, без которых невозможно представить современное образование.

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПДО) – обучение через диалог, использую в основном на уроках русского языка. Проблема задается в самом начале урока. Например, попросить устранить недочеты в предложениях:

Остаточные карбонаты возникли в результате окарбоначивания почв.

В силу быстрого гниения фруктов, их необходимо часто перетаривать.

Шкурование производится при помощи шкуровки.[2, 240]

Из начавшегося диалога делаем вывод, что на сегодняшнем занятии необходимо рассмотреть тему «Лексика с точки зрения её употребления». Далее идет творческое усвоение правил через выстроенный диалог. На этом этапе важно поддерживать связь знаний с реальной жизнью. Примеры подбираю в соответствии с профессией, специальностью (повар, бухгалтер, механик и др.)

«Невыполнимое задание». Перед изучением предложений с различными видами связи можно предложить произвести синтаксический разбор большого по объёму предложения. Студенты, столкнувшись с трудностью, начинают поиск решения.

Прием «Разные точки зрения» тоже активизирует внимание. Например, на теме «Орфоэпические нормы» привожу в пример противоречивые прогнозы лингвистов о произношении отдельных слов (Московская и Петербургская школы). Наблюдаем за современным произношением, делаем выводы, кто из ученых оказался прав. Можно предложить студентам спрогнозировать, в каких словах изменятся орфоэпические нормы. Эта работа вызывает интерес, все включаются в работу, высказывают свои предположения или недоумения по поводу некоторых произносительных норм.

Иногда дискуссии вокруг правила разгораются серьезные. Для педагога это лучший показатель работы. Значит, студенты не остались равнодушны. Значит, стандартное требование о «воспитании активной личности» воплощается в жизни, ведь в эти моменты у ребят появляется осмысленность, уходит формализм, пропадает стресс от скучных абстрактных знаний. Ребятам не приходится «зубрить» правила, они их понимают и с интересом применяют на практике. Как результат – высокие показатели и призовые места на олимпиадах.

Ещё один интересный приём – начать занятие шокирующей информацией со слов «а вы знаете, что…». Иногда использую этот приём и на литературе: «А вы знаете, что А.Блока был “королем поэтов Серебряного века”, а А.Ахматова “царицей русской поэзии’’? Почему, как вы думаете?» Начинается диалог, в который пытаюсь вовлечь даже самых неразговорчивых ребят. Все начинают придумывать свои версии. Одни выдвигают интересные гипотезы, другие – не очень, третьи могут обернуть все в шутку, но в этот чудесный момент рождения мыслей, необходимо похвалить и тех, и других, а с шутниками можно пошутить, чтобы и их заинтересовать. Начинается самое главное – диалог, эмоциональный настрой. И только после этого можно совместно, в диалоге, сформулировать и записать тему «Серебряный век русской поэзии».

Чтобы добиться уровня проблемно-диалогического обучения, педагогу необходимо постоянно работать над своими личностными качествами, расширять кругозор (не ограничиваясь только научными познаниями). Это помогает понимать восприятие молодых людей, их мироощущение. А иначе диалог состояться не может, тем более проблемный.

Часто можно услышать фразу: «Современные дети не любят читать». Да, конкурировать с развлекательными возможностями интернета просто нереально. Приходится воздействовать на различные стремления ребят: казаться взрослыми, желание общаться, быть услышанным, познавать себя и свою роль в этом мире, познать смысл жизни и т.д. И здесь в помощь приходит ТРКМ (технология развития критического мышления). Приёмы данной технологии просты, доступны, но требуют внимательности и подготовки. Важно постоянно напоминать ребятам, что критическое мышление – это не негатив и критика, а многостороннее обдумывание и размышление. [3,163] Данная технология развивает эмоциональную сферу, снимает страх выступления перед аудиторией. Ребята, боявшиеся отвечать, за год работы с ними по данной технологии начинали смело говорить, выражать свою точку зрения, обретали уверенность в себе, появлялась осмысленность и заинтересованность.

Например, при изучении объёмных произведений применяю приём «Кластеры» (вариант – ментальные карты). Задание: составить кластер по героям романа И.С. Тургенева « Отцы и дети», провести линии, соединяющие их судьбы. Затем этот кластер необходимо защитить перед аудиторией. Работа групповая, кластер оформляют на альбомном листе, защищают также группой, слушающие могут задавать вопросы. Максимальное количество баллов, получают только те группы, которые составили кластер по полному варианту произведения.

Такие приемы ТРКМ как взаимопроверка, перекрестный опрос тоже очень нравятся ребятам. Опыт показывает, что проверять знание текста могут только «опытные читатели», которые уже сдали зачет преподавателю, что вызывает полное доверие сокурсников.

Приём «Мозговой штурм» использую при анализе литературных произведений. Принимаются любые предложения. Создаётся так называемый «банк идей», в каждой идее выбирается рациональное зерно. Далее приходим к общему решению, которое фиксируем в тетрадь. Таким образом, получается «эффективная лекция».

«Интеллектуальная дуэль» тоже применима на уроках литературы. Группы задают вопросы друг другу. Подходит для обобщающих уроков. Ребята должны понимать, что для победы в дуэли нужно заранее хорошо подготовить материал, так как прочитать информацию на уроке они просто не успеют.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ тоже способствуют активному включению студентов в учебный процесс.[4, 324] На русском языке из творческих заданий использую следующие: подготовка сценки-диалога по теме, составление мини-проектов по подгруппам (например, составить небольшой словарик бухгалтерских терминов, 10-15 слов от каждой группы); фотодиктант по презентации; орфографические турниры и т.д. На уроках литературы без творческих приёмов просто не обойтись. Это могут быть сценки по рассказам В. Шукшина (заранее подготовленные), иллюстрация романа «Война и мир», интервью у писателя (тоже подготовленное), конкурс чтецов в рамках урока, сочинения необычных жанров (например, жанр письма «Письмо Обломову», « Письмо Раскольникову») и многое другое.

ИКТ-ТЕХНОГОГИИ. Период дистанционного обучения заставил педагогов освоить образовательные интернет-ресурсы.[5] Для русского языка и литературы мною была выбрана удобная и понятная платформа – виртуальная доска Padlet. Все необходимые учебные материалы здесь можно разместить по разделам, легко добавляются ссылки на онлайн-тесты, загружаются презентации к уроку, ссылки на обучающие ролики. А для творческих работ хорошо подходит простая в применении доска Jamboard. Здесь ребята могут делать небольшие групповые проекты. Например, используя стикеры, прошу составить правило о слитном, раздельном, дефисном написании наречий. Конечно, существуют более сложные и функциональные платформы, но педагоги столкнулись с тем, что не все студенты стремятся освоить образовательные возможности интернета. Приходится индивидуально обучать пользованию цифровыми ресурсами, что, конечно, вызывает определенные затруднения.

В заключение хотелось бы сказать, что без активных методов обучения в реалиях современного мира невозможно полноценно обучать. Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное (Я.А.Коменский). Разумное применение указанных приёмов способно пробудить интерес к занятиям, социализировать и формировать личность студентов. А для преподавателя – это возможность постоянно находиться в поиске, не останавливаться на достигнутом, самосовершенствоваться. Ведь, как сказал великий К.Д.Ушинский: «Учитель учит до тех пор, пока учится сам».[7]





Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2013. – 159с.

2. Быстрова Е.А., Львова С.И. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. – 240с.

3.С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 163с.

4.Матвеев Н.В., Лохтина Т.Н., Метелица В.Н. Образование и социально-

экономические проблемы развития современного общества: Материалы четвертой региональной научно-практической конференции. – Иркутск: Изд-во Оттиск, 2015. – 324с.

5. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200302802

6.https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/12/27/

7. https://psy.su/feed/9234/